Пересках рассказа Л.Н. Толстого "Девочка и грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие направленно на развитие связной речи младших дошкольников, развитие умения осмысленно и полно понимать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
devochka_i_griby_pereskaz.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
развитие речи
Пересказ рассказа «Девочка и грибы» Л.Н. Толстого
Цель:
- продолжать учить детей связной и последовательной речи;
- добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
- добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.
- продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).
- позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);
- добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;
- углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);
- продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.
- продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.
Методические приёмы: беседа, вопросы; стихи; этюд драматизации (в конце занятия или после).
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – развитие всех компонентов устной речи; развитие свободного общения.
Чтение художественной литературы — формирование интереса и потребности в чтении.
Социализация — развитие театрализованной игры, приобщение к нормам и правилам общества, в котором живёшь; развитие духовно-нравственных качеств; углубление представлений детей о семье.
Безопасность — формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения и выхода из них.
Познание — расширение кругозора детей, получение новых жизненных знаний об окружающей действительности.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; маски-подвески с изображением героев произведения (или элементы костюмов и атрибутов); изображения в корзине грибов съедобных и несъедобных.
План-схема ведения НОД.
1.Вводная беседа.
2.Чтение художественного произведения.
3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.
4.Повторное чтение текста.
5.Пересказ детьми.
Ход занятия:
— Ребята, я принесла вам сегодня несколько книг: толстых и тонких, больших и маленьких, новых и зачитанных стареньких. Книга-это сокровище, которое раскрывает много тайн, передаёт большое количество знаний, учит уму разуму. Это самая большая драгоценность. Обратите внимание- многие книги оформлены золотом- настолько они ценны и значимы.
Обратите внимание на портрет человека на доске. Знаете ли вы кто это?
— (писатель Л.Н.Толстой).
-Л.Н.Толстой писал для взрослых, но он очень любил детей и писал интересные рассказы для них. Мы с вами прочитали почти многие его рассказы. Но один рассказ поразил нас больше всех. Сегодня мы его вспомним. Я прочитаю вам этот рассказ, а затем кто-то из вас его перескажет , а потом мы сделаем театральный этюд и покажем сценку из этого рассказа.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Девочка и грибы».
Вопросы по содержанию текста:
— Зачем девочки- сестры пошли в лес?
— Почему именно через железную дорогу девочкам нужно было переходить?
— Почему меньшая (младшая) девочка решила, что ей нужно перебежать на другую сторону дороги, а не вернуться назад?
— Что спасло девочку?
— Переживала ли за судьбу своей сестрёнки старшая сестра?
— Чем закончился поход в лес?
Повторное чтение.
Пересказ рассказа детьми.
1. Динамическая пауза «Приближается поезд».
Ребята встают со своих мест и движениями рук изображают вращение колёс,
имитируя звуки приближающегося поезда. Артикуляция звуков (ч,щ).
Показываем и объясняем артикуляцию детям. При произношении звука Ч- кончик языка соприкасается с верхними зубками, короткие прикосновения пропускают струю воздуха. При произношении звука Щ- плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и нёбом.
2. Динамическая пауза «По грибы».
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли,
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Ребята, давайте посмотрим какие же грибы принесла меньшая девочка (младшая сестра) домой. На магнитную доску крепятся съедобные и несъедобные грибы в корзине.
Опрос детей. Закрепление названий грибов.
(После этого можно сделать этюд драматизации с тремя главными действующими лицами: две сестры, машинист поезда, остальные ребята, сидящие на стульях пассажиры поезда)
Рефлексия.
-Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что Вам больше всего понравилось?
Рассказ
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»...
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»
Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...
Конспект образовательной деятельности "Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»"
Цель: Пересказ текста по опорным рисункам....
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию речи Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...
«Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой. ...
Сценарий осеннего праздника по рассказу В.Г. Сутеевой " Под грибом"
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрали...