«Словарный запас детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи ( группа) на тему
Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.odt | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов на тему:
«Словарный запас детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Татаринова Алена Альбертовна.
За последние десятилетие резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У 70% - 90% детей посещающих дошкольные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности. То есть дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. 40% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфией (нарушение письма), это значит, что ребята обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Отклонение от нормы в речевом развитии ребёнка может проявляться: бедностью его словарного запаса.
Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.
Для предупреждения такой ситуации необходимо ещё в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьёзное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоению ребёнком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребёнок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определённой системе.
Самые первые слова у ребёнка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова – предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребёнок может высказать и какую – то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребёнка появляются всё новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. Накопление словарного запаса у ребёнка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строением речи. А поскольку многие речевые звуки у него ещё отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искажённо («афета» вместо конфета, «пать» вместо спать). До определённого возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому, что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребёнком слов всё более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребёнок овладевает только к 5-6 годам. Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребёнок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребёнка слов зависит от тех условий, в которых он живёт и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своём запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребёнком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребёнок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола и стула, и ножка гриба. Или: глагол спать ребёнок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола, спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом. К 3 – 4 годам в речи ребёнка начинают появляться обобщающие слова (если он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой – то один конкретный предмет. А целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению, имеющегося у ребёнка запаса слов. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребёнком.
Итак, к началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.
Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему не только педагоги, но и родители – чтение художественной литературы, словесные игры, обучение рассказыванию и так далее.
Сейчас мы говорили о нормальном ходе накопления ребёнком словарного запаса. Однако это не всегда бывает так, есть основные признаки отклонения от нормы:
- Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 – 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.
- Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счёт лепетных слов, непонятных окружающим.
- Обогащение словарного запаса происходит только за счёт имён существительных при почти полном отсутствии в речи ребёнка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, то есть глагол.
- Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов, образно говоря, «рассыпают их как горох», не пытаясь построить фразу.
- Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы ни замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития ещё до перехода к фразовой речи
( на втором году жизни) ребёнок начинает использовать и косвенные формы слов.
- Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть не точное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван) – это свидетельствует о бедности словарного запаса и о недостаточно точном понимании им значений слов.
- Длительное припоминание слов при назывании изображённых на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого.
- Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (вместо дерево – «деверо», молоток – «мотолок»).
При появлении подобных особенностей в речи ребёнка нужно без промедления показать специалисту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...
Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...