Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Цели:
- сформировать умение детей составлению рассказа по картине.
- развитие связной речи детей.
- закрепление названий весенних месяцев и признаков природы.
-продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах.
Задачи:
-Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащение детского словаря – дети должны узнать понятие: перелетные птицы.
- Обобщить представление о поздней весне и изменениях в жизни птиц поздней весной.
- Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.
- Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.
Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картина «Грачи прилетели» А.К.Саврасов.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение К. Кубилинскаса «Весна».
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
В: Дети, скажите о каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие чувства оно вызывает?
В: Как в стихотворении описываются приметы весны? (Рассыпала подснежники, посеяла траву, барсучьи семьи к сроку
из норок подняла).
В: Назовите, пожалуйста, основные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы, день становится длиннее, ночь короче и т. д.)
В: Как вы можете объяснить слова автора: теперь весна-красавица зовет со всех концов
гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов? Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные).
В: Почему перелетные птицы перелетают с одного места на другое? (Они летят от туда, где наступает зима, чтобы переждать холода в более теплых краях).
В: Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, журавли, трясогузка, цапля и т. д.) .
2. Отгадывание загадок про перелетных птиц.
Жаворонок
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит.
Грач
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
Летом за пахарем ходит,
А под зиму,
С криком уходит.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам.
Цапля
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
Соловей
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
Гусь
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки!
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, кто это?
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
В воде купался,
Да сух остался!
Ласточка
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Кукушка
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?
Журавль
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
3. Дидактическая игра: «Скажи правильно».
Если у птицы красная грудка, она какая? (Красногрудая)
Если у птицы длинный хвост? (Длиннохвостая)
Если у птицы черная голова? (Черноголовая)
Если у птицы «сладкий голос»? (Сладкоголосая. Соловей)
Если у птицы белый бок? ( Белобокая. Сорока – белобока)
Физкультминутка.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
4. Рассматривание картины «Грачи прилетели» и беседа по ней.
(Воспитатель выставляет на доску картину «Грачи прилетели») .
В: Ребята, посмотрите на картину. Кого изобразил на ней художник? С чем она нас знакомит? (Художник нарисовал на картине перелетных птиц и знакомит нас с жизнью птиц весной) .
В: Каких перелетных птиц вы видите на картине? Что они делают? (краткое описание)
5. Составление плана рассказа по картине.
В: Теперь давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ?
- начнем рассказ с описаний весенней природы
-как вы думаете, в каком месяце весны это происходит? Почему?
- расскажите о птицах, которых вы видите на картине
В: А теперь по нашему плану мы составим рассказ по картине.
В: Старайтесь говорить красиво и правильно, следите за произношением звуков.
Прослушивание рассказов детей.
7. Анализ занятия.
Воспитатель предлагает вспомнить, чем занимались на занятии; высказать детям самим свои впечатления от занятия и охарактеризовать свою работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...