консультация
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Калашникова Мария Валерьяновна

Логоритмика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_v_detskom_sadu.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ.

 

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Сами собой дефекты не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

  Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого нарушения  путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

  На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

·                   активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

·                   развитие слухового и зрительного восприятия;

·                   увеличение объема памяти;

·                   развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

·                   развитие двигательных кинестезий;

·                   развитие самопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

·                   формирование двигательных навыков;

·                   развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;

·                   развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;

·                   развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;

·                   развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнение речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Логоритмические занятие включает следующие элементы:

·        логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;

·        пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;

·        упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

·        вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

·        фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;

·        песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

·        музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

·        музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

·        упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

·        упражнения на расширение активного словаря детей.

Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом овладения им. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки  и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

 

Литература:

-Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

-Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

-Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.

-Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

-Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.

-Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз. 1941.

-Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Владос, 1999.

-Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....