Конспект Волшебница Зима
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Ирина   Павловна

Коннспект непосредственно-образовательной деятельности по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnitsa_zima.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 детский сад № 17 комбинированного    

                               Колпинского района Санкт-Петербурга

                                       КОНСПЕКТ

         непосредственно образовательной деятельности

                          по теме "Волшебница Зима"

                 

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  декабрь 2014 г.

                                                                                                                   воспитатель подг.лог.гр. «А»

                                                                                  Иванова И.П.                      

                                                    2014 год

Интегрированные области: социально-коммуникативное

развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Область « Познавательное развитие»

  • Расширять знания детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе.
  • Закреплять умения   устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, сезонными изменениями в природе (холодно, мороз, снег, лёд, гололёд,…)
  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Развивать партнёрские отношения детей со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать у детей умение вести разговор на заданную тему.

Область «Речевое развитие»

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Зима» (метель, вьюга, иней, чародейка, искрится, блещет, оцепенел,…); обогащать словарь детей эмоционально-окрашенной лексикой.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать связную речь, умение на вопросы полными предложениями.

Область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Продолжать учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
  • Познакомить с новым способом рисования «граттаж»

Предварительная  работа:

наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание

стихов о зиме, рассматривание  репродукций картин, иллюстраций о зиме,

прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему

Материал для занятия:

диск с музыкой  С.Прокофьева "Утро", звуками зимнего леса (вьюга, метель),

репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист с готовым фоном,

палочки для выцарапывания, салфетки, "сундучок" снегом и льдом,

замороженная  кисточка, мнемотаблица к рассказу Д.Зуева "Зимний лес",

"волшебная палочка".

 

Ход занятия:

Звучит музыка С.Прокофьева  "Утро"

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение

 ( А.С.Пушкин  "Волшебница-Зима")

                          Вот север, тучи нагоняя,

                          Дохнул, завыл - и вот сама

                          Идёт волшебница - зима.

                          Пришла, рассыпалась; клоками

                          Повисла на суках дубов;

                          Легла волнистыми коврами

                          Среди полей, вокруг холмов;

                          Брега с недвижною рекою

                          Сравняла  пухлой пеленою;

                          Блеснул мороз. И рады мы

                          Проказам  матушки - зимы.

- Ребята, вы прослушали стихотворение и  музыкальное произведение о зиме.

Музыка звучала таинственно и загадочно. Каждый из вас представил зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях ?(в лесу,

в парке,...)

Звучат звуки вьюги...

- Что это за звуки ? ( метель, вьюга)  Метель, вьюга,  снежный буран, пурга, позёмка - все эти слова разные, но обозначают одно и тоже: ветер со снегом -Что - то повеяло холодом...

Да  это же промчалась Зимушка-Зима.

Хотите полететь вслед за ней ? (Да, хотим)

- Для этого наденем " шапки-невидимки" и скажем волшебные слова:

 

                           В руки палочку возьму

                           Волшебство я призову,

                           Чудо в гости к нам придёт,

                           В зимний лес нас унесёт.

- Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы.

Мы с вами попали в сказочный зимний лес!                                              (звучит вой вьюги, ветра)

Опять повеяло холодом...

Появляется Зимушка - Зима, здоровается.

- Здравствуй Зимушка - Зима, мы пришли к тебе в гости; как красиво в твоём

царстве, как же ты со всем управляешься или тебе кто-то помогает ?

Зима:  Да  мои  владения очень велики и без помощников мне не справиться, хотите узнать кто они ? (Да)

Как - то раз у меня в гостях был писатель Д.Зуев, он написал очень красивый рассказ "Зимний лес", а Мороз сделал наброски (мнемотаблица) к рассказу, послушайте отрывок из этого рассказа:

Зимушка читает отрывок из рассказа Д.Зуева "Зимний лес"

     Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Всё стихло.

Стоит заворожённый чарами зимы  молчаливый  витязь в  хвойной кольчуге.

Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

    На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

   Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке пышная снежная шапка.

   Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно - розовой  тонкой берестой .

   Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в  зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки. Хорош лес в зимнем уборе.

Воспитатель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима со своими помощниками.

