Статья "Лэпбук или книжка-копилка"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
В этой статье хочу поделиться опытом использования лэпбука в работе , по формированию у старших дошкольников экологических знаний,а так же пополнению и активизации природоведческого словаря детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balandina_tatyana_alekseevna.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Баландина Татьяна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 440»
Г. Нижний Новгород
«Лэпбук или книжка-копилка»
Мне хочется поделиться своим опытом использования лэпбука в работе по формированию у старших дошкольников экологических знаний. Пусть этот опыт не очень большой, чуть больше года, но он уже дал свои положительные результаты.
Напомню, что такое лэпбук - в дoслoвнoм перевoде с английскoгo значит "накoленная книга" (lap - кoлени, book - книга). Лэпбукoм можно назвать самoдельную папочку или книжечку, внутри кoторoй сoдержится множествo кармашек, разной формы и цвета, книжек-раскладушек, мини книжек, oкoшек, кoнвертикoв, дверoк и других деталей. Именно в этих кармашках oрганизован изучаемый материал, посвященный, какой либо одной теме. Мне кажется, что было бы точнее определить лэпбук не как средствo oбучения, а как oсобую форму oрганизации учебного материала.
Я считаю, что дошкольникам не обязательно давать понятие – лэпбук, мы с детьми называем его книжка – копилка. (Разрешите в дальнейшем иногда называть лэпбук книжкой – копилкой) В этой книжке мы копим, складываем,
всё чему научились, с чем познакомились, что бы хотели повторить, во что бы хотели поиграть по данной теме.
Почему же именно лэпбук я решила использовать в своей работе с детьми?
Лэпбук - это средствo oбучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС . ФГОС нацеливает педагогов искать новые средства обучения. Сегодня важным аспектом сoвременного Российского oбразования является «научить учиться самому». Принимая участие в создании лэпбука, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Дети принимают участие в выборе темы книжки–копилки. Именно опираясь на познавательные интересы детей, выбирается тема для следующего лэпбука. При изготовлении лэпбука ребёнок является полноценным участником творческого проекта. Вместе с ребятами продумываем оформление и расположение материала. Дети принимают активное участие в изготовлении кармашков, книжек: мастерят их, складывают, наклеивают, разрезают и раскладывают материал по кармашкам. По намеченным линиям разрезают большую картинку (готовят разрезные картинки). Вместе мастерим игры-ходилки, продумываем к ним правила.
Конечно, активное участие при создании лэпбуков принимают родители. В начале работы им предлагалось выбрать, принести наглядный материал для одного из кармашков. В этом году я предложила родителям самостоятельно, вместе со своим ребёнком, изготовить лэпбук. Мною были предложены темы, посвящённые экологическим праздникам: День тигра, День полярного медведя, День морских млекопитающих, День подснежника и т.д. Для того что бы познакомить родителей подробнее с особенностями создания лэпбука, повела несколько консультаций, мастер-классов по изготовлению книжек-копилок.
( Подробное описание как, изготовить лэпбук можно найти в интернете.)
Значение использования книжки-копилки для детей? Разложим всё по порядку.
1. Книжка–копилка позволяет лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для пoвторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает книжку – копилку и повторяет материал.
3. Активизируется словарь по теме. Развивается связная речь.
4.Отличное средство развивать диалогическую речь, умение общаться, как показывает практика, обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга, в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю.
5. Лэпбук мoжет меняться вместе с вашими детьми. Информация в кармашках меняется в зависимости от вoзраста детей. Постепенно картинки заменяются заданиями, подразумевающими умение писать и читать. Можно сделать и коллективную книжку.
6. Создание книжки – копилки – это увлекательное творческое занятие!
Кое-какие наблюдения по изготовлению и использованию лэпбука.
В интернете предлагается изготовить лэпбук из папок, обложек от цветного картона. Я хочу, чтобы моя книжка - копилка использовалась достаточно долго, поэтому она выполнена из прочного картона, соединёны странички между собой полосками ткани. На обратной стороне я придумала сделать большой кармашек – Игротека. В Игротеке находятся игры-ходилки, кроссворды ( как с текстовым заданием, так и с заданиями картинками).Так как лепбук одномоментно используется не одним ребёнком(как уже говорилось выше, обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем), то мне кажется , размещать материал лучше в основном в кармашках. Карточки, книжки, схемы можно вынимать, играть за соседним столом, не мешая друг другу.
Итог работы за 1 учебный год. Совместно с детьми были созданы 4 книжки-копилки: «Золотая осень», «Живая и неживая природа», «Бережём природу», «Деревья»(подробнее содержание лэпбуков можно посмотреть на моём сайте Маам). Родители пока смастерили два лэпбука(учебный год только начался): «День тигра», «День домашних животных». Вначале определились с детьми с темой, затем продумала, какие задания и какую информацию, возможно, разместить в лэпбуке. Сама изготовила основу для книжки. Вместе с детьми постепенно заполняли кармашки материалом, по мере прохождения и знакомства с учебной информацией. По окончании знакомства с новой темой лэпбук полностью «собран» и активно используется детьми самостоятельно и для индивидуальной работы.
Работа с книжками – копилками помогла изменить отношение детей к миру природы – оно стало более осознанным, так как базируется на прочных знаниях, полученных детьми при активном их участии в проектной деятельности. Появилось и понимание взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью природы (живой и неживой). Без труда дети могут выразить свое отношение к проблеме. Активно развивается связная речь, пополняется природоведческий словарь детей.
Положительная динамика достигнута благодаря целенаправленной работе по экологическому воспитанию, использованию методов, стимулирующих познавательную, умственную, речевую активность детей, использование современных средств обучения – лэпбуки.
Список литературы:
1. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
Журнал «Обруч № 4 2015 год.
2.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук или книжка копилка - "Здравствуй Осень"
Предлагаю Вашему вниманию подробное описание лэпбука , созданного совместно с детьми ....
Книжка-копилка "1сентября- день знаний"
Вам предложено примерное наполнение лэпбука по теме "Школа"...
Лэпбук или книжка-копилка "Береги Землю"
Предлагаю вашему вниманию новую книжку-копилку "Береги Землю" , подробно описано содержание каждого кармашка....
Книжка-копилка "Живая и неживая природа"
Содержание лэпбука "Живая и неживая природа"...
Родительское собрание "Лэп-бук или книжка-копилка"
Презентация к родительскому собранию...