Дидактические игры для развития речи дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В данной статье представлены игры, направленные на развитие разных сторон речи дошкольников. Эти игры могут использовать воспитатели детских садов, учителя-логопеды, а также родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении развитию речи нужно уделять особое внимание. Воспитатели детского сада в ходе режимных моментов могут использовать различные дидактические игры, способствующие развитию речи. Такие дидактические игры направлены на развитие лексико-грамматического строя, формирование фонетико-фонематической стороны, на развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, на развитию мелкой моторики.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).
1 вариант. Дети становятся в круг, чтобы поздороваться друг с другом. Нужно передавать мяч по кругу, здороваясь друг с другом, при этом ласково называть имена своих товарищей: «Доброе утро, Машенька. Здравствуй, Катюша».
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет этот предмет ласково и бросает мяч обратно: стол — столик, апельсин — апельсинчик.
Игра «Один — много» (образование формы множественного числа существительных).
Воспитатель бросает мяч ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок образуют форму множественного числа и бросает мяч обратно. Например: стул — стулья, дом — дома, мяч — мячи, арбуз — арбузы и т. д. Эта игра может проводится не только на устном уровне, но и с помощью картинок, муляжей и т. д.
Игра «Сосчитай» (согласование числительных «один», «два», «много» с существительными).
Воспитатель предлагает детям «сосчитать» предметы от одного до пяти. Для игры можно использовать картинки, реальные предметы, схему.
Игра «Жадина» (согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными).
Воспитатель предлагает детям назвать предметы своими: мой мяч, моя рубашка, мои сапоги, моё яблоко. Игра может проводится с картинками, реальными предметами, с мячом.
Игра «Что (кого) ты видишь?» (употребление существительных в форме В.п.).
1 вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос «Что (кого) ты видишь?» полным ответом: «Я вижу машину. Я вижу дом и т.д.»
2 вариант. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы или людей, которых они видят: «Я вижу игрушку. Я вижу Машу и т.д.».
Игра «Чего не стало?» (употребление существительных в форме Р.п.).
Воспитатель кладет перед ребенком 4-5 картинок (предметов). Ребенок должен запомнить эти картинки (предметы). Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель в это время убирает одну (затем можно убирать по две картинки) картинку. Ребенок должен сказать, чего не стало: «Не стало помидора. Не стало апельсина и яблока.»
Игра «Скажи иначе» (образование прилагательных от существительных).
Воспитатель предлагает детям сказать иначе (по-другому): сок из апельсинов — апельсиновый сок, уши зайца — заячьи уши, одежда, которую носят летом — летняя одежда и т. д.
Игра «Чей предмет?» (образование притяжательных прилагательных)
У мамы чашка — чья это чашка? (Мамина чашка)
У Сони сарафан — чей это сарафан? (Сонин сарафан)
У Димы мяч — чей это мяч? (Димин мяч)
Игра «Назови» (расширение и уточнение словарного запаса)
1 вариант. Воспитатель предлагает назвать как можно больше овощей, фруктов, предметов одежды, головных уборов и т.к.
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет конкретное понятие из этой категории и бросает мяч обратно. Например: овощ — огурец, транспорт — автобус и т.д.
3 вариант. Воспитатель бросает мяч ребенку, называя какой-либо предмет. Ребенок говорит, к какой категории относится этот предмет. Например: стол — мебель, морковь — овощь, яблоко — фрукт и т. д.
Игра «Три слова» ((расширение и уточнение словарного запаса))
Воспитатель бросает мяч одному из детей, называя обобщающее понятие. Ребенок должен назвать три предмета, относящихся к названной категории. Например: фрукты — яблоко, апельсин, персик, мебель — стол, комод, шкаф и т. д.
Игра «Назови одним словом» (расширение и уточнение словарного запаса)
Воспитатель называет три слова, ребенок должен дать обобщающее понятие. Например: ворона, воробей, голубь — птицы; шапка, платок, панама — головные уборы.
Игра «Подбери признаки» (расширение и уточнение словаря прилагательных)
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к существительному. Дети передают мяч по кругу, называя по одному слову. Например: яблоко — сочное, вкусное, сладкое, кислое, красивое, большое, красное, румяное и т. д.
Игра «Что бывает?» (расширение и уточнение словарного запаса)
Воспитатель называет признак, а дети должны сказать, что таким бывает. Например: что бывает круглым? - яблоко, колесо, апельсин и т. д. Что бывает серым — платье, небо, дорога и т. к. Что бывает длинным? - Веревка, нитка, нос, дорога и т.д.
Игра «Назови действия» (расширение и уточнение глагольного словаря)
Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов-действий к существительному, т. е. что можно делать с названным предметом: платье — шить, вязать, стирать, носить, надевать, снимать, зашивать, гладить, вешать, примерять, покупать, продавать, дарить и т. д.
Игра «Кто чем занимается?» (расширение и уточнение глагольного словаря)
Воспитатель называет профессии, поочередно бросая мяч детям. Тот, кто словил мяч, говорит, чем занимается человек названной профессии. Например: учитель — учит, повар — готовит, парикмахер — стрижет и т.д.
Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Игра с мячом. Воспитатель предлагает детям сказать наоборот: летом на улице тепло, а зимой... (холодно), у Саши обувь грязная, а у Кати … (чистая). Сонин папа высокий, а Петин папа … (низкий) и т. д.
Игры на формирование фонетико-фонематической стороны речи
Игра «Попугайчики» (развитие фонематического слуха)
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и просит повторить за ним слоги с близкими по звучанию фонемами:
да-та-да, пу-бу-бу, ко-го-ко, ня-на-ня, са-ца-са, чу-щу-чу и т. д.
Игра «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха)
1 вариант. Воспитатель называет звуки (а,у, ы, о, а, и, у, э), дети должны хлопнуть в ладоши (поднять флажок, потопать ногами), услышав заданный звук (например, звук У.).
2 вариант. Воспитатель называет слоги. Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слогах есть заданный звук.
3 вариант. Воспитатель называет слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, если в словах есть заданный звук.
Игра «Какой первый (последний) звук в слове?» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
Воспитатель называет слова и предлагает детям определить, какой первый (последний) звук в слове.
Игра «Посчитай» (развитие навыков звукового анализа и синтеза).
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, предлагая посчитать сколько звуков в слове. Например: дом — три звука, мак — три звука, мама — четыре звука.
Игра «Придумай слово» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
1 вариант. Игра с мячом. Воспитатель предлагает придумать слово на заданный звук. Например, на звук У — утка, улитка и т. д.
2 вариант. Игра с мячом. Детям предлагается придумать слово с заданным количеством звуков. Например, придумать слово, в котором три звука — дом, ком, сом и т. д.
Игра «Слоги» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
1 вариант. Игра с мячом. Детям предлагается придумать слово с заданным количеством слогов. Например, придумать слово, состоящее из двух слогов — мама, Дима, дача и т. д.
2 вариант. С игральным кубиком. Ребенок бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, столько же слогов должно быть в слове, которое должен придумать ребенок.
Игра «Гласные звуки» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
Воспитатель называет односложные слова (мак, кот, рот, дуб, дым и т. д.), ребенок называет только гласный звук в слове.
Игра «Правильно — неправильно» (развитие фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения)
Воспитатель называет слова со звуком С (или Р, Ш, Л и т. д.). В некоторых словах воспитатель намеренно произносит звук С неправильно. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит правильное произношение. Например: самокат, фад, сады, Сёня, фода, салют, салат и т.д.
Игры на развитие связной речи
Игра «Придумай предложение»
Игра может быть проведена по демонстрации картинок или с мячом. Воспитатель демонстрирует картинку с изображение предмета (либо бросая мяч называет слово), ребенок должен придумать предложение с этим словом. Например: мяч — У Маши красный мяч.
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель предлагает детям закончить начатое им предложение: Хлеб лежит в хлебните, а масло в ...(маслёнке). Мама купила в магазине вкусные, спелые … (яблоки).
Игра «Составь предложение».
Воспитатель дает несколько слов в начальной форме. Дети должны составить предложение из заданных слов. Например: Сильный, дуть, ветер — Дует сильный ветер; Купить, мама, сапоги, новые — Мама купила новые сапоги.
Игра «Расскажи историю»
Воспитатель предлагает ребенку рассказать о каком-либо событии из личного опыта. Например, о посещении зоопарка, о проведенном отдыхе, Дне рождения и т. д.
Игра «Расскажи»
1 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель просит рассказать о чем-то. Например: расскажи про осень. Дети передают мяч по кругу. Каждый ребенок составляет по одному предложению.
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку поочередно, задавая каждому ребенку разные задания. Например: расскажи про весну, расскажи про осень, расскажи про лес и т. д.
Игра «Загадки»
1 вариант. Ребенок описывает какой-либо предмет в рамкой заданной лексической темы (например, только овощи), не называя его. Остальные дети должны отгадать.
2 вариант. Воспитатель не называет, к какой категории относится этот предмет. Ребенок сам начинает рассказ со слов «это овощ (фрукт, ягода или что-то другое)».
Игра «Сравни»
Воспитатель предлагает сравнить два предмета изображенных на картинке. Ребенок должен составить сложное предложение с союзом «а»: Апельсин кислый, а яблоко круглое. Апельсин оранжевый, а яблоко зеленое. Апельсин большой, а яблоко маленькое. И т. д.
Игра «Придумай сказку»
Воспитатель предлагает ребенку придумать небольшую сказку про какого-либо персонажа, животное, насекомое и т. д. Например, придумать сказку про медведя, про бабочку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Предлагаю картотеку дидактических игр для развития речи дошкольников...
Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"
Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Картотека игр по развитию речи...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"
Методика проведения дидактических игр по развитию речи....
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. Игры для развития лексической стороны речи. Игры для развития грамаатического стоя речи. Игры для развития связной речи....
дидактическая игра по развитию речи дошкольников "Звонкие ладошки"
Данное дидактическое пособие является актуальным и необходимым в работе с детьми дошкольного возраста. Игра проста и доступна и для узких специалистов, и для воспитатетелей....
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...