Зимушка-Зима:  Ребята, а вы запомнили моих помощников ? (метель, вьюга)

Воспитатель: Красиво в твоём царстве, но холодно, ребятам согреться нужно,  поиграй с ними.

ФИЗМИНУТКА "Зимний лес"

Мы пришли в зимний лес.                       -      Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес!                   -     Разводят руки в стороны

Справа берёзка в  шубке стоит,           -    Руку отводят вправо и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.                      -    Руку отводят влево и смотрят.

Снежинки   в небе кружатся,               -   Поднимают и опускают руки.

На землю красиво ложатся.

Вот и  зайка  проскакал.                        -   Прыжки.

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,        

Он  себе добычу ищет!                          -  Имитируют "волчью" походку.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он   проспит.                    - Имитируют сон.

В лесу красота и покой,

А вам пора уже домой!                          - Разводят руки в стороны.

Зимушка:  Вы хотите помогать мне украшать лес ?

У меня есть для вас волшебный ларец.

 Ларец мой не простой, волшебный, чтобы его получить и открыть надо  выполнить задания:

Зимушка-Зима :

- Мои помощницы - снежинки загадают вам загадки, да вот беда пока они летели поднялся сильный ветер и разметал снежинки по лесу, помогите, пожалуйста, им собрать слова-загадки...

* Какой мастер

   На стёкла нанёс

   На листья, и травы,

   И заросли роз ?

                         (мороз)

* Без рук, без ног,

   А рисовать умеет.

                        (мороз)

* Рассыпала Лукерья

   Серебряные перья,

   Закрутила, замела,

   Стала улица бела.

                          (метель)

* Пушистый ковёр

   Не руками ткан,

   Не шелками шит,

   При солнце, при месяце

   Серебром  блестит.

                            (снег)

* Не снег и не лёд,

   А серебром деревья уберёт.

                                    (иней)

*Он пушистый, серебристый,

  Но рукой его не тронь,

  Станет капелькою чистой,

  Как поймаешь на ладонь.

Молодцы! Послушайте ещё одну загадку:

* Прозрачен, как стекло,

   А не вставишь в окно.

                            (лёд)

Игра "Волшебный лёд"

- У меня есть кусочек волшебного льда, давайте припорошим его "снежком" (манная крупа) и посмотрим какое  слово появится на льдинке (орг.стекло) (слово - "Зима" заранее написано прозрачным клеем).

                   

Зимушка-Зима: Молодцы ребята! Ларец ваш.

Мне пора , у  меня много дел в моём царстве...

Воспитатель и дети: Спасибо!

Воспитатель:- Ребята, нам тоже пора домой:

             В руки палочку возьму

             Волшебство я призову,

             Чудо в гости к нам придёт

              И домой нас унесёт.

Воспитатель:- Вот мы и в детском сад,  что же нам подарила Зимушка-Зима ?

Ребята, чтобы открыть ларец нам надо подобрать ключик к замку ларца.

Игра "Подбери ключик"

- Молодцы ! Вот и открылся ларец, что же нам подарила Зимушка - Зима ?

Воспитатель достаёт из ларца замороженную кисточку, кусочки льда и рассматривает вместе с детьми:

Упражнение "Сравни и расскажи"

- Снег и лёд - их появление связано с наступлением зимы (мороза);

Снег состоит из снежинок, а лёд это замёрзшая вода.

Снег мягкий, а лёд твёрдый.

Снег пушистый,  а лёд гладкий.

Снег белый, а лёд прозрачный.

Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

- Что нужно сделать чтобы растаял лёд ? (погреть льдинки в ладошках, подуть, залить тёплой водой) , как нам "освободить" кисточку?

- Кисточку мы "освободили" , а с ней здесь ещё и палочка, потому что  мы сегодня с вами будем  рисовать подарок для Зимушки-Зимы: зимний пейзаж в технике "граттаж";    "граттаж" -   способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.(Нажимая с  усилием на палочку , так, чтобы проявилось изображение).

 Фон уже  готов, мы приготовили заранее. Ваша задача: подумать, какие и деревья у вас будут в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке.    

      В начале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

     В процессе работы воспитатель помогает советом детям.

В ходе рассматривания детских работ предложить детям почитать стихи о зиме (Ф.Тютчев "Чародейкою-Зимою...")

   

                         

   

                                                                                       

                                                                         

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...