«Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Тихомирова Юлия Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей и сформированности компетентностей (т. е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности). В данной работе обосновывается с точки зрения возрастной психологии механизм развития коммуникативных трудностей дошкольников, а так же приводится пример адаптированных к соответствующей возрастной категории заданий и игр на развитие коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_pzr_borovikova_yu.v.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Итоговая практико-значимая работа

Тема: «Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»

Дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»

                           

                              Выполнила слушатель

          Боровикова Юлия Владимировна,

          воспитатель МБДОУ «Детский

          сад № - Центр развития ребенка»

                                        г. Сергиев Посад

                г. Сергиев Посад, 2015г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………… 3 1. Понятие коммуникации и коммуникативной компетенции ………… ...5

2. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста ………….... 6

3. Понятие внеучебной деятельности…………………………….…….…..8

4. План-конспект развлечения «Космическое приключение»…….………9

5. Заключение………………………………………………………………..15

6. Список источников и литературы……………………………………… 16 Приложения……………………………………………..………………….. 17

                                         

Введение

Актуальность

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей и сформированности компетентностей (т. е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности).

Цель исследования:  изучение  и выявление путей развития коммуникативной компетенции дошкольников в процессе внеучебной деятельности.
             
Объект исследования: особенности коммуникации детей 4-5летнего возраста.
             
Предмет исследования: внеучебная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности детей средней группы ДОУ.

              Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-  Дать понятия коммуникация, коммуникативная компетенция.
-   Рассмотреть особенности общения в соответствующем возрасте.
-           Дать    характеристику     внеучебной    деятельности   и   ее    роли  в

развитии коммуникативной компетенции детей.
-             Провести экспериментальную работу по развитию коммуникативной компетенции детей в процессе внеучебной деятельности.

             Сроки реализации: Ноябрь 2015г.

   Прогнозируемый результат: Развитие у детей средней группы коммуникативных навыков, устранение коммуникативных трудностей, развитие навыков эффективной коммуникации.
           
Методы исследования:      анализ      теоретической      литературы, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

Понятие коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В. В. Сафоновой). По другой трактовке коммуникативные компетенции это овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи.

Определены основные параметры готовности ребенка к обучению в школе. Это определенный уровень развития психических процессов, эмоционально-мотивационная готовность, наличие произвольности поведения.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т. е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время именно становление вполне определенных форм общения является необходимой предпосылкой готовности к школе.

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

Общение – это один из значимых компонентов коммуникативной компетенции, состоящее в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.

Особенности коммуникации детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. С возрастом это вызывает расстройства в поведении и характере.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

- потребностью во впечатлениях;

- потребностью в активной деятельности;

- потребностью в признании и поддержке.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею», характеризующееся в умении слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача педагогов и родителей. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Умение детей эффективно общаться зависит от многих факторов, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми (в семье), а так же от индивидуальных особенностей самого ребенка. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо выявить их причины.

Первая яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии ребенка со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Со взрослым же ребенок старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств.

Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т. п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Сравнивая себя с другими и воспринимая свое отражение в другом, дети лучше выделяют самих себя и получают подтверждение своей целостности и активности.

Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтных ситуаций, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

Понятие внеучебной деятельности

Если задачи умственного развития, освоения элементарных математических представлений, овладения связной речью, сенсорными эталонами эффективнее решаются на фронтальных и подгрупповых занятиях, то формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных умений осуществляются, прежде всего, в рамках внеучебной деятельности.

Ребенок получает уникальную возможность применять свои знания на практике, учится строить взаимоотношения со сверстниками, контактировать и соподчинять свои действия с интересами других. Таким образом, он углубляет, расширяет свои знания и представления об окружающем мире, предметах и явлениях, экспериментирует, делает простейшие выводы, упражняется в умении связно выражать свои мысли, накапливает впечатления, наблюдая за окружающим. Благодаря детской деятельности вне занятий, повседневному общению со сверстниками и педагогом обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост.

Каждый ребенок индивидуален, неповторим, а задачи воспитания и обучения, выдвигаемые программой, одни для всех. В этой связи огромное значение имеет внеучебная деятельность, многие виды которой предполагают подгрупповую или индивидуальную форму организации работы. Такой выбор обусловлен и тем, что все дети, как правило, приходят в ДОУ утром к определенному часу, а вечером уходят домой не одновременно. Персональные задания помогают решить задачи индивидуализации воспитания и направить педагогическое воздействие на достижение наилучших результатов.

Игры, посильный труд, экспериментирование, наблюдение , знакомство с произведениями искусства, участие в познавательных беседах являются для детей повседневной практикой общения, самореализации, возможностью уточнения и применения знаний и умений ,основой и двигателем личностного становления.

План-конспект развлечения «Космическое путешествие»

Итак, в своей ежедневной педагогической деятельности я использую различные методы развития коммуникативной  компетентности воспитанников.

В данной работе я представляю план-конспект развлечения «Космическое путешествие» с использованием тренинговых технологий развития коммуникативной компетенции детей.

Цель: Развитие коммуникативной компетентности детей средней группы ДОУ.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки, направленные на сплочение детского коллектива для решения определенной задачи.

Развивать навыки эффективного общения, способствующие реализации интересов ребенка.

Развивать восприятие и распознавание невербальных сигналов, поступающих от партнеров по игре.

Развивать четкость дикции, стремление говорить понятно и красиво.

Развивать стремление быть доброжелательным и приветливым, учить проявлять это стремление.

Оборудование: зеркальный шар, аудиозаписи, рация, шкатулка с разными маленькими предметами, газеты, корзина, клубок красных ниток.

Подготовительная работа

Главные задачи данного этапа – заинтересованность – увлечь детей предстоящим путешествием и подготовиться к нему. Предметно-развивающая среда группы начинает наполняться разнообразными материалами по теме путешествия: открытки, картинки, игрушки, художественная литература, фотографии и пр. К сбору материала обязательно привлекаются родители. Появление новых материалов в группе вызывает у детей интерес, вопросы, обсуждение. И вот в один из дней дети строят звездолет и путешествие начинается. Совершенно очевидно, что уже на этом этапе решается ряд коммуникативно-развивающих задач: дети включаются в разные формы коммуникации – дискуссии, деловые споры, предложения, вопросы, обсуждения, распределение ролей на период полета, обмен информацией, формируется взаимопомощь, радость общего переживания, ожидания чего-то совершенно необыкновенного. Развивается речь, способность к диалогу, формируются способы игрового общения и потребность проявить себя, свои возможности.

Ход развлечения

Ведущий:

Каждый ребенок - это мечтатель,

В будущем врач, ученый, писатель,

Физик, биолог или артист,

Химик, учитель или таксист.

Ну, а пока дети просто мечтают

И кем угодно себя представляют.

Я предлагаю вам помечтать

И в космонавтов всем поиграть.

Космонавтам занять свои места в ракете!

Все готово? Ключ на старт!

Отправляемся в полет,

Нам пора начать отсчет.

Дети (хором): Пять, четыре, три, два, один... Пуск!

 (В зале гаснет свет, включается зеркальный шар. Звучат первые два куплета и припев песни "Трава у дома" из репертуара группы "Земляне", сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули.)

Ребята, для космонавтов очень важно быть одной командой, понимать друг друга с полуслова, быть доброжелательными и готовыми всегда прийти на помощь товарищу. (Звучит звук радиопомех) Послушайте, в нашей ракете сломалась рация, и пока наш механик занимается ее починкой, мы потренируемся понимать друг друга в условиях плохой слышимости.

Коммуникативное упражнение "Этюды"

Этюды на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение передать эмоциональное состояние.

            Этюд «Капризуля». Дети имитируют капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки губ опущены, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется лёгким движением обоими плечами поочерёдно вперёд и назад.

   Этюд «Солнышко». Этюд имитирует хорошее настроение. Воспитатель предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют солнышко. Воспитатель сопровождает действия детей словами: «Мы рады тебе, солнышко, мы рады тебе, ясный день! »

Этюд «Гроза». Этюд имитирует чувство страха. Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы огораживают от лица страшное зрелище. Воспитатель говорит: «За окном гроза, хлещет дождь, сверкает молния, грозно гремит гром. Ребёнок один дома и ему очень страшно».

Ведущий: Ребята, рацию мы починили, но почему-то в ней речь звучит очень медленно. Вот послушайте!

(говорит в рацию нарочито медленно, тщательно проговаривая все слова)

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку», хотите попробовать?

