Пальчиковые игры- чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук.
консультация по развитию речи по теме
В данной статье говорится о необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр, так как развитие мелкой моторики-прямой путь к правильной и чистой речи. А правильная речь-залог успеха общения и понимания ребенком окружающего мира. Пальчиковые игры – один из способов развития мелкой моторики рук ребенка-дошкольника. Эта статья может быть интересна не только работникам дошкольного образования, но и родителям, бабушкам и дедушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры - чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук.
Аннотация. В данной статье говорится о необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр, так как развитие мелкой моторики-прямой путь к правильной и чистой речи. А правильная речь-залог успеха общения и понимания ребенком окружающего мира. Пальчиковые игры – один из способов развития мелкой моторики рук ребенка-дошкольника. Эта статья может быть интересна не только работникам дошкольного образования, но и родителям, бабушкам и дедушкам.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и развитию речевой функции. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Установлено, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Чтобы помочь малышу развить пальчики, нужно развивать мелкую моторику пальцев рук каждого ребенка через игру - слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Как показывает практика, многие родители забывают, или вовсе не знают, о том, что ребенка нужно не только научить читать и писать, нужно еще и научить правильно говорить, самостоятельно играть, развивать сюжет игры, объяснять свое решение, свой поступок, в конце концов, научить ребенка общаться. Чем больше ребенок будет развит, тем проще ему будет жить. Ведь всем известно, что ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, а при дальнейшем обучении такому ребенку будет намного легче решать логические задачи и смотреть на два-три шага вперед, при решении какой-либо проблемы.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию, и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Несложные и с забавным содержанием пальчиковые игры способны не только помочь вашему малышу заговорить, но и поднять настроение в любой ситуации. Просто дайте ему понять, что вам тоже это интересно, и тогда вашему малышу будет хотеться вновь и вновь использовать пальчиковые игры в любом виде деятельности, начиная от умывания и заканчивая игрой в прятки.
Ниже представлены несколько пальчиковых игр, но каждый раз вы можете добавлять по 1-2 игре, повторяя то, что уже выучил ваш малыш. Главное, чтобы ребенку было весело т интересно.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Так как пальчиковые игры есть практически на все темы, то вам будет легко повторять с ребенком пройденный материал, закреплять названия животных, растений, транспорта, мебели, посуды и т.д. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Детям очень нравятся пальчиковые игры, и в дошкольном возрасте они очень помогают ребенку освоить окружающий мир. Развивайте и разговаривайте с ребенком - и в будущем он скажет вам СПАСИБО!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры и упражнения как эффективные средства развития мелкой моторики и речи у детей
Консультация для родителей...
«Играем пальчиками – развиваем речь. Рекомендации по развитию мелкой моторики»
Консультация для родителей...
Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ.
Статья раскрывает тему влияния пальчиковых игр на развитие речи дошкольников с ОВЗ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Развивающие игры для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, направленные на развитие мелкой моторики.
Развивающие игры для детей 5-6 лет с ТНРИгры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группыИгра «Нанизывание».Цель: развивать мелкую моторику.Игровой материал и на...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...