Рабочая программа театрального кружка "Оле-Лукойе"
рабочая программа по развитию речи на тему

Шевелева Елена Андреевна

Рабочая программа театрального кружка "Оле-Лукойе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ole-lukoye.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности № 5»

 Рабочая программа

 кружка

«Оле-Лукойе».

   

 

                                                                                                                                       

Разработала:

Учитель-логопед:

Е. А. Шевелева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Сосновоборск 2015

Пояснительная записка.

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, которое возникает у ребёнка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). За последние годы оно стало одним из наиболее распространённых  заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорождённых страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Кроме этого у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.

В сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии  речи при ДЦП  связано также с ограничением объёма знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов.

Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством.

Театр – это волшебный край. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события, помогает психологической адаптации ребёнка в коллективе.

      «Программа рассчитана на работу с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями умственного и психического развития, зрительными и другими сочетанными нарушениями. Программа строится с учётом психологических особенностей детей с такими нарушениями и специфических задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Программа включает в себя все необходимые разделы работы с детьми с ДЦП.

 В связи с тем, что у детей с ДЦП наблюдаются комплексные нарушения двигательной, речевой сферы и психического развития, то целенаправленная театральная деятельность по сказкам – это одна из возможностей получить положительный опыт взаимодействия со сверстниками и обогащение социального опыта, обогащение эмоциональной сферы.

Программа рассчитана на работу с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями умственного и психического развития, зрительными нарушениями, является подразделом «Программы воспитания и обучения детей с 2 до 7 лет с сочетанными нарушениями в развитии».

Цель программы «Оле-Лукойе»:

Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной сферы.

Задачи программы:

  1. Формировать интерес к восприятию сюжета сказки.
  2. Обучать детей слушанию, пониманию текста сказки, рассказыванию сказки.
  3. Формировать навыки театрализации, обучать имитированию характерных особенностей сказочных персонажей (жесты, походка, мимика, интонация).
  4. Расширять представления детей об окружающем мире (о природе, предметах, игрушках и т.д.).
  5. Дать детям представление о различных видах театров.

6. Развивать сенсомоторную сферу:

а) развивать зрительное восприятие основных цветов и оттенков цветов спектра, величины, пространственных отношений, фактуры предметов (например, в предметах настольных театров: твёрдые – мягкие, гладкие – шероховатые);

б) развивать слуховое восприятие;

в) развивать двигательную сферу детей, манипулятивную функцию рук, движений пальцев рук.

7. Развивать психические процессы:

а) развивать внимание, память, мышление, творческое воображение детей;

б) Развивать эмоциональную сферу, сопереживание;

в) Развивать импрессивную и экспрессивную речь, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки с помощью воспитателя и самостоятельно.

  1. Способствовать развитию коммуникативной деятельности.
  2. Способствовать сплочению детского коллектива.
  3. Формировать нравственное начало.
  4. Воспитывать желание играть с театральными куклами.
  5. Воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям.
  6. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам, куклам, вещам, костюмам, декорациям.
  7. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.
  8. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к литературе.
  9. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа «Оле-Лукойе» рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения – с 3 до 5 лет;

2 год обучения – с 5-до 6 лет;

3 год обучения – с 6 до 7 лет.

Программа  включает:

  1. Перспективное планирование по годам обучения.
  2. Календарное планирование, разработанное понедельно, где определены цели мероприятий.

Данная программа представляет собой последовательный ряд специально организованных мероприятий:

- знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, просмотр мультфильмов);

- эмоциональное восприятие знакомого материала (рассматривание иллюстраций, игрушек, чтение стихов, потешек, слушание и подпевание детских песен, загадывание загадок. пальчиковые игры, игры на имитацию и т.д.);

- художественная деятельность (лепка, рисование пальчиками, трафаретами, закрашивание, конструирование);

- создание игровой среды (дидактические игры, малоподвижные игры, песенки-игры);

- игра-драматизация (повторное рассказывание, чтение с элементами драматизации, оформление игрового помещения, которое вызывает желание «играть в сказку»).

Эти мероприятия в комплексе решают задачу вовлечения детей в театральную деятельность.

Целенаправленная деятельность способствует воспитанию у детей повышенного интереса к сказкам, развитию словотворчества и диалогического общения, вовлечению каждого ребёнка в мир театрализованной деятельности, обогащение социального опыта.

Перспективное планирование.

1 год обучения.

Приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные сказки и произведения поэтов и писателей России, разных стран. Сопровождать рассказывание, чтение показом театра картинок, игрушек, куклами настольного театра, пальчикового театра, игровыми действиями.

Приучать детей слушать сказки и без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность договаривать слова, фразу при рассказывании сказок.

Формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на игрушке, на картинке, на кукле настольного театра, наблюдая за действиями педагога. Знакомить детей с театром картинок, с настольным и пальчиковым театром. Развивать мышление, творчество, чувство юмора. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

План работы по месяцам.

Сентябрь. Русская народная сказка «Репка».

Октябрь. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Ноябрь. Русская народная сказка «Теремок».

Декабрь. Русская народная сказка «Колобок».

Январь. Сказка Д. Биссета «Га-га-га».

Февраль. Русская народная сказка «Волк и козлята».

Март. К. Чуковский «Путаница».

Апрель. Л. Воронкова «Маша-растеряша».

Май. Русская народная сказка «Как коза избушку построила».

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

  • слушать сказки,
  • вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в книгах,
  • частично драматизировать сказку.

2 год обучения.

Неоднократно читать и рассказывать народные сказки, авторские сказки. Сопровождать чтение показом картинок, настольным театром, пальчиковым театром. Продолжать приучать детей слушать сказки и без наглядного сопровождения.

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы. Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок по сказке.

