Рекомендации воспитателям ДОУ по использованию методов мнемотехники в работе с детьми
методическая разработка по развитию речи на тему

Алдамова Светлана Викторовна

Данные рекомендации помогут воспитатклям в овладении методами мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnik1.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что она помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: цвет, форма, величина, действие.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например: не большой, не круглый, не съедобный.

IV этап. Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемоника, или мнемотехника          (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увелич...

Консультация для родителей Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Работаю 32 года в детском саду, для меня эта тема актуальна, хочу поделиться....

СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Память – это основа   психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...