Обучение детей рассказыванию
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Познакомить воспитателей с методом обучения детей рассказыванию по наглядной схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_obuchenie_rasskazyvaniyu.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 2065
СП Детский сад корпус 10
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
«Обучение детей рассказыванию».
Учитель-логопед: Большакова Г.Н.
Цель консультации:
1. Уточнить представления педагогов о значении обучения детей рассказыванию.
2. Этапы обучения детей рассказыванию.
3.Примерная схема занятий по обучению детей рассказыванию.
Литература: «Фонетические рассказы и сказки». Созонова Н.Н. 1,2 части «Изд.дом» 2009г.
«65 познавательных заданий для развития малышей». Гурьева Н.Н. Литера-детям. 2009г.
«Обучение рассказыванию». Гомзяк . Литера- детям. 2013г.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватность восприятия и воспроизведения текстовых материалов, умения давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, особенно на последнем году пребывания в детском саду, относится формирование у них связной монологической речи. Одним из видов такой речи является пересказ. В подготовительной группе ему уделяют большое внимание. Чем лучше ребенок усваивает различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в освоении монологической речью.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитие связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей.
Для ребенка дошкольника пересказ заключается в устной передаче прослушанного произведения, в сохранении основного содержания, последовательности событий. Занятия по обучению пересказу способствуют решению всех задач умственного воспитанию. Чтение и последующее детальное осмысливание текста содействует закреплению знаний о явлениях природы, о животных, о добре и зле, о взаимоотношениях героев и так далее. Эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание, пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления – ведь ребенку надо при пересказе сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении.
Велико влияние пересказа на речь детей: развивается умение слушать и понимать литературный текст, говорить связно, последовательно, грамматически правильно.
В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения используется прием моделирования сюжета с помощью условной наглядной схемы. Такая схема позволяет ребенку установить последовательность смысловых звеньев рассказа.
Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопеду при построении занятий необходимо подбирать речевой материал. При подборе текста необходимо учитывать индивидуальные(речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию форме изложения.
На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа. Это и
пересказ организуемый по «цепочке», пересказ в лицах, типа простой драматизации, и пересказ, когда логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от речевых возможностей) договаривает предложение. Для детей , у которых уровень развития связной речи довольно высокий , можно рекомендовать и более сложные виды работы: выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
Примерная схема занятия.
1.Организационный момент( загадки, игровые ситуации, сюрпризные моменты).
2. Чтение произведения без установки на пересказ ( дети воспринимают целостность произведения).
3.Разбор содержания текста в вопросно-ответной форме.
4.Работа над непонятными словами(объяснение смысла трудных слов).
5.Демонстрация картинок - схем.
6.Чтение литературного текста с установкой на пересказ.
7.Пересказ детей.
8.Итог занятия.
Критерием оценки могут служить степень самостоятельности пересказа, адекватность поставленной задаче, связность и последовательность изложения, грамматическое оформление.
Этапы работы.
1. Пересказ по предметной картинке.
2. Пересказ по серии сюжетных картинок.
3.Пересказ по наглядной схеме.
Выдающийся советский лингвист А.Н.Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок
В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...
Обучение детей рассказыванию по картине
Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...
Обучение детей рассказыванию по картине.
Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».
Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...