РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников
статья по развитию речи ( группа) на тему
РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников
Расторгуева Айта Георгиевна
Воспитатель 2 младшей группы «Непоседы»
«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников
Расторгуева Айта Георгиевна
Воспитатель 2 младшей группы «Непоседы»
«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
В рамках ФГОС ДО одной из первоочередных стоит задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста как средства общения и культуры.
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды – это одно из условий речевого развития детей.
Речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Создание условий для полноценного речевого развития детей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.
Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе игру и занятие по душе, а речевое развитие у детей было всесторонним, на втором этапе в группе следует определить центры организации определенного вида игровой деятельности и выделить из них те, которые играют особую роль в развитии речи. Каждый центр наполнить необходимым оборудованием, которое доступно для детей.
Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению развития детей – это речевой центр. В уголке должны содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением, игры на развития всех компонентов устной речи детей.
Деятельность в центре художественного слова способствует развитию всех сторон речевой системы:
- дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст;
- составлять описательные и творческие рассказы;
- работать над интонационной выразительностью речи;
- делают первые шаги в чтении;
- знакомятся с книжной культурой.
Вследствие чего происходит обогащение словарного запаса, отрабатывается как диалогическая, так и монологическая речь.
В центре занимательной математики формируется грамматический строй речи и связная речь.
Сенсорный центр способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь.
В центре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.
В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:
- составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- размышлять, рассуждать и доказывать;
- объяснять явления природы;
- составлять небольшие рассказы.
Используя инструменты в музыкальном центре в своих играх:
- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Осуществляя деятельность в центре театрализации дети:
- учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке;
- перевоплощаясь в различных героев, меняют интонацию и голос;
- обогащают продуктивную речевую деятельность.
При этом у них развивается уверенность в себе и коммуникабельность.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться.
Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно на развитие речи.
Одним из условий ФГОС дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому в дошкольном учреждении развивающая среда должна быть построена так, чтобы каждому воспитаннику была предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного процесса. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Консультация для педагогов "Предметно - разивающая среда как средство развития устной речи дошкольников"
Предметно - развивающая среда как срежствво развития устной речи дошкольников...
Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольников"
Методические рекомендации по созданию речевой развивающей среды в группе...
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация "ППРС как средство развития устной речи дошкольников"
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...