Сопровождать чтение поэтических произведений игровыми действиями. Знакомить детей с приёмами кукловождения настольного театра.

Развивать умение сопереживать персонажам сказки.

Развивать умение детей включаться в действие. Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, использовать различные средства выразительности (позу, жест). Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.

План работы по месяцам.

Сентябрь. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Октябрь. Латышcкая народная сказка «Лиса, петух и тетерев».

Ноябрь. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Декабрь. Русская народная сказка «Снегурушка и лиса».

Январь. Украинская народная сказка «Рукавичка».

Февраль. Чтение сказки братьев Гримм «Горшок каши».

Март. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Апрель. Сказка С. Маршака «Кошкин дом».

Май. К. Чуковский «Мойдодыр».

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

  • слушать сказки,
  • при повторном их рассказывании, чтении проговаривать слова, небольшие фразы,
  • вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках, называть сказку,
  • драматизировать небольшие отрывки из сказок.

3 год обучения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия. Зачитывать по просьбе ребёнка понравившиеся отрывки из сказки, помогая становлению личностного отношения к произведениям.

Сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

С помощью педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок и короткие сказки.

Регулярно рассматривать с детьми рисунки, иллюстрации к сказкам. Ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций. Способствовать формированию интереса к книгам.

План работы по месяцам.

Сентябрь. Украинская народная сказка «Колосок».

Октябрь. Рассказывание белорусской народной сказки «Пых».

Ноябрь. Осенний утренник с драматизацией сказки «Пых». Н. Суконцев «Как ёжик шубу менял».

Декабрь. С. Козлов. «Зимняя сказка».

Январь. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк».

Февраль. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Март. Утренник к 8 Марта с драматизацией сказки «Красная шапочка». К. Чуковский. «Доктор Айболит».

Апрель. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Май. Русская народная сказка «Привередница».

К концу 3 года обучения дети должны уметь:

  • заинтересованно слушать знакомые и новые сказки,
  • рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя,
  • называть сказку, прослушав отрывок из неё,
  • с помощью взрослого драматизировать небольшие сказки,
  • осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилась ли сказка?», «Кто особенно понравился и почему?».


Технология ознакомления со сказкой и обучения детей играм-драматизациям

I год обучения.

Месяц

Знакомство со сказкой

Эмоциональное восприятие знакомого материала

Художественная деятельность

Создание игровой среды

Игры-драматизации

Сентябрь. Русская народная сказка «Репка».

2 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Репка».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. обучать детей слушанию, пониманию текста сказки. Развитие слухового, зрительного восприятия. Побуждать детей повторять, договаривать за воспитателем. воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Словарная работа: активный словарь – большая – пребольшая, тянут – потянут.

Материал: сказка, иллюстрации.

Литература: Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в 1 младшей группе д/с. – М.: Просвещение, 1986г. – с.39;

Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.80.

2 неделя.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». Цель: формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на картинке, чувственно обогащать детей, развивать воображение.

3 неделя.

Лепка «Репка на грядке».

Цель: учить лепить репку (раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика).

1 неделя.

Д/и «Собери овощи и фрукты».

Цель: расширять представления детей об окружающем, учить группировать овощи и фрукты, обследовать предметы.

4 неделя.

Повторное рассказывание сказки «Репка» с элементами драматизации, имитацией движений.

Октябрь.

 Русская народная сказка «Курочка Ряба».

2 неделя.

Занятие. Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба».

Цель: учить детей внимательно смотреть и слушать сказку. Развивать умение сопереживать персонажам сказки и желание прийти на помощь. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Словарная работа: активный словарь курочка Ряба, снесла, махнула, кудахчет.

Материал: игрушки настольного театра, сказка.

Литература: Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в 1 младшей группе д/с. – М.: Просвещение, 1986г. – с.47.

1 неделя.

Формировать у ребёнка умение концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и подпевая отдельные слова в детской песенке «Курочка моя». Разыгрывание этой песенки.

3 неделя.

Закрашивание золотых яичек по сказке.

Цель: развитие зрительного восприятия детей, умения работать кистью.

4 неделя.

Повторение сказки «Курочка Ряба» с элементами драматизации.

Цель: способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Ноябрь. Русская народная сказка «Теремок».

1 неделя.

Рассказывание детям сказки «Теремок» с вопросами к детям:

- Как называется в этой сказке домик, где живут звери?

- Кто первый нашёл теремок? И т.д.

- Куда залез медведь в сказке, что потом произошло? Он распугал зверей?

Цель: формировать умение внимательно слушать сказку.

2 неделя.

Д/и «Узнай и назови».

Цель: развитие мелкой моторики рук и пальцев.

Описание: дети поочерёдно достают из мешочка игрушки из сказки «Теремок».

3 неделя.

п/и «В нашей избушке».

Цель: развитие мелкой моторики рук. Развитие речи, воображения.

4 неделя.

Занятие. Продолжать знакомить со сказкой как с новым литературным жанром.

Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев. Обратить внимание на повторяемость событий, ритмичность песенок. Вызвать у детей желание подпевать отдельные слова песенок. воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Словарная работа: формировать и активизировать словарный запас существительных, обозначающих обитателей теремка: теремок, косолапый, норушка, квакушка, увёртыш, побегайчик.

Материал: сказка, мягкие игрушки.

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.22, 80.

Сорокина Н. Кукольный театр для самых маленьких. – с. 200.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с. Ранний возраст. – М.: ТЦ «Дидактика-Сфера», 2007г., с.117.

Декабрь. Русская народная сказка «Колобок».

1 неделя.

Потешка «Скачет зайка».

Приобщать детей к игре, к двигательной активности.

2 неделя.

Занятие. Знакомство со сказкой «Колобок».

Цель: помочь детям понять содержание сказки, побуждать детей подговаривать и подпевать отдельные слова в песенке Колобка. Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память. Мышление. Обратить внимание на повторность песенок. Создать радостное настроение, поощрять готовность играть с народными игрушками. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Словарная работа: по коробу скребёт, по сусекам метёт, пригоженький.

Материал: сказка, настольный театр – народная игрушка (дерево) «Колобок».

Литература:  Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.16.

Сорокина Н. Кукольный театр для самых маленьких. – с. 106.

1 неделя.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

3 неделя.

Лепка «Колобок».

Цель: упражнять в скатывании округлой формы. обозначать на ней глаза, рот, нос путём лёгкого надавливания стекой. Игра с Колобком.

3 неделя.

Д/и «Куда покатился Колобок?».

Цель: выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности. развитие речи, внимания.

4 неделя.

Проиграть и пропеть песенку Колобка.

Цель: работа над пропеванием слов песенки вместе с движениями. Работа над ритмом.

Январь. Сказка Д. Биссета «Га-га-га».

1 неделя.

Чтение сказки Д. Бассета «Га-га-га».

Цель: познакомить детей с литературной сказкой. Учить детей различать животных по внешнему виду и голосам, вызвать симпатию детей к герою сказки – маленькому гусёнку Вили, познающему мир. Развивать внимание, память, мышление детей. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: упражнять детей в произнесении звукоподражаний; мальчик, фермер.

Материал: сказка, иллюстрации.

2 неделя.

Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?».

Цель: расширять представления детей об окружающем. Упражнять в звукоподражании. Развивать эмоциональную сферу.

3 неделя.

Лепка «Гуси».

Цель: упражнять в скатывании круглых форм. учить соединять детали приёмом прищипывания, лепить клюв и хвост. Обыгрывание пластилиновых гусей.

4 неделя.

Песня «Два весёлых гуся».

Цель: доставить детям радость от пения весёлой песни, имитация движений гусей, бабушки.

Февраль. Русская народная сказка «Волк и козлята».

1 неделя.

Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

Цель: доставить детям радость от увиденного.

3 неделя.

Рассказывание детям сказки «Волк и козлята».

Цель: познакомить детей со сказкой. Показать иллюстрации к сказке. Формировать у детей умение концентрировать внимание на картинке. Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз.

2 неделя.

Чтение потешки «Коза-хлопота».

Цель: рассмотреть игрушку настольного театра, развивать зрительное, слуховое восприятие.

4 неделя.

Занятие. Повторение сказки «Волк и козлята».

Цель: напомнить детям сказку. Привлекать детей к частичному участию в театрализации сказки, вызвать интерес и желание играть с куклами настольного театра. Побуждать принимать участие в рассказывании, договаривании отдельных слов и фраз. Развивать зрительное, слуховое восприятии, восприятие величин. Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: активный словарь – коза, козлята, козлятки, волк, избушка.

Материал: сказка, настольный театр,

Март. К. Чуковский «Путаница».

2 неделя.

Просмотр мультфильма «Путаница».

Цель: знакомство со сказкой. Развитие произвольного внимания, умения максимально концентрироваться на происходящем на экране.

1 неделя.

Загадывание детям загадок о домашних животных.

Цель: развивать мышление, речь детей, внимание.

4 неделя.

Занятие. Чтение детям сказки «Путаница» с элементами драматизации.

Цель: познакомить детей с поэтическим наследием К.И. Чуковского, побуждать понимать юмористический характер литературных текстов. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность. Помочь детям обыграть сказку с помощью пальчиков театра. Воспитывать любовь к литературе.

Словарная работа: упражнять в звукоподражании животным, закреплять чёткое произношение звуков; крякать, кукушка, паинька, лопотал, неразумных.

Материал: книга с иллюстрациями, набор персонажей для фланелеграфа.

Апрель. Л. Воронкова «Маша-растеряша».

3 неделя.

Занятие. Чтение авторской сказки Л. Воронковой «Маша-растеряша».

Цель: познакомить детей с литературным произведением. Учить давать оценку поступкам девочки, её поведению. Приучать детей слушать сказки без наглядного сопровождения. Развивать все психические процессы. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Словарная работа: поддразнивает, мурлычет-приговаривает, растеряша, название предметов одежды.

Материал: произведение Л. Воронковой.

1 неделя.

Беседа с детьми «Наши добрые дела».

Цель: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, предметам, вещам.

2 неделя.

Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: упражнять детей в назывании предметов одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности надевания одежды на куклу.

4 неделя.

Повторное чтение с элементами драматизации.

Цель: развивать умение включаться в действие. Вызвать интерес играть с куклами настольного театра.

Май. Русская народная сказка «Как коза избушку построила».

2 неделя.

Занятие. Знакомство со сказкой «Как коза избушку построила».

Цель: познакомить детей со сказкой. Обратить внимание на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказки, определять добро и зло. Учить детей подражать голосу козы. Расширять представления об окружающем мире. О деревьях и кустарниках. развивать эмоциональную сферу детей. сопереживания. Воспитывать гуманные чувства детей.

Словарная работа: объяснить значения слов и выражений старуха-горюха, шёрстку себе повыдерут, шиповник, хлев.

Материал: игрушка козы, картинки: яблонька, ёлка, дуб, осина, шиповник, берёза.

Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.217.

2 неделя.

Латышская народная потешка «Деревьям по подарку».

Цель: развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.

3 неделя.

Рисование пальчиками «Красивые листочки».

Цель: знакомство с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.

Литература: Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с. Ранний возраст. – М., 2007г., с.117.

1 неделя.

Сказка «Волк и козлята».

Цель: вспомнить с детьми сказку. Развивать память, внимание. Вспомнить песенку козы, волка, подпевать воспитателю, подражать голосу козы, волка.

4 неделя.

Повторное чтение сказки «Как коза избушку построила».

Цель: побуждать наблюдать за действиями педагога с резиновой игрушкой – козой. загадывание детям загадки о козе. поощрять намерения детей играть с игрушкой. Работа над интонационной выразительностью речи.

II год обучения.

Месяц

Знакомство со сказкой

Эмоциональное

восприятие знакомого материала

Художественная

деятельность

Создание игровой среды

Игры-драматизации

Сентябрь. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

2 неделя.

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса».

Цель: познакомить детей со сказкой. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказке. Обратить внимание на костюмы животных – героев сказки. Развивать зрительное восприятие.

3 неделя.

Игра с персонажами сказки из театра би-ба-бо.

Цель: развивать умение действовать с куклами. Развивать эмоциональную сферу, сопереживание, речь.

3 неделя.

Постройка домика кота, петушка и лисы из стройматериалов.

Цель: отразить эмоциональное отношение к сказке в конструировании. Развивать воображение.

1 неделя.

Чтение детям прибаутки «Лиса по лесу ходила», потешки «Петушок»

Цель: разыграть содержание прибаутки и потешки с помощью мягких игрушек – лисы и петушка. Привлечь детей к игре с игрушками, развивать движения рук.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание и драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в сказке, воспринимать содержание, отвечать на вопросы педагога. Соотносить название сказки с его содержанием и главными героями. Развивать слуховое восприятие устного народного творчества. Развивать умение сопереживать петушку из сказки. Привлечь детей к разыгрыванию сценок из сказки с помощью настольного театра. Побуждать детей при высказывании использовать выразительные средства - интонацию. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру - сказка.

Словарная работа: охота, жёрдочка, гордый, мешок худой, кафтан, гусли, горсть.

Материал: сказка, настольный театр.

Литература: Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе д/с. – М.: Просвещение, 1986г. – с.41;

Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.134.

Октябрь. Латышcкая народная сказка «Лиса, петух и тетерев».

2 неделя.

Рассказывание сказки «Лиса, петух и тетерев» с показом театра картинок по сказке.

Цель: вызвать желание послушать сказку ещё раз.

1 неделя.

Вспомнить с детьми сказки, где один из главных героев – лиса («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Колобок»). послушать отрывки из этих сказок.

Цель: развивать память, речь.

3 неделя.

Рисование пальчиками «Разукрашивание хвоста у петушка».

Цель: учить рисовать пальчиками, правильно называть основные цвета.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Лиса, петух и тетерев» с частичной драматизацией.

Цель: познакомить детей со сказкой. Формировать образ героев через их поведение, поступки, черты характера. Развивать наблюдательность. При драматизации сказки развивать речевое дыхание, побуждать пользоваться интонационными средствами выразительности. Воспитывать чувство уважения и взаимопомощи.

Словарная работа: тетерев, сесть верхом, одурачили, стремглав.

Материал: сказка, резиновые игрушки.

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.137.

Ноябрь. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1 неделя.

Знакомство со сказкой – просмотр мультфильма «Зимовье зверей».

Цель: развитие произвольного внимания, помочь осмыслить увиденной.

4 неделя.

Игры на имитацию движений животных: быка, кота, петушка.

Игры на звукоподражание животных: быка, барана, свиньи, кота. петушка.

Цель: работа над выразительностью движений, над речью.

3 неделя.

Постройка домика для зверей из сказки из различного стройматериала (мелкого и крупного).

Цель: отразить эмоциональное отношение к сказке в конструировании, развитие речи, мышления, воображения, конструктивных умений и навыков.

2 неделя.

Д/и «Кто в домике живёт».

Цель: загадывание и отгадывание загадок о животных (из сказки «Зимовье зверей»). Развивать память, внимание, мышление, речь.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Зимовье зверей» с элементами драматизации.

Цель: побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение. Соотносить название сказки с её содержанием. Показывать и называть правильно героев на иллюстрациях. Развивать зрительное, слуховое восприятие. Поощрять умение детей играть с игрушками по сказке. Воспитывать любовь и заботу о ближних.

Словарная работа: привольно, щепу драть, зимовье, избу срубили, лютая, подполье, рогатый-бодатый, хвост трубой.

Материал: сказка, иллюстрации, настольный театр.

Декабрь. Русская народная сказка «Снегурушка и лиса».

2 неделя.

Рассказывание детям сказки «Снегурушка и лиса».

Цель: знакомить детей со сказкой. показать детям иллюстрации по сказке. развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации. развивать зрительное, слуховое восприятие.

1 неделя.

Повторение с детьми сказки «Кот, петух и лиса». Подпевание детьми песни из сказки.

Цель: развивать артикуляционный и голосовой аппараты.

3 неделя.

Рисование Снегурочки в длинной шубке.

Цель: развивать умение пользоваться кистью, рисовать аккуратно, продолжать знакомить с красками.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание детям сказки «Снегурушка и лиса».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами драматизации, со  сказкой как литературным жанром. Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять готовность детей играть с игрушками по сказке. Развивать двигательную сферу, развитие манипулятивной функции рук. Имитация движений животных. Развивать эмоциональную сферу, сопереживание. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Словарная работа: обращать внимание детей на слова медведюшко, лисица-лисонька, заманили, покинули, потчевать.

Литература: Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе д/с. – М.: Просвещение, 1986г. – с.38;

Читаем детям. – с.207.

Январь. Украинская народная сказка «Рукавичка».

3 неделя.

Просмотр мультфильмов «Теремок», «Рукавичка».

Цель: познакомить со сказкой «Рукавичка». Развитие связной речи, умение описывать предметы (теремок, рукавичку), имитация движений животных, упражнять в звукоподражании.

2 неделя.

Игры на имитацию движений животных: мышки, медведя, лисы.

Цель: развивать двигательные умения, эмоциональную сферу.

2 неделя.

Лепка из пластилина или солёного теста «Мышка-норушка».

Цель: учить лепить мышку на основе конусообразной формы. показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (хвостик – верёвочка). Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

1 неделя.

Вспомнить сказку «Теремок».

Цель: привлечь детей к театрализации сказки, узнавать героев и называть их как в сказке: мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Рукавичка».

Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, произносить слова, фразы чётко, громко, с интонацией, имитировать движения животных. Развивать память, мышление, творческое воображение, внимание детей. Развивать умение действовать с куклами. Воспитывать у детей нравственные качества доброты, заботы, внимания. Объяснить детям смысл пословицы «В тесноте, да не в обиде».

Словарная работа: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, медведюшка-батюшка, кабан-клыкан, с краешку, многовато.

Материал: настольный театр «Рукавичка».

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий во 2 младшей группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.24.

Февраль. Чтение сказки братьев Гримм «Горшок каши».

3 неделя.

Занятие. Рассказывание детям сказки «Горшок каши».

Цель: познакомить детей с немецкой сказкой. Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать слуховое, зрительное восприятие, внимание, речь. воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Словарная работа: наварил, дорогу в каше проедать.

Материал: сказка, иллюстрации к сказке.

2 неделя.

Психогимнастика «Вкусные конфеты».

Цель: развивать у детей артистические способности. Создавать психологический комфорт.

Содержание: у девочки в руках воображаемый кулёк с конфетами. Она протягивает детям по очереди по одной конфете, дети благодарят девочку, разворачивают конфету и берут её в рот, показывая, что угощение вкусное.

1 неделя.

Игра-инсценировка по мотивам сказки «Колобок».

Цель: вспомнить с детьми сказку. Побуждать детей к участию в игре-драматизации. формировать умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Вспомнить с детьми песенку Колобка, следить за интонационной выразительностью речи детей во время инсценировки сказки и повторение слов её персонажей.

4 неделя.

Игра-драматизация по сказке «Горшок каши».

Цель: помочь детям обыграть сказку с помощью театра игрушек. Развивать сообразительность, чувство юмора. развивать у детей восприятие фактуры предметов (твёрдость, гладкость). Воспитывать самостоятельность.

Март. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

2 неделя.

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

Цель: продолжать знакомство со сказкой.

3 неделя.

Рассказывание детям сказки «Заюшкина избушка».

Цель: познакомить детей со сказкой. Расширять представления детей об окружающем мире. развивать эмоциональную сферу. Сопереживание. Нацелить детей на смысл сказки, что очень хорошо иметь много друзей. Вызвать у детей сочувствие к зайцу, радость от того, что зло наказано, показать, какой петушок храбрый.

1 неделя.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности.

Содержание: из «чудесного мешочка» доставать игрушки: петушка, зайчика, лису, собачку, медведя. Прочитать считалку «Петух», чешскую народную игру «Зайчик», загадки «За деревьями, кустами…», «Не говорит, не пьёт…», «Косолапо он идёт…». Разыграть каждую  игрушку.

2 неделя.

Рисование «Солнышко-колоколнышко».

Цель: вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка. Создавать образ солнца, используя краски, ватные палочки. координировать работу рук и  глаз. Формировать зрительный контроль за движением руки.

4 неделя.

Занятие. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Цель: помочь детям обыграть сказку с помощью театра игрушек. Учить выполнять определённую роль в сказке с помощью игрушки. Помогать соотносить игру и речь персонажа в сказке. Совершенствовать умение имитировать голоса животных. Поддерживать сопереживания детей и их желание прийти на помощь. Активно способствовать формированию интереса к искусству инсценировки.

Словарная работа: переночевать, лапки зябнут, замерзаю, лубяная, ледяная. Растаяла, клочки по закоулочкам, несу косу на плечи, хочу лису посечи.

Материал: декорации – домики лисы, зайца, игрушки для настольного театра.

Апрель. Сказка С. Маршака «Кошкин дом».

3 неделя.

Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

Цель: познакомить детей со сказкой. развитие внимания детей, умения максимально концентрироваться на экране. Имитация движений животных. Объяснять детям происходящее на экране.

1 неделя.

Игра-драматизация «Мы в лесу построим дом».

Цель: развивать воображение детей. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить детей составлению описательного рассказа о каждом из персонажей.

Литература: Аджи. Интегрированные занятия во 2 младшей группе. – с. 133.

2 неделя.

Малоподвижная игра «Кошка и котята» с пением песни «Серенькая кошечка» (муз. В. Ветлина, сл. Н. Найдёнова) и с использованием маски.

Цель: эмоционально реагировать на происходящее.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Кошкин дом» с элементами драматизации.

Цель: познакомить детей с литературным жанром – поэзия. Помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Расширять представления об окружающем – дать понятие о вреде огня, об опасности спичек. Показывать и называть правильно героев на иллюстрациях. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Радоваться вместе с детьми счастливому концу сказки. Воспитывать интерес к поэзии и творческому наследию С.Я. Маршака. Продолжать учить детей инсценировать сказку с помощью театра масок. Работать над интонационной выразительностью.

Словарная работа: дым столбом, потушите, машет красным рукавом.

Материал: сказка, иллюстрации.

Литература: Волчкова. Конспекты занятий во 2 младшей группе. – с. 310-315;

Кукольный театр. – с. 92.

Май. К. Чуковский «Мойдодыр».

2 неделя.

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Цель: обратить внимание на грязного мальчика и умывающихся зверушек. Показать умывальник, самовар, крокодилов.

2 неделя.

Пальчиковая игра «Жили-были зайчики»…».

Цель: развивать двигательную сферу, эмоциональную сферу. Развитие мелкой моторики рук, речь, слуховое восприятие.

3 неделя.

Аппликация «Мойдодыр».

Цель: создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, изображать «грязные пятна» - ставить точки фломастером, штриховать карандашом. Развивать воображение.

Литература: Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с. Младший возраст. – М.: ТЦ «Дидактика-Сфера», 2009г., с.102.

1 неделя.

Чтение отрывка стихотворения Е. Благининой «Алёнука».

Д/и «Купание Алёнушки».

Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Словарная работа: ванночка, мыло. Полотенце, намыливать, смывать, холодная, горячая, тёплая, вытирать.

4 неделя.

Занятие. Чтение сказки «Мойдодыр» с элементами драматизации.

Цель: познакомить детей с литературной сказкой К. Чуковского. Приучать детей внимательно слушать большое по объёму и сложное по содержанию произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эмоциональную сферу. Прививать детям культурно-гигиенические навыки – необходимость и пользу купания. умывания. Развивать умение играть с игрушками пальчикового театра. Вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишье. Воспитывать интерес к литературному творчеству  Чуковского.

Словарная работа: ускакала, свечка, вприпрыжку, самовар пузатый, помчалось колесом, кушак, умывальник, Мойдодыр, командир, подскочила, вцепилась.

Материал: сказка, иллюстрации, пальчиковый театр.

Литература: Волчкова. Конспекты занятий во 2 младшей группе.– с. 354.

III год обучения.

Месяц

Знакомство

 со сказкой

Эмоциональное

восприятие знакомого материала

Художественная

 деятельность

Создание

игровой среды

Игры-драматизации

Сентябрь. Украинская народная сказка «Колосок».

3 неделя.

Рассказывание сказки «Колосок».

Цель: побуждать детей понимать эмоционально-образное содержание сказки. Формировать навык осмысленного использования пословиц: «Труд кормит, а лень портит», «Веселись, играй, да дело знай», «Тяжело тому жить, кто от работы бежит», «Лень до добра не доводит». Развивать наблюдательность и слуховое восприятие литературного текста. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, заботу о близких, честность, доброту.

Словарная работа: голосистое горлышко, чуть свет поднимался, обмолотить, пшеничный колосок, мельница, намолоть, чехарда, истопилась. 

1 неделя.

Пальчиковая гимнастика «Колобок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, внимания.

2 неделя.

Инсценирование чистоговорки «Мышонку шепчет мышь».

Цель: развивать речь, умение действовать с игрушкой.

4 неделя.

Занятие. Театрализация сказки «Колосок».

Цель: помочь детям обыграть сказку с помощью кукольного театра. Учить выполнять определённую роль в сказке с помощью игрушки кукольного театра. Помогать соотносить игру и речь персонажа в сказке. Совершенствовать умение имитировать голоса животных.  Учить интонацией передавать настроение героя. Воспитывать  устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Октябрь. Рассказывание белорусской народной сказки «Пых».

2 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Пых».

Цель: познакомить детей со сказкой. Формировать у детей понятие литературного жанра – сказка, начало сказки и конец. Развитие сенсомоторной сферы: зрительного и слухового восприятия, двигательной сферы. Развивать нравственные качества, понимать смысл содержания сказки, её мораль в доступной для детей форме. Способствовать развитию речевого дыхания. Подвести детей к участию в импровизации сказки «Пых». Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Словарная работа: активизировать в речи детей высказывания персонажей.

Материал: сказка, атрибуты к сказке.

3 неделя.

Лепка «Вот какая репка».

Цель: упражнять в лепке предметов округлой формы. Использовать в работе приём прищипывания. Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук. Развитие восприятия величин, зрительного восприятия основных цветов.

1 неделя.

Д/и «Что сажают в огороде?».

Цель: закреплять знания детей об овощах, находить и правильно называть овощи. Развивать мышление, внимание, речь, память, зрительное восприятие.

4 неделя.

Театрализация сказки «Пых».

Цель: помочь детям обыграть сказку с помощью настольного театра. Учить выполнять определённую роль в сказке. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности. Вызывать желание играть на утреннике.

Ноябрь. Осенний утренник с драматизацией сказки «Пых». А. Суконцев «Как ёжик шубу менял».

2 неделя.

Занятие. Чтение сказки А. Суконцева «Как ёжик шубу менял».

Цель: познакомить детей с литературной сказкой. Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать зрительное восприятие при рассматривании иллюстраций. Развивать внимание, мышление детей. Воспитывать любовь к литературе.

Словарная работа: навстречу, дрозд, ёжикино счастье, юркнул.

Литература: Читаем детям. – с. 76.

1 неделя.

Осенний утренник со сказкой «Пых».

Цель: создавать радостное настроение. Вызывать делание участвовать в утренниках. Побуждать детей разыгрывать знакомые сказки. Развивать интерес к выступлению перед родителями.

3 неделя.

Рисование фломастером «Вот ёжик – ни головы, ни ножек».

Цель: развивать чувство цвета и ритма. Учить рисовать иголки – прямые вертикальные линии. Воспитывать любознательность.

2 неделя.

Викторина по сказкам.

Цель: учить детей по загадкам, отрывкам из сказок узнавать и называть сказку и её главных героев. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие, логическое мышление, память.

4 неделя.

Повторное чтение сказки А. Суконцева «Как ёжик шубу менял». Игра-драматизация.

Цель: знакомить с правилами кукловождения из театра би-ба-бо. Развивать умение рассказывать сказку по ролям. Учить соотносить движения куклы и слова. Учить интонацией передавать настроение героев. Воспитывать коммуникабельность.

Декабрь. С. Козлов. «Зимняя сказка».

3 неделя.

Занятие. Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка».

Цель: познакомить детей с новым произведением. Обучение детей слушанию и пониманию текста сказки. Побуждать детей проводить анализ поступков героев и их поведения. Учить детей слушать сказку без наглядного сопровождения. Развивать творческое воображение, эмоциональную сферу, сопереживание. Формировать у детей нравственные качества доброты, заботы, внимания. Воспитывать умение слушать новые сказки.

Словарная работа: безветренно, еловый отвар, припасы.

2 неделя.

Пение с детьми песен о зиме, сопровождая пение движениями по показу педагога.

Цель: развитие чувства темпа, ритма.

3 неделя.

Рисование фломастером, карандашом «Снежинки - сестрички».

Цель: развивать наглядно-образное мышление, воображение, умение рисовать прямые линии.

1 неделя.

Д/и «Когда это бывает?».

Цель: углубление знаний о временах года. Развитие связной речи, активизация словаря.

4 неделя.

Игра-драматизация по сказке С. Козлова «Зимняя сказка».

Цель: помочь детям обыграть сказку с помощью театра резиновых игрушек. Учить выполнять определённую роль в сказке с помощью резиновых игрушек. Помогать соотносить игру и речь персонажа в сказке. Развивать воображение детей, манипулятивную функцию рук. Развитие восприятия фактуры предметов (игрушки мягкие, шероховатые). Воспитывать желание играть с театром кукол.

Январь. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк».

2 неделя.

Просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и Серый волк».

Цель: познакомить со сказкой. Помочь осмыслить увиденное. Развитие произвольного внимания – умения концентрироваться на происходящем на экране. Разучивание приговорок в сказке «Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Битый небитого везёт».

Литература: Читаем детям. – с.199;

Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.181.

1 неделя.

Вспомнить с детьми русские народные сказки, где один из главных героев - лиса («Колобок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и др.). Рассмотреть иллюстрации.

Цель: развивать память, внимание, речь.

3 неделя.

Аппликация «Герои сказки».

Цель: аккуратно наклеить готовые формы на лист. Развивать воображение. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать эстетические эмоции.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк» с частичной драматизацией.

Цель: формировать умение внимательно слушать сказку. Привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев. Учить выполнять определённую роль в сказке с помощью игрушки. Учить интонацией передавать настроение героя. Учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировке сказки. Воспитывать умение видеть добро и зло.

Словарная работа: поживиться, мёрзлая, смекнул, погоревал, колотить, коромысло, кадка с тестом, вымазалась, плетусь.

Материал: настольный театр.

Февраль. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

1 неделя.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Цель: познакомить детей с французской сказкой. Обратить внимание детей на развитие сюжета сказки. Побуждать детей понимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Проводить элементарный анализ сказок: начало, содержание и конец сказки. Развивать творческое воображение, мышление, память, внимание детей. Воспитывать любовь к литературе.

3 неделя.

Пересказ сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Цель: развивать связную речь у детей, умение воспринимать текст, читаемый воспитателем, а затем с помощью воспитателя пересказывать сказку. Развивать эмоциональную сферу, сопереживание, импрессивную и экспрессивную речь. Способствовать развитию коммуникативной деятельности.

Словарная работа: без памяти, горшочек, дровосек, опасно, мельница, охрипла от простуды, брюхо.

Материал: сказка, иллюстрации.

3 неделя.

Игра «Представь, что волк стал добрым». Вместе с детьми придумать новый конец сказки.

Цель: развитие творческого воображения, мышления. Подготовка детей к театрализации сказки на утреннике.

2 неделя.

Д/и «Путешествие в сказку».

С помощью сюжетных картинок выложить сказку «Красная шапочка» в определённой последовательности.

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

4 неделя.

Театрализация сказки Ш. Перро «Красная шапочка» с использованием настольного театра.

Цель: продолжать знакомить с правилами кукловождения, умение рассказывать сказку по ролям. Учить интонацией передавать настроение героев. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.

Март. Утренник к 8 Марта с драматизацией сказки «Красная шапочка». К. Чуковский. «Доктор Айболит».

2 неделя.

Занятие. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

Цель: познакомить детей с литературной сказкой К. Чуковского. Чтение сопровождать показом иллюстраций. Развивать нравственные качества, понимать смысл содержания сказки, её мораль в доступной для детей форме. Развивать зрительное, слуховое восприятие, умение воспринимать поэтическое слово. Развивать нравственные качества: доброту, отзывчивость, трудолюбие. Воспитывать гуманные чувства детей.

Словарная работа: излечит, исцелит, волна, зубастая, гоголь-моголь, дубы сотрясаются.

Материал: сказка, иллюстрации.

2 неделя.

Беседа с детьми на тему «Почему заболели ребята? Правила поведения в случае болезни».

Цель: формировать у детей умения и навыки, которые им позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой. Развитие речи, мышления.

3 неделя.

С/р игра «Больница».

Цель: формировать игровые умения, умение вести игровой диалог, учить использовать атрибуты в игре, выполнять ролевые действия: играть дружно, получать удовольствие от совместной игры.

1 неделя.

Утренник 8 Марта с драматизацией по сказке «Красная шапочка».

Цель: воспитывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание участвовать в проведении утренника и инсценировке в нём. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

4 неделя.

Игра-драматизация «Доктор Айболит».

Цель: помочь детям обыграть отрывок из сказки «Доктор Айболит» с помощью театра игрушек. Учить выполнять роль в сказке. Способствовать развитию речевого дыхания. Активно способствовать формированию интереса к искусству инсценировки. Воспитывать коммуникативность.

Апрель. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 неделя.

Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить со сказкой. Помочь осмыслить увиденное. Оставить радость от увиденного и хорошей концовки сказки.

3 неделя.

Рисование - раскрашивание картинок в раскрасках с изображением сказочных героев и атрибутов сказок.

Цель: развивать воображение, знание цветов, умение аккуратно раскрашивать.

1 неделя.

Спектакль театра картинок «Где был, Иванушка?» (песенка-игра).

Цель: вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Приминать участие в песенно-игровом спектакле.

4 неделя.

Занятие. Рассказывание детям сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с элементами драматизации.

Цель: познакомить детей со сказкой, где главные герои – дети и Баба-Яга, где происходят разные волшебства. Помочь детям полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского народного творчества: победа добра над злом, счастливый конец. Формировать у детей умение концентрировать внимание на иллюстрации. Развивать эмоциональную сферу, сопереживание. Предложить детям рассказать отрывок сказки по ролям. Продолжать развивать исполнительские умения, умение регулировать своё поведение, обдумывать слова. Воспитывать у детей гуманные чувства.

Словарная работа: одни-одинёшеньки, дальнему пути, широкому полю, залилась, красная, оборотилась.

Материал: иллюстрации.

Литература: Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе д/с. – М.: Просвещение, 1986г. – с.109;

Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе д/с. - Воронеж,  2007г., с.46.

Май. Русская народная сказка «Привередница».

2 неделя.

Занятие. Рассказывание сказки «Привередница».

Цель: познакомить детей со сказкой, где главные герои – дети и Баба-Яга, где происходят разные волшебства. Обратить внимание детей на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказок, определять добро и зло, плохие и хорошие поступки героев сказок. Сравнить эту сказку со сказкой «Гуси-лебеди»: чем похожи, (имена, печка, яблонька, речка, гуси), чем отличаются. Развивать речь, мышление, внимание, память. Воспитывать гуманные чувства детей.

Словарная работа: привередница, рябенький, дремучий, чаща, дармоеды, вдогонку, затворила заслоном.

Материал: иллюстрации.

1 неделя.

Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди».

Цель: познакомить детей со сказкой, осмыслить увиденное. Развивать внимание, наблюдательность, воображение. Воспитывать коммуникативность, сплочённость детского коллектива.

2 неделя.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах со сказками, где главный герой – Баба-Яга.

Цель: развивать речь, воображение детей, эмоциональную сферу.

3 неделя.

Рисование по замыслу – раскрашивание картинок в книжках-раскрасках с изображениями сказочных героев и атрибутов сказок.

Цель: учить детей раскрашивать, не выходя за контур изображения. Развивать зрительное восприятие, знание цветов.

3 неделя.

Пальчиковая игра «Белые гуси».

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, воображения, слухового восприятия.

4 неделя.

Игра-драматизация по сказке «Привередница».

Цель: учить инсценировать отрывок из сказки «Привередница». Развивать умение рассказывать сказку по ролям. Продолжать учить действовать с настольным театром деревянных игрушек. Обратить внимание на яркие цвета игрушек, развивать восприятие фактуры предметов (твёрдые, гладкие). Развитие зрительного и слухового восприятия. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.

Диагностика детей по программе «Оле-Лукойе»

за __________________________ учебный год

Группа ___________________________

№ п/п

Фамилия, имя, возраст

Умение с интересом слушать произведение от начала до конца

Умение рассматривать иллюстрации в книгах

Умение частично драматизировать сказки

Умение драматизировать небольшие сказки

Умение понимать содержание произведения

Умение пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки на вопросы воспитателя

Умение в пересказе использовать интонационные средства выразительности речи

Умение называть сказку, прослушав отрывок из неё

Умение давать словесные характеристики героям сказок

Эмоциональная отзывчивость на художественное произведение

Интерес к театральной деятельности

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл


Литература.

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: «Просвещение»,  1986г.
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: «Просвещение»,  1984г.
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: «Просвещение»,  1989г.
  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: «Просвещение»,  1987г.
  8. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». - «Дошкольное воспитание», № 1, 2005г.
  9. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009г.
  10. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.
  11. Левченко Н.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: изд. центр «Академия», 2001г.
  12. Левченко Н.Ю., Ткачёва В.В. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст. Методическое пособие. – М., 2008г.
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.  – М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2009г.
  14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.  – М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2007г.
  15. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Специальная педагогика. – М.: «Классик-Стиль», 2003г.
  16. Сахипова З.Г. Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР. – Л.: «Просвещение», Ленинградское отделение, 1987г.
  17. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – Спб.: «Детство-Пресс», 2003г.
  18. Сорокина Н. «Программа «Театр – творчество – дети». – «Дошкольное воспитание», № 9, 1996г., № 11, 1996г.
  19. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. – М.: «Линка-Пресс», 2009г.
  20. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. – М.: «Просвещение», 1982г.

Приложение.

Что надо помнить  педагогу,

когда он знакомит детей со сказкой.

  1. Воспитатель-рассказчик всегда должен заботиться о выразительной стороне своего рассказа.
  2. Язык рассказчика должен изменяться в зависимости от содержания произведения и особенно от возраста детей. Меньше дети – проще язык, короче фразы.
  3. С детьми надо говорить правильным литературным языком,  а не опускаться до их речевого уровня.

Подготовка к рассказыванию.

  1. Воспитатель внимательно перечитывает текст выбранного произведения.
  2. Производит обычную рабочую разметку: интонации текста, паузы, логические ударения, темп, тембр (эмоциональная окраска) голоса и т.д.
  3. Продумывает элементы артистичности своего выступления перед детьми – мимику, жесты, отмечает те места, которые будет петь и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...

Рабочая программа театрально-хореографическая "В свете софитов"

«Театр танца» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической направленности.    Оригинальная программ...

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...

Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет

Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...