Стихи и потешки для развития детей раннего возраста в режимных моментах
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
В картотеке собраны авторские стихи, а также стихи известных авторов: А.Барто, А.Рождественской, А.Ахундовой, И.Токмаковой, С.Капутикян, Н.Саконской, О.Кригер, Л.Юровой, стихи и потешки из картотеки Н.В.Плотниковой (издательство "Речь", 2011г.) с целью наполнить режимные моменты увлекательным для детей содержанием, позволяющим поддерживать хорошее настроение у малышей, разнообразить и расширять образовательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast_stihi_i_poteshki_k_rezhimnym_momentam.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИХИ и ПОТЕШКИ для режимных моментов
(Составитель картотеки: Николаева Елена Валентиновна, ГБДОУ №29 Кировского района Санкт-Петербурга)
В картотеке собраны авторские стихи, а также стихи известных авторов А.Барто, А.Рождественской, А.Ахундовой, И.Токмаковой, С.Капутикян, Н.Саконской, О.Кригер, Л.Юровой, стихи и потешки из картотеки Н.В.Плотниковой, издательство «Речь», 2011г.
Цель: наполнить режимные моменты увлекательным для детей содержанием, позволяющим поддерживать хорошее настроение у малышей, разнообразить и расширять образовательную деятельность.
Перед завтраком или обедом
(картотека Н.В.Плотниковой, из-во «Речь», 2011)
1.Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
***
2.У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котёнку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
Нужно съесть её скорей!
***
3. Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
***
4. Ой, люли, люли, люли
В море плыли корабли,
Насте кашу привезли.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашу кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
***
Каша из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Танечка ела.
***
А.Барто
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Маше говорила:
- Сначала кашку скушай,
Потом сказку слушай!
***
Алла Ахундова «Гости»
Кукол в платья наряжали,
Кукол в гости приглашали,
Сладким чаем их поили,
И коврижками кормили.
Ничего они не ели,
Ничего они не пили…
И зачем такие куклы
Только в гости приходили?
А.Рождественская
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее!
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу съест,
Вырастут все зубки!
***
И.Токмакова «Каша»
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую сварите,
Наших деток накормите.
***
С.Капутикян «Кто скорее допьёт?»
Мама чашку молока
Маше налила.
«Мяу, - киска говорит, -
Вот и я пришла!»
Киске в миску отольём –
Веселее пить вдвоём.
Ну-ка, кто скорей допьёт?
Кто ни капли не прольёт?
***
Е.Николаева «Про кашу»
Каша манная варилась:
Всё пыхтела, пузырилась.
Из кастрюльки убежала,
На тарелочки попала.
Мы её поймаем ложкой,
И попробуем немножко.
Ай да каша! Как вкусна!
Всю съедим её до дна!
***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай, какая ложка,
Не досталось мне ни крошки!
***
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка – мышонка,
Зовут на обед.
Утки - поели,
Кошки - поели,
Мышки - поели,
А ты - ещё нет?
Где твоя ложечка?
Скушай хоть немножечко!
Е.Николаева «Море на столе»
- Море, море с островами,
Ты откуда же взялось?
- За обедом я у Вани
Из тарелки пролилось.
Возвышается картошка
Над бульоном на столе
И плывёт морковка в ложке,
Как моряк на корабле…
***
Вот это –
хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это –
её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
нет, не каша,
и не угадали!
Села Маша,
съела кашу
всю, сколько дали!
Во время и перед умыванием
***
Знаем, знаем да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться.
Лейся на ладошку
По-не-мно-жку
Нет. Не понемножку,
Посмелей!
Будет умываться веселей!
***
Ой, лады-лады –лады
не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок!
***
Е.Николаева
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
***
Е.Николаева «Перед умыванием»
Чтобы ручки мыть,, сперва
Закатаем рукава.
Тянем, тянем рукавок,
Показался локоток.
И другой подтянем тоже,
Вот теперь и мыться можно!
***
Е.Николаева «Умывалочка»
Мыло скользкое, постой!
Подружи нас с чистотой!
Мы вот так тебя потрём,
В пену мыльную собьём,
А потом, а потом
Наши ручки сполоснём.
***
Е.Николаева «Вытиралочка»
Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки, прячьте носик.
Где ребятки? Не видать!
Будем, будем полотенцем
Наши щёчки вытирать!
И с ладошек маленьких
Вытрем капли-капельки.
Вот и кончилась игра.
Вы сухие, детки? - Да!
***
Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь медведь не умывался –
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька:
- Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!
***
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
***
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
С.Капутикян «Хлюп-хлюп»
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз,
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз,
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
***
Каждый день мы утром рано
Умываемся у крана,
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Только кукла всё боится,
Ей не нравится водица,
Ай-ай-ай.
Во время одевания-раздевания
перед и после прогулки:
***
Полезен воздух для детей –
Скорее одевайся!
Зови гулять с собой друзей,
Прогулкой наслаждайся!
Н.Саконская «Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! –
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять:
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький,
Одели на ножки
Красные сапожки.
***
О.Кригер «На прогулку»
В сад сегодня выносить
Мы не будем Машу.
На морозе простудить
Можно куклу нашу.
С нами в сад пойдут гулять
Плюшевые мишки.
Им не надо надевать
Шапки и пальтишки.
.Е.Николаева «На прогулку!»
Шелестел листвою ветер:
- Выходите, Маша с Петей!
- На прогулку поскорей! –
Зачирикал воробей. –
- Отложите ваши книжки,
Надевайте-ка штанишки! -
В разговор вступила лужа:
- В сапоги обуться нужно!
А теперь и свитер, шапку
Надевайте по порядку! -
И продолжили вороны:
- Шарф и куртку! Всё! Готовы!
***
Е.Николаева «Ох, поссорились сапожки»
Смотрит Машенька на ножки:
Ох, поссорились сапожки,
Отвернули носики,
Не идут по мостику,
Меж собой теперь не дружат,
Завели хозяйку в лужу!
***
Осенью на ножки
Обули мы сапожки.
В красненьких сапожках
Шагаем по дорожке:
Камешки пинаем,
В лужи наступаем.
Хороши сапожки!
Не промокнут ножки!
***
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая
***
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта – с правой ножки,
Эта – с левой ножки.
Вот как хорошо.
Перед сном, при пробуждении и одевании после сна, расчёсывании:
Ай-ай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Ты, коровка, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Юра будет спать,
Станет глазки закрывать.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Стали дрёму навевать,
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать.
***
Не скребутся паучки,
Все по норкам спать легли.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Только серенький волчок
Ходит ночью у ворот,
Хочет Вову забирать,
Мы не будем отдавать.
***
(картотека Н.В.Плотниковой
Из-во «Речь» -2011)
1. Ой, люли, люли, люли.
Прилетели журавли.
Как они летели –
Все на них глядели,
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
***
2. Ай-да, люли, люли, люли,
Все давно уже уснули.
Один Ванечка не спит.
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Кукарекает поёт.
Ванечка на двор пойдёт,
Петушка-то уберёт.
***
3.Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи,
Малыша мне не буди.
Мой малыш будет спать
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.
4. Уж ты, котенька-коток,
Котик - серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
****
5. Серенькая кошечка
Села у окошечка.
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
- Где ж мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
***
6. автор Л.Юрова
Тише, тише, тише, тише.
Даже кот затих на крыше.
Не шуршит под дверью мышь,
Не колышется камыш.
Всюду тишь, тишь, тишь…
Засыпай и ты, малыш.
***
7. Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
ТРОПИНКА КО СНУ
Пять котят спать хотят,
А щенок - не спит.
Пять котят спать хотят,
А щенок - шалит!
Хвостиком виляет, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал: спать пора!
Мирно хвостиком вильнул,
И быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим,
Пожелал:
«Спокойной ночи!»
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
***
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись:
- Здравствуй, солнышко-
Колоколнышко!
***
А.Барто «Машенька» в сокращении
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
***
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
***
Котик серенький присел
На печурочке,
И тихохонько запел
Песню Юрочке:
- Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте!
Наши маленькие ручки,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте!
Ножки, ножки, просыпайтесь,
Здравствуйте!
Наши маленькие ножки,
Здравствуйте!
Ушки, ушки, просыпайтесь,
Здравствуйте!
Наши розовые щёчки,
Здравствуйте!
***
Кукла в гости собиралась,
Кукла в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела,
Причесалась не спеша –
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело –
Разбежались бусы вскачь,
Тише, куколка, не плач!
***
«Обновка»
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
***
С.Капутикян «Обновка»
Кто купил в горошек ситцу?
Папа – вот кто.
Сшила что за мастерица?
Мама – вот кто.
Кто в обновку нарядится,
Чья дочурка, баловница?
Маша – вот кто.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету-плету-плету, приговариваю:
Ты расти расти коса,
Всему городу краса!
***
Расти, коса,
До пояса,
Не вырони
Ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волоски в ряд.
Расти, коса,
Не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...
Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах
Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...
Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...
"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...
Потешки для детей раннего возраста в режимных моментах.
Режимные моменты в игровой форме...