В гостях у бабушки Капустницы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие включает в себя музейную педагогику.Цель занятия : продолжить знакомить детей с крестьянским бытом, традициями и обычаями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnik.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Дюймовочка»
Конспект
Образовательной деятельности
с интеграцией областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «В гостях у бабушки - Капустницы»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатели: Разумовская Ирина Владимировна
Цель: продолжить знакомить детей с крестьянским бытом, традициями и обычаями русского народа.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- знакомить детей со старинным обычаем - капустные вечерки;
-систематизировать представления детей о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Сергиев день или Сергей – капустник),
- продолжать знакомство с предметами обихода - деревянным корытцем, сечкой-тяпкой.
Речевое развитие:
- пополнять и расширять словарный запас детей (корыто, сечка, тяпать)
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать развивать навыки общения в совместной работе ребенка со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность пойти на помощь;
- развивать навыки трудовой деятельности;
- способствовать созданию праздничного настроения, радости и удовлетворения от процесса труда.
Физическое развитие:
- способствовать развитию двигательной активности детей и эмоциональной разгрузке;
- развивать мелкую моторику рук.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать творческие способности детей.
Предварительная работа:
Выставка семейных поделок из капусты «Капустные превращения».
Подбор и систематизация материала (стихов, загадок, пословиц и поговорок).
Книжка-самоделка с с загадками, пословицами и поговорками о капусте.
Изготовление кулинарной книги с рецептами
Чтение художественных произведений про капусту, разучивание с детьми стихов про овощи, игры в дидактические игры : «Что растёт в саду и в огороде»
Разучивание частушек, хоровода «Вейся, вейся капустка».
Подбор музыки к физкультминуткам и хороводу.
Оборудование и материалы: В группе оформлена выставка «Капустные превращения», горница «Русской горенки», обставленная мебелью, утварью, сечка, корытце, вилок капусты, бочонок для посола капусты, морковь, тёрки ,соль, круг, груз. 8 мисок с капустой, 4 миски – окрашенные, 1стакан с соком свёклы, 1 стакан с соком моркови, 1 стакан с соком чёрной смородины, 1 стакан с ягодами клюквы.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Утренний сбор
Приветствие. Мотивация
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые!
Начинаем утреннюю зарядку – зарядку на грядке.
Утренняя зарядка «Зарядка на грядке»
Рано солнышко встает и спешит на огород:
Все ли овощи в порядке? Как дела на нашей грядке?
Одолела вас дремота? Шевельнутся неохота?
Всем командую: подъем! Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое: вверх, вниз, подтянись,
Обязательно прогнись!
Сбрось с себя ночную лень – впереди рабочий день.
Сегодня у нас как всегда обычный день, который похож на все другие. Не так ли?
И вокруг меня вообще ничего не изменилось? Не правда ли дети?
Ответы детей
А что нового вы заметили в нашей группе?
Да, у нас сегодня новая выставка «Капустные превращения».
(Дети рассматривают выставку и общаются между собой)
Воспитатель: Кто же главная героиня нашей выставки? Почему вы так решили?
Ответы детей
Воспитатель: Вот такие интересные и увлекательные поделки и блюда получились из капусты. И всё это только потому, что этот овощ выращен на грядках в ваших огородах. И еще, потому что Вы вместе с вашими родителями, дедушками и бабушками придумывали, изобретали, фантазировали. Наверное, всем было очень интересно?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: А это кто ещё к нам пожаловал на выставку?
(Варианты ответов детей)
Во саду ли, в огороде, пугало стояло,
Шустрых галок и ворон лихо разгоняло.
Ах, это пугало огородное! А зачем к нам пожаловал? Кого тут пугать надумал?
Он не пугать нас пришёл, а с нами поиграть, загадки загадать. (Загадку про капусту)
Игра «Найди отгадку в группе»
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Воспитатель: Я уверена, что вы знаете гораздо больше загадок про овощи, чем пугало огородное, и легко можете его удивить. Ну-ка кто загадает такую загадку, чтобы пугало её не за что не отгадало?
(Дети загадывают загадки)
Варианты загадок.
В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную (Морковку.)
Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (капуста )
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Воспитатель: Вот удивительное дело- некоторые из тех овощей, о которых были ваши загадки спрятались у нас в группе. Отыщем их и сложим в разные корзинки. (Дети ходят по группе и собирают овощи в 2 корзинки одна с морковью другая с капустой).
Проблемная ситуация
Воспитатель: Что мы с вами собрали ?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: Правильно, мы собрали урожай. Вот какой богатый урожай у нас с вами — полные корзины капусты и моркови. Что же мы с ним теперь будем делать?
Дети: (предполагаемые ответы детей) Кушать.
Воспитатель: Разве мы сразу столько съедим?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что дома делают ваши мамы, когда у них столько овощей сразу?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, урожай важно не только собрать, но и сохранить, поэтому все мамы и бабушки делают заготовки на зиму. Ведь заготовками занимались еще с давних времен. А вот как люди это делали давным-давно мы узнаем, побывав в гостях у бабушки капустницы. С собой мы возьмем наш урожай и нашу загадочную книгу. А вы знаете, где она живёт?
