Пересках рассказа Л.Н. Толстого "Девочка и грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие направленно на развитие связной речи младших дошкольников, развитие умения осмысленно и полно понимать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
развитие речи
Пересказ рассказа «Девочка и грибы» Л.Н. Толстого
Цель:
- продолжать учить детей связной и последовательной речи;
- добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
- добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.
- продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).
- позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);
- добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;
- углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);
- продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.
- продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.
Методические приёмы: беседа, вопросы; стихи; этюд драматизации (в конце занятия или после).
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – развитие всех компонентов устной речи; развитие свободного общения.
Чтение художественной литературы — формирование интереса и потребности в чтении.
Социализация — развитие театрализованной игры, приобщение к нормам и правилам общества, в котором живёшь; развитие духовно-нравственных качеств; углубление представлений детей о семье.
Безопасность — формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения и выхода из них.
Познание — расширение кругозора детей, получение новых жизненных знаний об окружающей действительности.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; маски-подвески с изображением героев произведения (или элементы костюмов и атрибутов); изображения в корзине грибов съедобных и несъедобных.
План-схема ведения НОД.
1.Вводная беседа.
2.Чтение художественного произведения.
3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.
4.Повторное чтение текста.
5.Пересказ детьми.
Ход занятия:
— Ребята, я принесла вам сегодня несколько книг: толстых и тонких, больших и маленьких, новых и зачитанных стареньких. Книга-это сокровище, которое раскрывает много тайн, передаёт большое количество знаний, учит уму разуму. Это самая большая драгоценность. Обратите внимание- многие книги оформлены золотом- настолько они ценны и значимы.
Обратите внимание на портрет человека на доске. Знаете ли вы кто это?
— (писатель Л.Н.Толстой).
-Л.Н.Толстой писал для взрослых, но он очень любил детей и писал интересные рассказы для них. Мы с вами прочитали почти многие его рассказы. Но один рассказ поразил нас больше всех. Сегодня мы его вспомним. Я прочитаю вам этот рассказ, а затем кто-то из вас его перескажет , а потом мы сделаем театральный этюд и покажем сценку из этого рассказа.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Девочка и грибы».
Вопросы по содержанию текста:
— Зачем девочки- сестры пошли в лес?
— Почему именно через железную дорогу девочкам нужно было переходить?
— Почему меньшая (младшая) девочка решила, что ей нужно перебежать на другую сторону дороги, а не вернуться назад?
— Что спасло девочку?
— Переживала ли за судьбу своей сестрёнки старшая сестра?
— Чем закончился поход в лес?
Повторное чтение.
Пересказ рассказа детьми.
1. Динамическая пауза «Приближается поезд».
Ребята встают со своих мест и движениями рук изображают вращение колёс,
имитируя звуки приближающегося поезда. Артикуляция звуков (ч,щ).
Показываем и объясняем артикуляцию детям. При произношении звука Ч- кончик языка соприкасается с верхними зубками, короткие прикосновения пропускают струю воздуха. При произношении звука Щ- плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и нёбом.
2. Динамическая пауза «По грибы».
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли,
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Ребята, давайте посмотрим какие же грибы принесла меньшая девочка (младшая сестра) домой. На магнитную доску крепятся съедобные и несъедобные грибы в корзине.
Опрос детей. Закрепление названий грибов.
(После этого можно сделать этюд драматизации с тремя главными действующими лицами: две сестры, машинист поезда, остальные ребята, сидящие на стульях пассажиры поезда)
Рефлексия.
-Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что Вам больше всего понравилось?
Рассказ
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143186-1352795685.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-448343-1400158571.jpg)
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»
Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/15/picture-867697-1592217991.jpg)
Конспект образовательной деятельности "Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»"
Цель: Пересказ текста по опорным рисункам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-887082-1485894718.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию речи Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-682497-1694861900.jpg)
«Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/21/picture-1415071-1658419375.jpg)
Сценарий осеннего праздника по рассказу В.Г. Сутеевой " Под грибом"
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрали...