Литературная викторина, посвященная творчеству А.С.Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Егорова Светлана Евгеньевна

Литературная викторина ,посвященная творчеству А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста. Викторина проводится , как обобщающее занятие по творчеству великого поэта, можно приурочить ко дню рождения поэта и провести как досуг в летний оздоровительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная викторина32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина, посвященная творчеству

                                       А.С.Пушкина

Дети  старшей группы:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.


 Ведущий: Уважаемые умники и умницы, а также болельщики! Уважаемые члены жюри! Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина.

Ребёнок: А.С.Пушкин родился в 1799  году. В детстве  у него была няня Арина Родионовна.  И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились   в его дальнейшем творчестве.  Он написал 7 сказок  и много стихотворений.

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Какие чудеса мы встречаем в Лукоморье?

Дети:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо- песнь заводит,

Налево- сказки говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И  тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед  я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под  ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Готовясь к этой викторинемы с вами не один раз перечитывали книги этого автора, заучивали  отрывки из сказок, рисовали различных героев. Сегодняшняявикторина продемонстрирует, насколько  вы помните подробности сказок.  В  финале игры вас  ждет сюрприз — необычный сундучок. А что в нём спрятано вы сможете узнать только тогда, когда преодолеете все трудности на вашем пути.

Стоит под дубом сундучок

И закрыт он на замок,

Что же в нем, как узнать?

Где же ключик отыскать?

Царевна Лебедь:

Я царевна из сказки известной.

Сказки волшебной и интересной

В этом сундучке подарок для детей. Но случилась беда.  На меня напал коршун, и я уронила

ключик в синее море.

Вед:  Что же делать, как нам быть,

Как нам сундучок открыть.

Царевна Лебедь:

Не тужите, не печальтесь

В путь-дорогу отправляйтесь.

Ключик нелегко найти.

Будет трудно вам в пути.

Мне на остров свой пора.

До свиданья, детвора!  (Уходит)

Ведущий: Ребята, я думаю чтобы нам справиться нужно хорошо знать сказки. Вы их хорошо знаете? Тогда начнём.

Что ж, ребята. Путь далек,

Поплывем мы на восток.

Вопросы 1 

     1. На каком из портретов изображён А.С. Пушкин

2.Какие сказки Пушкина вы знаете?

3.Вспомните сказку с самым длинным названием?( Сказка о царе Салтане,  о сыне егославном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди)

 

Вопросы 2

Отгадайте, из каких сказок эти строки?

1.Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.  (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

2.Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно — золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

 

3.Вот пошел он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)

4. «Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.( Сказка о попе и работнике его Балде)

5. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

« Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки- царя

Родила богатыря»    ( Сказка о царе Салтане)

6. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

7. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех   румяней и белее?   (Царица из «Сказки  о мертвой царевне и семи       богатырях.»)

8.Воротись,  поклонися   рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы  жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках. (Старуха.Сказка о рыбаке и рыбке).

9.Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними-тка ты,

Да снеси ее полверсты;

Снесешь кобылу, оброк уж твой;

Не снесешь кобылу, ан будет он мой.(Балда. Сказка о попе и работнике его Балде)

Подберите рифму:

  • Ветер весело шумит,

Судно весело ......( бежит)

  • Мимо острова Буяна

В царство славного ..... (Салтана).

  • И желанная страна

Вот уж издали ......... (видна)

  • «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный ......(рожок)!

  • Ты встаешь во тьме глубокой

Светлолицый    .......   (светлоокой).

  • И обычай твой любя

Звезды смотрят   ........  (на тебя).

  • И молва трезвонить стала:

Дочка царская............. (пропала).

  • Час обеда приближался

Топот по двору ......... (раздался)

  • Входят семь богатырей

Семь румяных .........( усачей)

  • Царь с царицею простился

В путь-дорогу   .......( снарядился)

  • И царица у окна

Села  ждать его.......( одна)

 (Разминка для всех)

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет(помахивают руками)

Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

(ведущий напоминает правила игры, игра начинается)

Вопросы 3

1.Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старым русским меркам означало- длина руки от конца пальцев до плеча «Сына бог им дал в аршин»,

«Сказка о царе Салтане»)

2.Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица.

(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3.Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года  «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.Кто подарил царю Дадону золотого петушка.? (Звездочет «Сказка о золотом петушке)

5. С кем наперегонки  бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, « Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? ( Поварихой . Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а другая-повариха)

7. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )

8.Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)

9.С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной,

во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)

10.Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).

 11. Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги)

12. Куда хотел закинуть Балда палку, данную бесенком? (за тучу)

13.Князь Гвидон в сказке три раза превращался  в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).

14. Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти

чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все

скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь

обернулась  царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)

15.К кому обращался  королевич Елисей в поисках  своей невесты. (К     солнцу, месяцу и ветру)

16.Кем хотела стать старуха?  (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей

морскою)

 

Подвижный конкурс: создаём аппликацию «кораблик»

Бочонок  с вопросами:

В бочонке находятся цифры. Дети из команд достают цифры и отвечают на вопросы закрепленные за этой цифрой.

Вопросы

 1. Исполнитель песни « Во саду ли в огороде» (Белка)

2.Место встречи попа с Балдой.(Базар)

3.Чем отравилась молодая царевна?(Яблоко)

4.Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Старуха)

5.  Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина. (Балда)

6.Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)

7.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи

богатырях» (Елисей)

 8.Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(мудрец – звездочет)

9.Что должен был делать петушок?
(охранять царство)

10.Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности?
(«Кири – ку – ку! царствуй лежа на боку!»)

11.Что попросил мудрец у царя за золотого петушка?
(«Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»)

12.Жилище старика со старухой?
(землянка)

13.Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?
(«Не печалься, ступай себе с богом»)

14.Кем хотела быть старуха?
(столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)

15.Сколько лет рыбачил старик?
(тридцать лет и три года)

16.Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка?
(«А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд»)

 Назовите  из какой сказки предметы?

 

В коробке лежат предметы (Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, месяц, зеркало)

 

III. Чему учат сказки А.С. Пушкина?

Сказки А.С. Пушкина учат нас не быть жадными и лживыми, учат понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче.
Легкий, наивный стих Пушкина вдохновил композиторов на создание музыки к его произведениям. М. Глинка написал оперу на сказочную поэму «Руслан и Людмила», А.Н. Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане».
Пушкин велик. Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг, посвященный творчеству А. С. Пушкина

Идёт обобщение знаний детей об А. С. Пушкине, его поизведений....

Литературный праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий праздника в старшей группе, посвященный творчеству А.С.Пушкина...

Сценарий литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина с детьми и родителями I подготовительной группы № 6 Тема: «Сказок Пушкина прекрасное творенье»

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества.Развивающие задачи:- учить вслушиваться в ри...

Сценарий литературной викторины , посвященного творчеству А. Л. Барто.

Цель: закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства...

Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Пушкина «Сказочная страна Лукоморье»

В конспекте представлен материал по речевому развитию воспитанников, рекомендованный к использованию в рамках работы литературной гостиной....

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству А.С.Пушкина

Материал для воспитателей старших групп и педагогов начальной школы...