Дидактические игры для развития речи дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В данной статье представлены игры, направленные на развитие разных сторон речи дошкольников. Эти игры могут использовать воспитатели детских садов, учителя-логопеды, а также родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении развитию речи нужно уделять особое внимание. Воспитатели детского сада в ходе режимных моментов могут использовать различные дидактические игры, способствующие развитию речи. Такие дидактические игры направлены на развитие лексико-грамматического строя, формирование фонетико-фонематической стороны, на развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, на развитию мелкой моторики.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Скажи ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).
1 вариант. Дети становятся в круг, чтобы поздороваться друг с другом. Нужно передавать мяч по кругу, здороваясь друг с другом, при этом ласково называть имена своих товарищей: «Доброе утро, Машенька. Здравствуй, Катюша».
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет этот предмет ласково и бросает мяч обратно: стол — столик, апельсин — апельсинчик.
Игра «Один — много» (образование формы множественного числа существительных).
Воспитатель бросает мяч ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок образуют форму множественного числа и бросает мяч обратно. Например: стул — стулья, дом — дома, мяч — мячи, арбуз — арбузы и т. д. Эта игра может проводится не только на устном уровне, но и с помощью картинок, муляжей и т. д.
Игра «Сосчитай» (согласование числительных «один», «два», «много» с существительными).
Воспитатель предлагает детям «сосчитать» предметы от одного до пяти. Для игры можно использовать картинки, реальные предметы, схему.
Игра «Жадина» (согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными).
Воспитатель предлагает детям назвать предметы своими: мой мяч, моя рубашка, мои сапоги, моё яблоко. Игра может проводится с картинками, реальными предметами, с мячом.
Игра «Что (кого) ты видишь?» (употребление существительных в форме В.п.).
1 вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопрос «Что (кого) ты видишь?» полным ответом: «Я вижу машину. Я вижу дом и т.д.»
2 вариант. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы или людей, которых они видят: «Я вижу игрушку. Я вижу Машу и т.д.».
Игра «Чего не стало?» (употребление существительных в форме Р.п.).
Воспитатель кладет перед ребенком 4-5 картинок (предметов). Ребенок должен запомнить эти картинки (предметы). Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель в это время убирает одну (затем можно убирать по две картинки) картинку. Ребенок должен сказать, чего не стало: «Не стало помидора. Не стало апельсина и яблока.»
Игра «Скажи иначе» (образование прилагательных от существительных).
Воспитатель предлагает детям сказать иначе (по-другому): сок из апельсинов — апельсиновый сок, уши зайца — заячьи уши, одежда, которую носят летом — летняя одежда и т. д.
Игра «Чей предмет?» (образование притяжательных прилагательных)
У мамы чашка — чья это чашка? (Мамина чашка)
У Сони сарафан — чей это сарафан? (Сонин сарафан)
У Димы мяч — чей это мяч? (Димин мяч)
Игра «Назови» (расширение и уточнение словарного запаса)
1 вариант. Воспитатель предлагает назвать как можно больше овощей, фруктов, предметов одежды, головных уборов и т.к.
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет конкретное понятие из этой категории и бросает мяч обратно. Например: овощ — огурец, транспорт — автобус и т.д.
3 вариант. Воспитатель бросает мяч ребенку, называя какой-либо предмет. Ребенок говорит, к какой категории относится этот предмет. Например: стол — мебель, морковь — овощь, яблоко — фрукт и т. д.
Игра «Три слова» ((расширение и уточнение словарного запаса))
Воспитатель бросает мяч одному из детей, называя обобщающее понятие. Ребенок должен назвать три предмета, относящихся к названной категории. Например: фрукты — яблоко, апельсин, персик, мебель — стол, комод, шкаф и т. д.
Игра «Назови одним словом» (расширение и уточнение словарного запаса)
Воспитатель называет три слова, ребенок должен дать обобщающее понятие. Например: ворона, воробей, голубь — птицы; шапка, платок, панама — головные уборы.
Игра «Подбери признаки» (расширение и уточнение словаря прилагательных)
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к существительному. Дети передают мяч по кругу, называя по одному слову. Например: яблоко — сочное, вкусное, сладкое, кислое, красивое, большое, красное, румяное и т. д.
Игра «Что бывает?» (расширение и уточнение словарного запаса)
Воспитатель называет признак, а дети должны сказать, что таким бывает. Например: что бывает круглым? - яблоко, колесо, апельсин и т. д. Что бывает серым — платье, небо, дорога и т. к. Что бывает длинным? - Веревка, нитка, нос, дорога и т.д.
Игра «Назови действия» (расширение и уточнение глагольного словаря)
Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов-действий к существительному, т. е. что можно делать с названным предметом: платье — шить, вязать, стирать, носить, надевать, снимать, зашивать, гладить, вешать, примерять, покупать, продавать, дарить и т. д.
Игра «Кто чем занимается?» (расширение и уточнение глагольного словаря)
Воспитатель называет профессии, поочередно бросая мяч детям. Тот, кто словил мяч, говорит, чем занимается человек названной профессии. Например: учитель — учит, повар — готовит, парикмахер — стрижет и т.д.
Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Игра с мячом. Воспитатель предлагает детям сказать наоборот: летом на улице тепло, а зимой... (холодно), у Саши обувь грязная, а у Кати … (чистая). Сонин папа высокий, а Петин папа … (низкий) и т. д.
Игры на формирование фонетико-фонематической стороны речи
Игра «Попугайчики» (развитие фонематического слуха)
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и просит повторить за ним слоги с близкими по звучанию фонемами:
да-та-да, пу-бу-бу, ко-го-ко, ня-на-ня, са-ца-са, чу-щу-чу и т. д.
Игра «Хлопай, не зевай» (развитие фонематического слуха)
1 вариант. Воспитатель называет звуки (а,у, ы, о, а, и, у, э), дети должны хлопнуть в ладоши (поднять флажок, потопать ногами), услышав заданный звук (например, звук У.).
2 вариант. Воспитатель называет слоги. Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слогах есть заданный звук.
3 вариант. Воспитатель называет слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, если в словах есть заданный звук.
Игра «Какой первый (последний) звук в слове?» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
Воспитатель называет слова и предлагает детям определить, какой первый (последний) звук в слове.
Игра «Посчитай» (развитие навыков звукового анализа и синтеза).
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, предлагая посчитать сколько звуков в слове. Например: дом — три звука, мак — три звука, мама — четыре звука.
Игра «Придумай слово» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
1 вариант. Игра с мячом. Воспитатель предлагает придумать слово на заданный звук. Например, на звук У — утка, улитка и т. д.
2 вариант. Игра с мячом. Детям предлагается придумать слово с заданным количеством звуков. Например, придумать слово, в котором три звука — дом, ком, сом и т. д.
Игра «Слоги» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
1 вариант. Игра с мячом. Детям предлагается придумать слово с заданным количеством слогов. Например, придумать слово, состоящее из двух слогов — мама, Дима, дача и т. д.
2 вариант. С игральным кубиком. Ребенок бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, столько же слогов должно быть в слове, которое должен придумать ребенок.
Игра «Гласные звуки» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
Воспитатель называет односложные слова (мак, кот, рот, дуб, дым и т. д.), ребенок называет только гласный звук в слове.
Игра «Правильно — неправильно» (развитие фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения)
Воспитатель называет слова со звуком С (или Р, Ш, Л и т. д.). В некоторых словах воспитатель намеренно произносит звук С неправильно. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит правильное произношение. Например: самокат, фад, сады, Сёня, фода, салют, салат и т.д.
Игры на развитие связной речи
Игра «Придумай предложение»
Игра может быть проведена по демонстрации картинок или с мячом. Воспитатель демонстрирует картинку с изображение предмета (либо бросая мяч называет слово), ребенок должен придумать предложение с этим словом. Например: мяч — У Маши красный мяч.
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель предлагает детям закончить начатое им предложение: Хлеб лежит в хлебните, а масло в ...(маслёнке). Мама купила в магазине вкусные, спелые … (яблоки).
Игра «Составь предложение».
Воспитатель дает несколько слов в начальной форме. Дети должны составить предложение из заданных слов. Например: Сильный, дуть, ветер — Дует сильный ветер; Купить, мама, сапоги, новые — Мама купила новые сапоги.
Игра «Расскажи историю»
Воспитатель предлагает ребенку рассказать о каком-либо событии из личного опыта. Например, о посещении зоопарка, о проведенном отдыхе, Дне рождения и т. д.
Игра «Расскажи»
1 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель просит рассказать о чем-то. Например: расскажи про осень. Дети передают мяч по кругу. Каждый ребенок составляет по одному предложению.
2 вариант. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку поочередно, задавая каждому ребенку разные задания. Например: расскажи про весну, расскажи про осень, расскажи про лес и т. д.
Игра «Загадки»
1 вариант. Ребенок описывает какой-либо предмет в рамкой заданной лексической темы (например, только овощи), не называя его. Остальные дети должны отгадать.
2 вариант. Воспитатель не называет, к какой категории относится этот предмет. Ребенок сам начинает рассказ со слов «это овощ (фрукт, ягода или что-то другое)».
Игра «Сравни»
Воспитатель предлагает сравнить два предмета изображенных на картинке. Ребенок должен составить сложное предложение с союзом «а»: Апельсин кислый, а яблоко круглое. Апельсин оранжевый, а яблоко зеленое. Апельсин большой, а яблоко маленькое. И т. д.
Игра «Придумай сказку»
Воспитатель предлагает ребенку придумать небольшую сказку про какого-либо персонажа, животное, насекомое и т. д. Например, придумать сказку про медведя, про бабочку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Предлагаю картотеку дидактических игр для развития речи дошкольников...
Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"
Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"
Методика проведения дидактических игр по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-842633-1667136785.jpg)
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. Игры для развития лексической стороны речи. Игры для развития грамаатического стоя речи. Игры для развития связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926551-1495390290.jpg)
дидактическая игра по развитию речи дошкольников "Звонкие ладошки"
Данное дидактическое пособие является актуальным и необходимым в работе с детьми дошкольного возраста. Игра проста и доступна и для узких специалистов, и для воспитатетелей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-933121-1611041870.jpg)
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...