Проект на тему :"Дом - колыбель души"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Петрова Марина Павловна

В данной работе указаны задачи проэкта и расписаны этапы проведения мероприятий для их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom-kolybel_dushi.docx8.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: "Дом - колыбель души"

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Историю своей страны,

Конечно , дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома.

Изба! В ней все так интересно.

Мы побывали –там чудесно!

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой.

Ожидаемые результаты:

        -дети получат знания о б истории крестьянского жилища – избы, об  ее устройстве;

        -познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

             -обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

        -дошкольники приобщаются  к истокам традиционной культуры, понимают и принимают         народные игры, обычаи, традиции;

            -осознают роль труда в жизни россиян;

            -будет создан мини –музей  «Русская изба».

 Место проведения: МБДОУ детский сад « Березка».

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 5 недель).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный работник, старший                                         воспитатель, родители.

Актуальность.

         Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детском саду происходит духовно- нравственное становление  детей.

        В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоциональ- но- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С

 дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом- человеком , имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Заложить любовь к семье, друг к другу, способствовать формированию духовных основ личности  позволяет данный проект.

Как же ввести дошкольника в мир русской культуры? Мы начинаем с того , что понятно любому малышу- с семьи. Ведь то , что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть- мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством т. е. занимается мужской работой.

  Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получаем возможность приобщения детей к духовной культуре, пробуждения у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщения к истокам народной культуры.

        Цель проекта:

 формировать познавательный интерес  к истории  русского народа, формировать представления о традициях и быте русского народа.

        Задачи проекта:

  • Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением  (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, люлька, лавка ).Прививать интерес к предметам старины. Расширять словарный запас детей.
  • Познакомить с русской национальной одеждой женщин (кофта, сарафан, кокошник), мужчин (рубаха- косоворотка, порты).
  • Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, потешками, пестушками.
  • Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализо -ванной деятельности ( игры- драматизации, игры с куклами, постановка сказок, эпизодов из них).
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, хороводам, танцам.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям.
  • Воспитывать патриотические чувства: любовь  к семье, дому, окружающей природе, Родине.
  • Способствовать развитию познавательной, музыкальной, игровой, трудовой деятельности.

1 этап:  подготовительный (1 неделя)

-сбор информации, подготовка наглядного материала;

-подбор дидактических игр.

 -консультации для родителей.

2 этап:  основной (3 недели)

-работа с детьми ( организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы, рассматривание картин);

-оснащение предметно- развивающей среды;

-работа с родителями ( организация совместной деятельности  родителей с детьми).

3 этап:   обобщающий (1 неделя)

- систематизация материалов;

-создание мини-музея « Русская изба».

Мероприятия.

 Подготовительный этап:

1 .Изучение литературы, информации интернет –ресурсов.

2. Консультации для родителей:

 -« Как люди на Руси жили?»

 -«Мини – музей в группе»

 - «Предметы быта бабушек и дедушек».

3. Изучение познавательной литературы на тему « Русская изба». Подбор и изучение           экспонатов, принесенных родителями.

Основной этап.

1. Знакомство с художественной литературой, былинами. Чтение и заучивание наизусть потешек, поговорок, пословиц, пестушек, песенок.

2. Рассматривание старинных предметов домашнего быта.

3. Досуг: загадки о предметах быта.

4. Экскурсия в музей г. Острова .Знакомство с природой родного края, традициями и бытом          русского народа.

5. Рассматривание репродукций картин   И.И. Левитана « «Золотая осень», «Березовая роща»,  И.И.        Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом бору».

6. Оформление макета русской печки в группе.

7 .Музыкальная деятельность: слушание народных песен(аудиозапись), пение знакомых     колыбельных песен, разучивание русского народного  хоровода « На горе-то калина», танца  «Кадриль».

8. Сюжетно- ролевые игры: «Семья», « Дом», «Дочки-матери».

9. НОД ( аппликация)

«Лоскутное одеяло», «Укрась сарафан»

  • Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», « Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».
  • НОД (конструирование)

Изготовление кукол из ткани.

        12.Проведение выставки работ из природного материала.

        13.Дидактические игры «Подбери мебель для избы», «Собери посуду»,  «Построй избу».

        14 .Беседы с детьми по теме проекта:

        -        « Что такое русская изба?»,

                -«Русские народные игры для детей»

                - «Русские народные музыкальные инструменты»

        15. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных         игрушек .

        16.Рассматривание иллюстраций  Рачева к сказкам ( знакомство с русским народным         костюмом)

Обобщающий этап:

  • Систематизация материалов.
  • Оформление мини-музея «Русская изба « в группе вместе с детьми и родителями.
  • Оформление  уголка по декоративно- прикладному искусству в группе.
  • Создание библиотеки из русских народных сказок, потешек, пестушек, песенок, былин о богатырях, видеотеки.
  • Провести открытое занятие дпя МО на тему «Дом- колыбель души2.
  • Презентация проекта.

Литература:

1. М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и мл.         шк возраста.» Практическое пособие.- М. Айрис- пресс.2003.

2. О.Л. Князева, М,Д, Маханева « Приобщение детей к истокам русской народной         культуры.Программа Учебно- методическое пособие.-СПб: «Детство-Пресс, 2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии         календарно- обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов         дошкольных образовательных учреждений.Авт. сост. Л,С,Куприна, Т,А, Бударина,         О,А,Маханева, О,Н,Корепанова и др. –СПб  «Детство- пресс»,2004.

4 .Н,В,Алешина  «Знакомство дошкольников с родным городом и         страной»(патриотическое воспитание) М.2011.УЦ «Перспектива»

5. Программа « Свет Руси» под ред. Н.В. Вишневской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема «Семья – колыбель счастья».

Повестка родительского собрания:1.     «Контроль за безопасность детей на улице, на дороге, игры на прогулке, применение ремней безопасности и детских удерживающих устройствах во в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание) на тему: «Дом - колыбель души» в средней группе

Занятие по позновательному развитию, которое знакомит детей с истории России, родной природой, жизнью и бытом русских людей, традициями, воспитывает патриатические чувства....

Проект «Мое село – моя колыбель» Конспект ООД в средней группе «Секреты бабушкиного сундучка»

Проект «Мое село – моя колыбель»Конспект ООД в средней группе«Секреты бабушкиного сундучка»...

Конспект праздника "Родная Воронцовка" в рамках социального проекта "Моё село - моя колыбель".

Материал может использоваться в работе с дошкольниками старшей и подготовительной групп в целях воспитания любви к малой родине,её природным красотам, достопримечательностям, людям, истории....

проект "Мое село - моя колыбель"

Проект о селе Воронцовка...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе На тему: «Матрешка – Русская душа»

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Проект на тему: «Горшочек на окошке, цветочек для души»

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным...