«Словарный запас детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи ( группа) на тему

Татаринова Алена Альбертовна

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya.odt25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов на тему:

«Словарный запас детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Татаринова Алена Альбертовна.

За последние десятилетие резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У 70% - 90% детей посещающих дошкольные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности. То есть дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. 40% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфией (нарушение письма), это значит, что ребята обречены на хроническую  неуспеваемость по русскому языку. Отклонение от нормы в речевом развитии ребёнка может проявляться: бедностью его словарного запаса.

        Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

        Для предупреждения такой ситуации необходимо ещё в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьёзное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоению ребёнком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребёнок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определённой системе.

        Самые первые слова у ребёнка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова – предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребёнок может высказать и какую – то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребёнка появляются всё новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Накопление словарного запаса у ребёнка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строением речи. А поскольку многие речевые звуки у него ещё отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искажённо («афета» вместо конфета, «пать» вместо спать).  До определённого возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому, что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребёнком слов всё более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребёнок овладевает только к 5-6 годам. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью,  - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живёт и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своём запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребёнком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребёнок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола и стула, и ножка гриба. Или: глагол спать ребёнок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола, спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом. К 3 – 4 годам в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова (если он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой – то один конкретный предмет. А целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению, имеющегося у ребёнка запаса слов. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребёнком.

        Итак, к началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

        Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему не только педагоги, но и родители – чтение художественной литературы, словесные игры, обучение рассказыванию и так далее.

        Сейчас мы говорили о нормальном ходе накопления ребёнком словарного запаса. Однако это не всегда бывает так, есть основные признаки отклонения от нормы:

  1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 – 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.
  2.  Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счёт лепетных слов, непонятных окружающим.
  3. Обогащение словарного запаса происходит только за счёт имён существительных при почти полном отсутствии в речи ребёнка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, то есть глагол.
  4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов, образно говоря, «рассыпают их как горох», не пытаясь построить фразу.
  5. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы ни замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития ещё до перехода к фразовой речи

( на втором году жизни) ребёнок начинает использовать и косвенные формы слов.

  1. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть не точное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван) – это свидетельствует о бедности словарного запаса и о недостаточно точном понимании им значений слов.
  2. Длительное припоминание слов при назывании изображённых на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого.
  3. Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (вместо дерево – «деверо», молоток – «мотолок»).

При появлении подобных особенностей в речи ребёнка нужно без промедления показать специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...