Консультация для воспитателей "Методика развития речи младших дошкольников с ОНР"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Валентина Ивановна Шутикова

 Материал содержит рекомендации по реализации образовательной области"Речевое развитие" в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

С благоговеньем прикасаться

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,

Как «Эллочек» и «Фимок» рать

К заморским «Ингам», «Ши», «Вау»

Его, кряхтя, хотят прижать.

                                                                                                                    Сергей Дорунда                мыслитель

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».  Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Содержание работы по развитию речи детей

               Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет  требования к речи детей в разных возрастных группах. В программе учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: требования к речевым навыкам и умениям отражается во всех разделах и главах общей программы.

   Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

              Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

               В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

Воспитатель наблюдает:

  • за  проявлениями речевой активности детей,
  • за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п.

              В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

        Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», « Продукты питания », « Игрушки », « Осень », « Овощи », «Фрукты» и т. д.).

         В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

        Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а)        дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б)        дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в)        воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся  к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

              Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

             Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

              Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.

             В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. Вводится новый раздел работы – подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно – речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – это отбор содержания высказывания, освоения способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.

             В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой:

«Развиваем речь детей»

«Ребенок и книга».

Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач:

- Развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитания звуковой культуры речи.

Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены в виде отдельных главок и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

Традиционные виды занятий по развитию речи

 В зависимости от ведущей задачи:

занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

занятия по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядности:

 занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)

 В зависимости от этапа обучения:

речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);

речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).

В зависимости от количества участников:

фронтальные (со всей группой);

подгрупповые;

индивидуальные.

В зависимости от дидактических целей:

занятия по сообщению нового материала;

по закреплению знаний, умений, навыков;

по обобщению и систематизации знаний;

итоговые или проверочные;

комбинированные (смешанные).

Комплексные занятия

            Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.

            Принцип единого содержания является ведущим.

Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.

Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по- разному:

связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;

связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;

связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.

Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи – отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и ритму.

                                                     

Интегративные занятия

            Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. При этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Например:

 Чтение рассказа о птицах;

 Коллективное рисование птиц;

 Рассказывание детей по рисункам;

 Слушание в записи голосов птиц;

 Музыкальные игры с текстом.

Организация речевых занятий в зависимости от возрастных особенностей детей

По количеству участников можно выделить занятия:

Фронтальные - со всей группой;

Подгрупповые – несколько участников;

Индивидуальные.

         Чем меньше дети, тем больше места должно отводится индивидуальным и подгрупповым занятиям.

         Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект – субъектного взаимодействия.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

          В младших группа дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Воспитатель предлагает детям поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку – детям не говорят, что сейчас мы будем учиться. Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Структура занятий проста, от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

          В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу ( будем учиться правильно произносить звук «З». Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).

           В старших группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. В наглядности больше используется настенные, настольные, мелкие, раздаточные картины. Воспитатель способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и другое

Речевая деятельность в детском саду в режимных  моментах

 Чтение;

 Обсуждение;

 Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);

 Беседа;

 Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;

 Викторина;

 Инсценирование, драматизация;

 Ситуации общения;

 Наблюдения на прогулке;

 Труд;

 Игры на прогулке;

 Чтение на прогулке;

 Беседа после чтения;

 Экскурсии;

 Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);

 Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;

 Сочинение и отгадывание загадок;

 Исследовательская деятельность;

 Конструирование;

 Создание коллекций;

 Проектная деятельность.

Виды нетрадиционных занятий

Занятия – соревнования (кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.);

 Занятия КВН (по типу литературной викторины, дети делятся на две группы);

 Театрализованные занятия (разыгрывание микросценок, несущих познавательную информацию);

 Занятия – сюжетно – ролевые игры (педагог – равноправный партнер, подсказывает сюжетную линию игры, решая поставленные задачи);

 Занятия – консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка);

 Занятия – взаимообучения (ребенок – «консультант» обучает других детей рассказыванию, описанию игрушки, предмета, выразительному чтению);

 Занятия – аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер», ребенок описывает «лот», предлагая купить);

 Занятия – сомнения (поиска истины, исследовательская деятельность детей типа: тает – не тает, плавает – тонет и т.д.);

Занятия – формулы (по принципу «погружений» автор: проф. Амонашвили);

 Занятия – путешествия;

 Бинарные занятия (составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа автор: Дж. Родари);

Занятия – фантазии;

Занятия – концерты;

 Занятия – диалоги (тематика интересная и актуальная для детей);

 Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой с детективной сюжетной линией);

 Занятия типа «Поле чудес» (для читающих детей);

 Занятие «Интеллектуальное казино» (по типу викторины «Что? Где? Когда?»).

Требования к организации и проведению занятий

Использование новейших достижений науки и практики;

 Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

 Обеспечение условий предметно – пространственной среды для развития познавательной деятельности;

 Соблюдение санитарных норм;

 Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания);

 Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;

 Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и приемы);

 Логика построения занятия, единая линия содержания;

 Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме);

 Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;

 Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем;

 Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности автор: проф. Н.Н. Поддьяков

 Элементарный анализ – установление причинно – следственных связей;

 Сравнение;

 Метод моделирования и конструирования;

 Метод вопросов;

 Метод повторения;

 Решение логических задач;

 Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности автор: проф. С.А. Смирнов

 Игровые и воображаемые ситуации;

 Придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок;

 Игры – драматизации;

 Сюрпризные моменты;

 Элементы творчества и новизны;

 Юмор и шутка.

Методы развития творчества автор: проф. Н.Н. Поддьяков

 Эмоциональная насыщенность окружения;

 Мотивирования детской деятельности;

 Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование) ;

 Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее)

 Игровые приемы;

 Юмор и шутка;

 Экспериментирование;

 Проблемные ситуации и задачи;

 Неясные знания (догадки);

 Предположения (гипотезы).

Словарь терминов:

 Комплекс – совокупность предметов и явлений, составляющих одно целое.

Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс ведущий к такому состоянию.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Анна Ахматова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №50 города Ставрополя

к семинару

«Качественная реализация задач образовательной области «Речевое развитие» АОП как условие успешной подготовки к школе дошкольников  с ТНР».

Подготовила: воспитатель В.И. Шутикова.

   

2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...

Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"

Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольников вусловиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается вдошкольном возрасте по двум направ...

Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...

"Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"

Тема: "Развитие речи младших дошкольников"...