"Как аукниться так и откликнится"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
План конспект по развитю речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_auknitsya_tak_i_otkliknitsya.doc | 440 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Как аукнится, так и откликнится»
«Посидим в тишине»
(чтение художественного произведения)
Воспитатель: Малолеткина Наталья Владимировна.
Цель: Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказывать
высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать, воспитывать
доброе, заботливое отношение к маме, вызывать желание помогать ей,
во всех делах по мере своих сил.
Материалы: зеркало, аудиозаписи сказки «Айога» и стихотворения «Посидим в тишине»
Два рисунка с изображением девочек.
НОД:
Воспитатель биседует с детьми.
- Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало?
(ответы детей)
- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало – это хорошо или плохо?
-Почему хорошо?
(приводишь себя в подарок, причесываешься, умываться, завязывать бант)
-Почему плохо?
(можно много проводить у зеркала любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные дела: помогать маме, папе, бабушке и.т.д)
-Ребята возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя, расскажите о себе, какие вы.
(дети рассматривают и рассказывают)
- Ребята зеркало- это очень полезный предмет, но сним надо обращаться очень осторожно. Если много любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала, то не было.
Слушаем аудиозапись сказки «Айога»
Нанайская народная сказка.
Айога.
В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
- Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвется, - говорит Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
- Рукавицы надень.
- Изорвутся, - говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!
- Так зашей рукавицы иголкой.
- Иголка сломается.
- Возьми толстую иголку, - говорит отец.
- Палец уколю, - отвечает дочка.
- Наперсток возьми…
- Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
- Дай мне лепешку, мать!
- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.
- А я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые…
- Я их на солнце высушу…
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива...
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
- Айога-га-га! Айо-га-га-га!
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
- Ребята посмотрите пожалуйста внимательно и скажите, какая из них Айога?
Как вы догадались?
Айога ленивая, а соседская девочка какая?
(трудолюбивариваться)
Айога злая, а другая девочка.
(щедрая)
О чем просила дочку мать?
(принести воды)
Как поступила Айога?
(стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не идти)
Какая Айога?
(горделивая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям)
Какая у Айоги мать?
(терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая)
Кто помог матари?
(соседская девочка)
Какая она?
(трудолюбивая, добрая, послушная, вежливая, внимательная, независтливая)
Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему?
- Мать поступила по справедливости, в народе есть мудрая пословица «Как аукниться, так и откликниться»
Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
А в стихотворении Е. Благининой « Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относиться к своей маме.
И как можно обьяснить в этом случае пословицу «Как аукниться, так и откликниться»
Ребята слушают аудиозапись стиховорения «Посидим в тишине»
Посидим в тишине
Елена Благинина
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
Ребята вам понравилась эта девочка в этом стихотворении?
(ответы детей)
- Какими словами ее можно охарактерезовать?
(добрая, внимательная, послушная, умная, тихая, милосердная)
-Как вы думаете; когда ее мама проснется и попросит дочку что нибудь сделать, как поступит девочка?
Ответы детей.
Как отнесется мама к послушной дочери?
Ответы детей.
-Правильно любая мама любит своих детей, какие бы они не были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и справедливости.
-Всегда старайтесь слушать своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть не большую помощь, но оказать. Ведь не даром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья»
Всем спасибо за внимание!