Соберемся в хоровод и отправимся в гости.
Хоровод - Вейся, вейся капустка
Вейся ли, вейся ли, капустка,
Вейся ли, вейся ли, белая.
Как мне, капустке, не виться,
Белою Вилою не ломиться.
2 А дождик льёт, поливает,
Белою капустку ломает.
Вейся ли, вейся ли, капустка,
Вейся ли, вейся ли, белая.
(переход из группы в музей)
Событие происходит в музее
Детей в музее встречает бабушка-Капустница
Бабушка Капустница:
Дует ветер, льется дождь, холодно на улице,
Жду гостей к себе давно, Я бабушка-Капустница
Добро пожаловать, гости званные и желанные!
Всех в избу приглашаю и душевно так встречаю!
Воспитатель: Ребята, что мы хотели узнать у Бабушки-Капустницы, зачем мы к ней в гости пожаловали?
Мы собрали урожай овощей, хотим узнать, как раньше делали заготовки на зиму?
Бабушка Капустница: Присаживайтесь гости дорогие. Послушайте, что я вам расскажу.
Историческая справка
А расскажу я вам об одном старинном обычае русского народа - о капустных вечерках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.
Я хотела бы вас спросить: «Почему так говорят, что в октябре пахнет капустой на дворе?
(Варианты ответов детей)
(В это время люди рубят капусту в огороде, квасят на зиму, заготавливают в сыром виде, хранят в подвалах)
В это время на Руси, с 7 октября, празднуют «Сергиевы дни» или как его в народе называли Сергей-капустник. Начиная с этого дня, хозяйки приглашали к себе соседей и подружек помочь нарубить капусту на зиму. Надев свои лучшие наряды, они с песнями переходили из дома в дом, помогали хозяевам рубить капусту, и за это получали угощенья.
Урожай у вас хороший. Чтоб его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать.
Я тоже люблю капусту, кроме того она очень полезная. А вы знаете, ребята, чем ценится капуста?
(Варианты ответов детей)
Чтобы сохранить витамины в капусте раньше ее квасили и делали это так: мытую капусту, отделяли от кочерыжки и рубили мелко-мелко специальной тяпкой-сечкой в деревянном корытце, затем пересыпали рубленой морковью и солью. Всё перемешивали и складывали в деревянные кадки под гнёт(груз), а в середину вставляли деревянную палочку для того, чтобы проверить, не появился ли сок.
Посмотрите внимательно, вы можете найти в моей горенке такие предметы.
Дети выбирают корытце, кадку, сечку
(Спрашивает назначение предметов)
Бабушка Капустница: А я тоже, время в эти дни зря не теряла, вас поджидала и капустку уже приготовила. Вам же я предлагаю стать волшебниками и придать моей капустке различный цвет. Перед вами 4 стакана. С помощью того, что в них, мы будем окрашивать капусту. А что в них посмотрите. Как вы думаете, это съедобное? Почему вы так решили?
Ответы детей.
В первом стакане приготовлен- морковный сок, во втором - свёкольный, в третьем - сок чёрной смородины, а в четвёртом - ягоды клюквы. Разделитесь на пары и каждая пара выберет для себя, чем вы будете окрашивать капусту.
(Одному из детей пары не хватает поэтому к нему присоединяется воспитатель, и работает с ним в паре)
Дети проводят опыт окрашивания капусты.(Дети добавляют сок в капусту и закрывают платочком).
Как в ы думаете, что станет с вашей капусткой? (Дети выдвигают свои гипотезы).
А теперь все закроем глазки и посчитаем до пяти.
Раз, два , три, четыре, пять
надо нам поколдовать.
А теперь капустку нашу
смело будем открывать.
Дети открывают глаза и видят окрашенную капусту.
Что вы говорили, вспомним. У кого капустка окрасилась? Какого стала цвета? Почему? И что для этого вы использовали?
Дети сами делают выводы о красящих свойствах разных соков и ягод.
Заключительный этап. Рефлексия
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что сначала, что потом». В эту игру сможет сыграть только тот, кто внимательно слушал, как в старину квасили капусту.
Игра «Что сначала, что потом»
(Дети объясняют последовательность посола капусты и выкладывают схему из карточек, а бабушка- Капустница специально запутывает детей, уточняет правильность карточек).
Воспитатель: Бабушка-Капустница мы тоже в эти дни сложа руки не сидели, а собирали по листочку капустную книгу, и назвали ее «Загадочная капуста». Мы хотим эту книгу тебе подарить. (Дети дарят книжку)
Бабушка Капустница: Спасибо, вам, гости дорогие. Потрудились мы на славу! У меня и пироги поспели!
А вот и угощенье
всем на удивление,
Пышные, да вкусные
пироги капустные!
За обе щеки уплетайте
Да Капусту вспоминайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...
Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»
Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...
"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"
Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...
Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".
Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...