Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе "Осенние листочки".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Петрова Надежда Васильевна

Познакомить детей со способами практического взаимодействия с окружающей средой (листьями, бумагой, камушками) посредством проведения эксперимента и опытов для ознакомления с шумовыми звуками – шелестом, шорохом, для определения веса предметов. Развивать поисково-познавательную деятельность детей путем включения их в мыслительные действия (сравнение, сопоставление). Продолжать знакомить с осенними изменениями в природе; расширять кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_osennie_listochki.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе

Автор:

Петрова Надежда Васильевна,

                    воспитатель

СП ГБОУ СОШ № 3

г. Сызрани

 Самарской области

Тема: «Осенние листочки».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие

Познакомить детей со способами практического взаимодействия с окружающей средой (листьями, бумагой, камушками) посредством проведения эксперимента и опытов для ознакомления с шумовыми звуками – шелестом, шорохом, для определения веса предметов. Учить определять происхождение звука, определять по издаваемому звуку предмет, различать шумовые звуки, развивать слуховое восприятие. Познакомить с понятиями «легкий», «тяжелый», научить определять вес предметов, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Развивать поисково-познавательную деятельность детей путем включения их в мыслительные действия (сравнение, сопоставление); совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств путем активного включения органов чувств; обогащать чувственный опыт детей в процессе практических действий. Продолжать знакомить с осенними изменениями в природе; расширять кругозор детей.

Художественно-эстетическое развитие

Развивать художественное творчество детей, воображение; закреплять умение применять навыки работы с кисточкой и красками. Развивать умение участвовать в коллективной работе. Продолжать  развивать умение слушать поэзию и музыкальное произведения.

Речевое развитие

Продолжать развивать диалогическую форму речи. Закреплять умение  отвечать на вопросы предложением; формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Обогащение словаря: шелест, шорох, легкий, тяжелый.

Активизация словаря: листочки, в садике, ветер, полетели, закружились, камушки, камень, лист, бумага.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать у детей  любознательность,  интерес к окружающему миру через игру. Продолжать формировать умения соблюдать элементарные правила поведения, умение доброжелательно относиться к окружающим.

Физическое развитие: развивать двигательную активность детей, умение сочетать слово с движением; развивать мелкую моторику, координацию рук.

Методы и приёмы (по О.В.Дыбиной):

- практические: дидактические игры, динамическая пауза, сюрпризный момент, создание художественного продукта; моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; эксперимент; опыты;

- словесные: чтение стихов; ситуативный разговор, вопрос;

- наглядные: рассматривание картины «Осенний сад».

Материалы и оборудование: два мольберта (на одном стоит картина с изображением осеннего сада, на другом – ватман с недорисованной картиной осеннего сада, подготовленный для выполнения коллективной работы по рисованию), листья для малоподвижной игры, тележка, сухие листья, фигурка из природного материала лесовичок Шуршик, листы бумаги и камушки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки, краски, звукозапись П.И.Чайковского «Времена года».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

1. Малоподвижная игра «Собери листья»

Цель: развивать двигательную активность детей, умение сочетать слово с движением.

2. Пальчиковая гимнастика «Мы листики осенние»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию рук.

Изобразительная

Коллективная работа «Осенний сад»

Цель: развивать художественное творчество детей, воображение; закреплять умение применять навыки работы с кисточкой и красками. Развивать умение участвовать в коллективной работе.

Познавательно-исследовательская

1. Эксперимент: «Послушаем листьев «голоса»

Цель: учить определять происхождение звука, развивать слуховое внимание.

2. Опыт: «Что звучит?»

Цель: учить определять по издаваемому звуку предмет, различать шумовые звуки, развивать слуховое восприятие.

3. Опыт: «Лёгкий – тяжёлый»

Цель:  познакомить с понятиями «легкий», «тяжелый», научить определять вес предметов, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Игровая

Дидактическая игра: «Интересные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, умение сравнивать. Развивать интерес к окружающему, любознательность.

Дидактическая игра: «Осенние листья»

Цель: продолжать учить отвечать на вопросы, формировать умение рассуждать.

Коммуникативная

Моделирование проблемной ситуации: «Легкие листочки – тяжелые камушки»

Цель: формировать умение рассуждать, отвечать на вопросы предложением. Развивать мышление, речь.

Восприятие художественной литературы

Чтение четверостиший об осени

Цель: продолжать развивать умение слушать и понимать смысл поэтических произведений.

Музыкальная

Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года»

Цель: воспитывать умение слушать музыкальное произведение, эмоциональную отзывчивость.

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Введение в игровую ситуацию: «Осенняя прогулка» -

Воспитатель привлекает внимание детей к картине с изображением осеннего сада. Читает отрывки стихотворений об осени:

«Посмотрите: как красиво! –

Это осень в сад пришла!

Все деревья нарядила

Всем одежки раздала…»

«Осень красит золотом

Рощи и леса.

Слышатся прощальные

Птичьи голоса.