Дети пробуют произнести скороговорки в очень медленном темпе.

Белые бараны били в барабаны.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

У ежа – ежата, у ужа – ужата

У ёлки иголки колки.

У осы не усы, не усища, а усики.

Речевое упражнение «Медленноговорки». Упражнение направлено на развитие чёткости, внятности устной речи, поможет избавиться от сбивчивости, склонности проглатывать отдельные звуки.

Ведущий: Не переживайте, ребята, рацию мы починим! А пока мы с вами играли, наша ракета приблизилась к Луне! И к нам в гости пришел местный житель! Познакомьтесь с ним!

Лунный житель: Здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные и веселые! А я не с пустыми руками, я принес вам подарки. Только есть одно условие, эти подарки нельзя друг другу показывать, это большой лунный секрет!

Игра «Секрет».

Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми. В ходе игры Лунный житель всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.

Лунный житель прощается с детьми и уходит.

Ведущий: Мы все немного устали, давайте отдохнем и расслабимся!

Игра на выброс энергии, на снятия напряжения, на регуляцию двигательной активности «Рвакля»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят. После все вместе убирают мусор.

Упражнение «Сбрось усталость»

Воспитатель говорит: «Встаньте, расставьте широко ноги, согните их немного в коленях, согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот, слегка покачиваясь из стороны в сторону вперёд назад. А сейчас слегка тряхните головой, руками, ногами, телом, вы стряхнули всю усталость. Чуть-чуть осталось? Повторите ещё ». Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми.

Ведущий: А наша ракета тем временем приближается к загадочной красной планете.  Кто знает, как называется эта планета? Правильно, Марс!

Все космонавты, по местам!

По курсу Марс - он виден нам.

Загадочная эта Красная планета.

А теперь мы очень гладко

Все заходим на посадку.

И вот в гости к нам пришел Марсианин!  Он предлагает нам поиграть с клубком марсианских ниток.

Игра «Клубочек»

Цель: подружить детей друг с другом, помочь почувствовать, что каждый из них особенный  и неповторимый, создать атмосферу доброжелательности.

Для проведения игры нужен небольшой клубочек цветных ниток. Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей: «Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу, воспитатель ведёт диалог: Меня зовут…

- Как тебя зовут?

- Ты хочешь дружить … .?

- Ты любишь играть? Во что больше любишь играть?

Ведущий: Какой замечательный клубочек, всех ребят подружил! Скажем нашему марсианскому другу «спасибо».

Ну, а мы устали, и нам пора возвращаться домой.

А теперь пора прощаться

И на Землю возвращаться.

Космонавты, по местам!

 (Гаснет свет, включается зеркальный шар. Звучит третий куплет и припев песни "Трава у дома", сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули. Включается свет.)

 Ведущий:

Вот вернулись из полета

Наши храбрые пилоты.

Все присядем мы с дороги,

Подведем скорей итоги.

Рефлексия:

Ребята, понравилось вам наше путешествие? Мы много играли, учились общаться друг с другом, договариваться и быть понятными и убедительными. Что вам понравилось в нашем космическом полете? Как вы думаете, если бы вы друг друга не понимали или и не играли сообща, вам было бы так же интересно?

Заключение

В заключении хотелось бы отметить высокую эффективность, вариативность и удобство применения тренинговых технологий для развития коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста. Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении. Дети охотно занимаются, применяют полученный опыт на практике.

Литература:

  1. Л.А. Дубина -Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений

  2. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
  3. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной         компетентности.  Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития  В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.
  5. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.
  7. http://azps.ru/training/indexlo.html
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-komunikativnyh-navykov-u-detei-4-5-let.html
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/12/pedagogicheskie-tekhnologii-v-obrazovanii-v-usloviyakh-realizatsii
  10. http://www.syntone.ru/library/news/content/1866.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Статья по теме :Условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы опред...

Арт-педагогические технологии в развитии коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным в рече...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста....

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Игры для развития коммуникативной  компетентности детей  дошкольного возраста.Игра: «Строим дом».Цель: развитие умения сотрудничать.Описание игры: Играющие распределяются парами ...

Игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Игра: «Клубочек».Цель: развитие умения общаться.Описание игры:Все садятся на расставленные по кругу стульчики. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой...