Сказки шагают по свету.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, закрепить понятия "синонимы и антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в
подготовительной к школе группе.
Тема: «Сказки шагают по свету»
Цели занятия:
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».
5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.
6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .
7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
9. Повторение домашнего адреса и телефона.
Ход образовательной деятельности.
Ребята входят в группу и встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель:
- Здравствуйте,ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .
Воспитатель: -Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образовать уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка».
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму.
Например: цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д.
Затем дети тихо садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .
Воспитатель спрашивает у детей:
«Можно продолжать наше занятие, вы готовы? »
Дети кивают головой.
Воспитатель: «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам: враг – неприятель, трудиться – работать, лентяй – бездельник, плакать – грустить, веселиться – радоваться.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? »
-Я познакомлю вас с новым словом: антонимы. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу. Давайте все вместе скажем и запомним, что антонимы -… Закрепление понятия, спросить 2-3 ребят.
Воспитатель: «А сейчас давайте попробуем ребята, попробуем подобрать антонимы, к словам:
день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
А чтобы вы лучше запомнили такие слова, мы прочитаем с вами стихотворение, я начну, а вы закончите:
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко) .
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко) .
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец) .
Теперь «начало» я скажу, -
Ну, отвечай… (конец! »
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.
Физкультминутка:
Зимним днём, лесной тропой звери шли на водопой (дети идут по кругу)
За мамой – лисицей, крался лисёнок, (осторожные движения)
За мамой – ежихой катился ежонок (идут гусиным шагом)
За мамой – медведицей шел медвежонок (идут вперевалочку)
За мамой – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой, косые зайчата (дети прыгают)
Все мамы и детки напиться хотят. (Дети останавливаются, поворачиваются в круг лицом и делают лакательные движения).
Воспитатель: «Посмотрите теперь, ребята, на экран. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь? »
На экране появляется изображение рыбки.
Воспитатель: «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Полина. Я не случайно вызвала к мольберту Полину, она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. И сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей след?». Я бросаю вам мяч и говорю слово, а вы называете ответное и кидаете мяч мне обратно.
Корова – коровий, заяц – заячий, овца –овечий, лошадь – лошадиный, кошка – кошачий, коза – козий, поросенок – поросячий, ёж – ежиный,белка – беличий,волк – волчий, лиса – лисий.
Воспитатель: «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. А как называются их домики, мы узнаем, поиграв в игру «Кто где живёт?»:
муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель: «Ребята, а где же живёте вы? Кто из вас может назвать свой домашний адрес? »
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
Физкультминутка:
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие
А теперь, ребята, давайте проверим, как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:
1. Ледяное царство, мальчик, девочка – «Снежная королева».
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».
3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».
4. Царь, три сына, стрела, болото – «Царевна – лягушка».
5. Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».
6.Дедушка, бабушка, зима, внучка – «Снегурочка».
- Молодцы, ребята.Мы увидели, как хорошо вы знаете сказки, а теперь попробуйте описать сказочных героев.
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных.
Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем. В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки гуляют по свету
Драматизация сказок "Курочка Ряба", "Репка", прибаутка "Филя и Уля"....
Сказки гуляют по свету
Драматизация сказок "Курочка Ряба", "Репка", прибаутка "Филя и Уля"....
"Сказки гуляют по свету"
Закреплять знание содержания знакомых волшебных сказок, развивать выразительность речи, воспитывать разноплановый интерес к сказкам....
Мастер-класс "Сказки гуляют по свету"
Мастер-класс для педагогов "Сказки гуляют по свету"...
сказка Жил на свете цыплёнок
сказка...
Конспект занятия "Сказка шагает по свету"
Воспитывать потребнсть в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству....
Конспект развлечения «В гостях у сказки» по художественному-эстетическому развитию на тему «Сказки гуляют по свету» для детей 2 младшей группы № 2
Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, создание у детей радостного, эмоционального настроения....