Литературная викторина, посвященная творчеству А.С.Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Литературная викторина ,посвященная творчеству А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста. Викторина проводится , как обобщающее занятие по творчеству великого поэта, можно приурочить ко дню рождения поэта и провести как досуг в летний оздоровительный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная викторина | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина, посвященная творчеству
А.С.Пушкина
Дети старшей группы:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Ведущий: Уважаемые умники и умницы, а также болельщики! Уважаемые члены жюри! Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина.
Ребёнок: А.С.Пушкин родился в 1799 году. В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве. Он написал 7 сказок и много стихотворений.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Какие чудеса мы встречаем в Лукоморье?
Дети:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо- песнь заводит,
Налево- сказки говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Готовясь к этой викторинемы с вами не один раз перечитывали книги этого автора, заучивали отрывки из сказок, рисовали различных героев. Сегодняшняявикторина продемонстрирует, насколько вы помните подробности сказок. В финале игры вас ждет сюрприз — необычный сундучок. А что в нём спрятано вы сможете узнать только тогда, когда преодолеете все трудности на вашем пути.
Стоит под дубом сундучок
И закрыт он на замок,
Что же в нем, как узнать?
Где же ключик отыскать?
Царевна Лебедь:
Я царевна из сказки известной.
Сказки волшебной и интересной
В этом сундучке подарок для детей. Но случилась беда. На меня напал коршун, и я уронила
ключик в синее море.
Вед: Что же делать, как нам быть,
Как нам сундучок открыть.
Царевна Лебедь:
Не тужите, не печальтесь
В путь-дорогу отправляйтесь.
Ключик нелегко найти.
Будет трудно вам в пути.
Мне на остров свой пора.
До свиданья, детвора! (Уходит)
Ведущий: Ребята, я думаю чтобы нам справиться нужно хорошо знать сказки. Вы их хорошо знаете? Тогда начнём.
Что ж, ребята. Путь далек,
Поплывем мы на восток.
Вопросы 1
1. На каком из портретов изображён А.С. Пушкин
2.Какие сказки Пушкина вы знаете?
3.Вспомните сказку с самым длинным названием?( Сказка о царе Салтане, о сыне егославном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди)
Вопросы 2
Отгадайте, из каких сказок эти строки?
1.Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
2.Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3.Вот пошел он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. «Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.( Сказка о попе и работнике его Балде)
5. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря» ( Сказка о царе Салтане)
6. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
7. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.»)
8.Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках. (Старуха.Сказка о рыбаке и рыбке).
9.Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними-тка ты,
Да снеси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылу, ан будет он мой.(Балда. Сказка о попе и работнике его Балде)
Подберите рифму:
- Ветер весело шумит,
Судно весело ......( бежит)
- Мимо острова Буяна
В царство славного ..... (Салтана).
- И желанная страна
Вот уж издали ......... (видна)
- «Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ......(рожок)!
- Ты встаешь во тьме глубокой
Светлолицый ....... (светлоокой).
- И обычай твой любя
Звезды смотрят ........ (на тебя).
- И молва трезвонить стала:
Дочка царская............. (пропала).
- Час обеда приближался
Топот по двору ......... (раздался)
- Входят семь богатырей
Семь румяных .........( усачей)
- Царь с царицею простился
В путь-дорогу .......( снарядился)
- И царица у окна
Села ждать его.......( одна)
(Разминка для всех)
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет(помахивают руками)
Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
(ведущий напоминает правила игры, игра начинается)
Вопросы 3
1.Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старым русским меркам означало- длина руки от конца пальцев до плеча «Сына бог им дал в аршин»,
«Сказка о царе Салтане»)
2.Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица.
(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3.Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Кто подарил царю Дадону золотого петушка.? (Звездочет «Сказка о золотом петушке)
5. С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, « Сказка о попе и работнике его Балде»)
6.В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? ( Поварихой . Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а другая-повариха)
7. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )
8.Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)
9.С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной,
во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)
10.Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).
11. Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги)
12. Куда хотел закинуть Балда палку, данную бесенком? (за тучу)
13.Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).
14. Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти
чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все
скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь
обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)
15.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К солнцу, месяцу и ветру)
16.Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей
морскою)
Подвижный конкурс: создаём аппликацию «кораблик»
Бочонок с вопросами:
В бочонке находятся цифры. Дети из команд достают цифры и отвечают на вопросы закрепленные за этой цифрой.
Вопросы:
1. Исполнитель песни « Во саду ли в огороде» (Белка)
2.Место встречи попа с Балдой.(Базар)
3.Чем отравилась молодая царевна?(Яблоко)
4.Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
(Старуха)
5. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина. (Балда)
6.Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)
7.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» (Елисей)
8.Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(мудрец – звездочет)
9.Что должен был делать петушок?
(охранять царство)
10.Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности?
(«Кири – ку – ку! царствуй лежа на боку!»)
11.Что попросил мудрец у царя за золотого петушка?
(«Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»)
12.Жилище старика со старухой?
(землянка)
13.Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?
(«Не печалься, ступай себе с богом»)
14.Кем хотела быть старуха?
(столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
15.Сколько лет рыбачил старик?
(тридцать лет и три года)
16.Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка?
(«А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд»)
Назовите из какой сказки предметы?
В коробке лежат предметы (Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, месяц, зеркало)
III. Чему учат сказки А.С. Пушкина?
Сказки А.С. Пушкина учат нас не быть жадными и лживыми, учат понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче.
Легкий, наивный стих Пушкина вдохновил композиторов на создание музыки к его произведениям. М. Глинка написал оперу на сказочную поэму «Руслан и Людмила», А.Н. Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане».
Пушкин велик. Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный досуг, посвященный творчеству А. С. Пушкина
Идёт обобщение знаний детей об А. С. Пушкине, его поизведений....
Литературный праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий праздника в старшей группе, посвященный творчеству А.С.Пушкина...
Сценарий литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина с детьми и родителями I подготовительной группы № 6 Тема: «Сказок Пушкина прекрасное творенье»
Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества.Развивающие задачи:- учить вслушиваться в ри...
Сценарий литературной викторины , посвященного творчеству А. Л. Барто.
Цель: закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формировать у детей чувство уверенности в себе, эстетические чувства...
конкурс детско-юношеского рисунка и прикладного искусства, посвященный творчеству А. С. Пушкина «Пушкин и дети»
Информация о конкурсе...
Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Пушкина «Сказочная страна Лукоморье»
В конспекте представлен материал по речевому развитию воспитанников, рекомендованный к использованию в рамках работы литературной гостиной....
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству А.С.Пушкина
Материал для воспитателей старших групп и педагогов начальной школы...