Консультация для воспитателей "Методика развития речи младших дошкольников с ОНР"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал содержит рекомендации по реализации образовательной области"Речевое развитие" в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
С благоговеньем прикасаться
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать, право,
Как «Эллочек» и «Фимок» рать
К заморским «Ингам», «Ши», «Вау»
Его, кряхтя, хотят прижать.
Сергей Дорунда мыслитель
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Содержание работы по развитию речи детей
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет требования к речи детей в разных возрастных группах. В программе учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: требования к речевым навыкам и умениям отражается во всех разделах и главах общей программы.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
- развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.
Воспитатель наблюдает:
- за проявлениями речевой активности детей,
- за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п.
В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», « Продукты питания », « Игрушки », « Осень », « Овощи », «Фрукты» и т. д.).
В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.
Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.
Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.
В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. Вводится новый раздел работы – подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно – речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – это отбор содержания высказывания, освоения способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.
В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой:
«Развиваем речь детей»
«Ребенок и книга».
Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач:
- Развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитания звуковой культуры речи.
Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены в виде отдельных главок и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
Традиционные виды занятий по развитию речи
В зависимости от ведущей задачи:
занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
занятия по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);
занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
занятия по ознакомлению с художественной литературой.
В зависимости от применения наглядности:
занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
В зависимости от этапа обучения:
речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);
речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
В зависимости от количества участников:
фронтальные (со всей группой);
подгрупповые;
индивидуальные.
В зависимости от дидактических целей:
занятия по сообщению нового материала;
по закреплению знаний, умений, навыков;
по обобщению и систематизации знаний;
итоговые или проверочные;
комбинированные (смешанные).
Комплексные занятия
Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.
Принцип единого содержания является ведущим.
Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.
Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по- разному:
связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;
связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;
связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.
Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи – отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и ритму.
Интегративные занятия
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. При этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.
Например:
Чтение рассказа о птицах;
Коллективное рисование птиц;
Рассказывание детей по рисункам;
Слушание в записи голосов птиц;
Музыкальные игры с текстом.
Организация речевых занятий в зависимости от возрастных особенностей детей
По количеству участников можно выделить занятия:
Фронтальные - со всей группой;
Подгрупповые – несколько участников;
Индивидуальные.
Чем меньше дети, тем больше места должно отводится индивидуальным и подгрупповым занятиям.
Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект – субъектного взаимодействия.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В младших группа дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Воспитатель предлагает детям поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку – детям не говорят, что сейчас мы будем учиться. Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Структура занятий проста, от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу ( будем учиться правильно произносить звук «З». Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).
В старших группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. В наглядности больше используется настенные, настольные, мелкие, раздаточные картины. Воспитатель способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и другое
Речевая деятельность в детском саду в режимных моментах
Чтение;
Обсуждение;
Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
Беседа;
Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;
Викторина;
Инсценирование, драматизация;
Ситуации общения;
Наблюдения на прогулке;
Труд;
Игры на прогулке;
Чтение на прогулке;
Беседа после чтения;
Экскурсии;
Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);
Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;
Сочинение и отгадывание загадок;
Исследовательская деятельность;
Конструирование;
Создание коллекций;
Проектная деятельность.
Виды нетрадиционных занятий
Занятия – соревнования (кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.);
Занятия КВН (по типу литературной викторины, дети делятся на две группы);
Театрализованные занятия (разыгрывание микросценок, несущих познавательную информацию);
Занятия – сюжетно – ролевые игры (педагог – равноправный партнер, подсказывает сюжетную линию игры, решая поставленные задачи);
Занятия – консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка);
Занятия – взаимообучения (ребенок – «консультант» обучает других детей рассказыванию, описанию игрушки, предмета, выразительному чтению);
Занятия – аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер», ребенок описывает «лот», предлагая купить);
Занятия – сомнения (поиска истины, исследовательская деятельность детей типа: тает – не тает, плавает – тонет и т.д.);
Занятия – формулы (по принципу «погружений» автор: проф. Амонашвили);
Занятия – путешествия;
Бинарные занятия (составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа автор: Дж. Родари);
Занятия – фантазии;
Занятия – концерты;
Занятия – диалоги (тематика интересная и актуальная для детей);
Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой с детективной сюжетной линией);
Занятия типа «Поле чудес» (для читающих детей);
Занятие «Интеллектуальное казино» (по типу викторины «Что? Где? Когда?»).
Требования к организации и проведению занятий
Использование новейших достижений науки и практики;
Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
Обеспечение условий предметно – пространственной среды для развития познавательной деятельности;
Соблюдение санитарных норм;
Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания);
Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;
Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и приемы);
Логика построения занятия, единая линия содержания;
Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем;
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышения познавательной активности автор: проф. Н.Н. Поддьяков
Элементарный анализ – установление причинно – следственных связей;
Сравнение;
Метод моделирования и конструирования;
Метод вопросов;
Метод повторения;
Решение логических задач;
Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности автор: проф. С.А. Смирнов
Игровые и воображаемые ситуации;
Придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок;
Игры – драматизации;
Сюрпризные моменты;
Элементы творчества и новизны;
Юмор и шутка.
Методы развития творчества автор: проф. Н.Н. Поддьяков
Эмоциональная насыщенность окружения;
Мотивирования детской деятельности;
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование) ;
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее)
Игровые приемы;
Юмор и шутка;
Экспериментирование;
Проблемные ситуации и задачи;
Неясные знания (догадки);
Предположения (гипотезы).
Словарь терминов:
Комплекс – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое.
Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс ведущий к такому состоянию.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анна Ахматова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №50 города Ставрополя
к семинару
«Качественная реализация задач образовательной области «Речевое развитие» АОП как условие успешной подготовки к школе дошкольников с ТНР».
Подготовила: воспитатель В.И. Шутикова.
2016 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.
Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольников вусловиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается вдошкольном возрасте по двум направ...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...
"Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
Тема: "Развитие речи младших дошкольников"...