Пальчиковые игры- чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук.
консультация по развитию речи по теме

Полтавченко Юлия Игоревна

В данной статье говорится о необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр, так как развитие мелкой моторики-прямой путь к правильной и чистой речи. А правильная речь-залог успеха общения и понимания ребенком окружающего мира.  Пальчиковые игры – один из способов развития мелкой моторики рук ребенка-дошкольника. Эта статья может быть интересна не только работникам дошкольного образования, но и родителям, бабушкам и дедушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры - чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук.

Аннотация. В данной статье говорится о необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр, так как развитие мелкой моторики-прямой путь к правильной и чистой речи. А правильная речь-залог успеха общения и понимания ребенком окружающего мира.  Пальчиковые игры – один из способов развития мелкой моторики рук ребенка-дошкольника. Эта статья может быть интересна не только работникам дошкольного образования, но и родителям, бабушкам и дедушкам.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и развитию речевой функции. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика  развивается у ребенка постоянно, начиная с самого  раннего возраста. Детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!

Установлено, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

    Чтобы помочь малышу развить пальчики, нужно развивать  мелкую моторику пальцев рук каждого ребенка через игру -  слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Как показывает практика, многие родители забывают, или вовсе не знают, о том, что ребенка нужно не только научить читать и писать, нужно еще и научить правильно говорить, самостоятельно играть, развивать сюжет игры, объяснять свое решение, свой поступок, в конце концов, научить ребенка общаться. Чем больше ребенок будет развит, тем проще ему будет жить. Ведь всем известно, что ребёнок с  развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, а при дальнейшем обучении такому ребенку будет намного легче решать логические задачи и смотреть на два-три шага вперед, при решении какой-либо проблемы.  

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию, и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

 формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Несложные и с забавным содержанием пальчиковые игры способны не только помочь вашему малышу заговорить, но и поднять настроение в любой ситуации. Просто дайте ему понять, что вам тоже это интересно, и тогда вашему малышу будет хотеться вновь и вновь использовать пальчиковые игры в любом виде деятельности, начиная от умывания и заканчивая игрой в прятки.

Ниже представлены несколько пальчиковых игр, но каждый раз вы можете добавлять по 1-2 игре, повторяя то, что уже выучил ваш малыш. Главное, чтобы ребенку было весело т интересно.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем                                              машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной  ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих                             руках   «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)


Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет                                              ушки.)

              Так как пальчиковые игры есть практически на все темы, то вам будет легко повторять с ребенком пройденный материал, закреплять названия животных, растений, транспорта, мебели, посуды и т.д. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Детям очень нравятся пальчиковые игры, и в дошкольном возрасте они очень помогают ребенку освоить окружающий мир. Развивайте и разговаривайте с ребенком - и в будущем он скажет вам СПАСИБО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики.

"Наши пальчики писали,наши пальчики устали..." Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелёгкое это дело - выводить разные крючки и палочк...

Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ.

Статья раскрывает тему влияния пальчиковых игр на развитие речи дошкольников с ОВЗ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Развивающие игры для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, направленные на развитие мелкой моторики.

Развивающие игры для детей 5-6 лет с ТНРИгры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группыИгра «Нанизывание».Цель: развивать мелкую моторику.Игровой материал и на...