Алые и жёлтые

Ветер листья рвёт,

Кружит, кружит в воздухе

Пёстрый хоровод…»

Проявляют интерес, рассматривают картину, листья на полу вокруг, внимательно слушают.

Созданы условия для взаимодействия друг с другом, включения в совместную деятельность со взрослым.

2

Малоподвижная игра «Собери листья»:

«Мы гуляем, мы гуляем

В садике, садочке.

Собираем, собираем

В садике листочки.

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет»

Проговаривают слова, выполняют движения.

Созданы условия для развития двигательной активности детей.

3

Сюрпризный момент: «приезд на тележке с листьями лесовичка Шуршика»:

«Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу.

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы шуршит…

- Как зовут тебя?

- Ш-шур-ш-шик!

- Шуршик? Какое странное имя?

- На самой крепкой ветке дуба

Я в тесном жёлуде сидел,

Пришла пора, и я оттуда

На кучу листьев полетел.

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал.

И старый дуб до слёз смеялся

И Шуршиком меня назвал.

Вот с тех пор, как только осень

Приходит в парки и леса,

Меня шуршать листвою просят,

Чтоб слышать листьев голоса.

- Понятно, почему тебя так зовут!»

Встречают Шуршика, проявляют интерес, эмоционально реагируют.

Созданы условия для  включения в игровую ситуацию.

4

Эксперимент: «Послушаем листьев «голоса»: воспитатель предлагает детям потрогать  листья на тележке, послушать; какой получается звук? Подводит к определению названия звука – шелест, шорох.

Дети трогают сухие листья на тележке. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Созданы условия для практических действий с исследуемыми предметами; развития слухового внимания.

5

Дидактическая игра: «Интересные звуки»: воспитатель предлагает детям вместе с Шуршиком послушать звуки и отгадать их – за ширмой шуршит сначала сухими листьями, а затем сминает лист бумаги.

Внимательно слушают, высказывают свое мнение, рассуждают.

Развитие слухового внимания, умения сравнивать. Развитие интереса, любознательности.

6

Опыт: «Что звучит?»: воспитатель предлагает детям самим произвести действия с бумагой и листьями. Подводит к выводу: звуки похожи.

Производят действия: сминают лист бумаги и двигают на тележке сухие листочки от дерева. Высказывают свое мнение, рассуждают.

Развитие слухового восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.

7

Пальчиковая гимнастика «Мы листики осенние»:

«Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял!

Закружились, полетели

И на землю тихо сели».

Проговаривают слова, выполняют движения.

Созданы условия для развития мелкой моторики, координации рук.

8

Моделирование проблемной ситуации: «Легкие листочки – тяжелые камушки» - Воспитатель обращает внимание детей на слова стихотворения пальчиковой гимнастики: где говорится о том, как от дуновения ветра листочки летают, кружатся, даже могут вновь подняться от земли. Почему?

Шуршик обращает внимание детей на камушки в тележке: он очень хотел попасть в гости к ребятам, но может находиться только среди листочков. Чтобы ветер не сдунул их с тележки Шуршик положил на листочки камушки. Зачем?

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, обсуждают, аргументируют.

Сформировано умение рассуждать, отвечать на вопросы предложением. Развитие мышления, речи.

 

9

Опыт: «Лёгкий – тяжёлый». Воспитатель предлагает детям подержать исследуемые предметы в руках, затем подуть поочередно на камушки и листочки и определить: действительно ли листочки легкие.

Дети берут в одну руку лист, в другую – камушек, сравнивают предметы по весу, затем кладут их на стол перед собой  и  выполняют глубокий вдох носом и выдох ртом, направляя струю воздуха поочередно то на лист, то на камушек.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Сформировано умение сравнивать предметы.

10

Дидактическая игра: «Осенние листья». Воспитатель предлагает детям сравнить осенние листья: чем похожи (производят похожие звуки – шелест, шорох, по весу – легкие) и чем отличаются (цветом: каждый лист имеет свою неповторимую окраску).

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Умеют отвечать на вопросы, сформировано умение рассуждать.

11

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

«Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья:

Красный, желтый, золотой…

Как хорош ты лист цветной!» и предлагает детям создать свою картину осеннего сада и подарить ее на память Шуршику.

Под музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года» дети подходят к подготовленному ватману и рисуют мазками листья. Цвет краски выбирают по желанию.

Созданы условия для развития художественного творчества детей, умения применять навыки работы с кисточкой и красками. Развито умение выполнять коллективную работу, доброжелательно относиться к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе, по образовательной области «Познание» Тема «Домашние животные»

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Цветы для мамы» Образовательная область «Художественное творчество» Интеграция с образовательными областями «Познание» и «Социализация»

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности во  второй младшей группе по  теме: «Цветы для мамы».  Поможет  выполнить  подарок для близкого человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Божья коровка» Приоритетная образовательная деятельность: Рисование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»г. Вольска Саратовской области»  Конспект непосредственно образовательной деятельностиво в...