Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие к Мишке на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Задачи:
Обучающие:
-Упражнять в определении первого звука в слове;
-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных;
-Упражнять в делении слов на слоги;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление (использование технологии ТРИЗ);
-Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением;
-Продолжить знакомство детей с многозначными словами;
-Упражнять детей в образовании новых слов;
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний;
-Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным;
Развивающие:
-Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и интонацию;
-развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
-использовать инновационные здоровьесберегающие технологии (логоритмика, психогимнастика, артикуляционная гимнастика);
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие к Мишке на день рождения" | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к Мишке на день рождения»
Задачи:
Обучающие:
-Упражнять в определении первого звука в слове;
-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных;
-Упражнять в делении слов на слоги;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление (использование технологии ТРИЗ);
-Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением;
-Продолжить знакомство детей с многозначными словами;
-Упражнять детей в образовании новых слов;
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний;
-Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным;
Развивающие:
-Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и интонацию;
-развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
-использовать инновационные здоровьесберегающие технологии (логоритмика, психогимнастика, артикуляционная гимнастика);
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным.
Материал: листья красного, зеленого, оранжевого, коричневого цвета, вырезанные из бумаги; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, технические средства обучения, схема для моделирования сказки, игрушка-заяц.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Заюшкина избушка», проведение психогимнастики, логоритмики, артикуляционной гимнастики, словесных и дидактических игр.схема для моделирования сказки.
Ход занятия: Организационный момент.
Добрый день! Веселый час!
Очень рада видеть вас.
Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.
И тихонечко садитесь. (дети присаживаются на стулья, поставленные полукругом).
В.- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала письмо вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/.
Ребята, это письмо от нашего косолапого друга. Кого называют косолапым? Почему?
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех в гости. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет. А что это белеет на елочке? Да это записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания и выполнить все задания». Давайте собираться в дорогу?
-Ребята, что мы оденем? Почему? (Куртки, шапки, сапожки.) Правильно, ребята, потому что наступило какое время года?
-Как изменилась погода? (Осень и стало прохладно, часто идут дожди и дует ветер).
-Давайте покажем, как дует ветер? (логоритмика)
Ветер по лесу летал –
ф-ф-ф, ф-ф-ф. Качать поднятыми вверх руками.
И с деревьями играл –
ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Ветви сильно раскачались –
ух, ух! Сильно качать руками.
И листочки испугались –
ш… ш… Взмахивать кистями рук.
Задрожали, задрожали –
ш-ш-ш, ш-ш-ш. Быстро взмахивать кистями рук.
Оторвались и упали – ах! Плавно опускать руки.
-Молодцы! Ребята, а где живет медведь? (В лесу.)
- Вперед, в дорогу. Ребята, посмотрите, какая красивая полянка, сколько на ней листочков! Какого они цвета? Возьмите по одному листочку и определите какой первый звук в этом слове. (желтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый, рыжий, бордовый)
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Ребята, а кто живет в лесу?
• В лесу живет не одна белка, а много (белок)
• Не одна лиса, а много … (лис)
• Не один волк, а много … (волков)
• Не один заяц, а много … (зайцев)
• Не один еж, а много … (ежей)
• Не один медведь, а много … (медведей) .
-Ребята, в лесу живут не только животные, но и насекомые. Каких насекомых вы знаете? (перечисляют).
-Обратите внимание на экран. Правильно, это паук сплел паутину. Какая она?
Давайте покажем, какая паутинка.
(Образные перевоплощения. Психогимнастика)
Паутинка
Я – легкая паутинка. Мне спокойно и приятно висеть, прицепившись к ветке дерева, но вдруг меня оторвал порыв ветра. Стало страшно. Я летела-летела и, постепенно мне стало очень хорошо и радостно лететь и кружиться над землей.(фонограмма легкой музыки).
-В.Ребята, вы слышите - кто-то плачет!
Здесь мокрый и грустный заяц. Давайте ему поможем.
-Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый? (Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.)
(Обсуждение с детьми противоречий в погоде).
- Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
-Что хорошего в дожде? (Все растет, свежий воздух после дождя…)
-А что плохого в дожде? (Можно заболеть.)
- Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.
-А солнце какое, хорошее или плохое?
- Ребята, что хорошего в солнце? (Оно ласковое, теплое, от него светло…)
- А что плохого может быть в солнце? ( Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.)
-Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
-Как мы можем помочь зайцу? (Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.)
-Давайте его укутаем теплым одеяльцем сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц? («Заюшкина избушка.»)
-Да, ребята, наш зайка из сказки «Заюшкина избушка». А вспомнить героев этой сказки нам поможет вот эта таблица. Герои этой сказки обозначены кружками. Нужно нарисовать характерные черты в облике каждого животного.
Моделирование сказки.
-Нарисуем сначала главных героев сказки.
-Что отличает лису от других животных?
-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?
-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
-Что же произошло дальше?
-А что отличает собаку в нашей сказке?
-Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.
-Что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?
-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
-А что есть у петушка особенного?
-Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.
-Чем же, заканчивается сказка?
-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку! Посмотрите, а зайка наш подсох и повеселел! Попрощаемся с зайцем- нам пора в дорогу.
– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Кто это может быть? Это белочка! Чем она занимается осенью? (Делает запасы на зиму).
-Покажите, какие она собирает грибы?
(Артикуляционная гимнастика.)
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить сначала одну, затем другую щеку.
Белочка цокает. Щелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.(фонограмма песни про белочку).
- Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое: нужно разделить слова на слоги.
Воспитатель произносит слова:осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад.(Дети хлопками делят слова на слоги).
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
– Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес.
Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова.
-Нужно идти дальше, а сил совсем нет, может, отдохнем?
-Давайте поиграем в игру, я буду мама- животное, а вы мои детеныши.
- Я медведица – вы (медвежата) (имитируют повадки животных)
- Я волчица – вы (волчата)
- Я зайчиха – вы (зайчата)
- А теперь наоборот:
- Вы ежата, я (ежиха)
- Вы мышата, я (мышь)
- Вы лисята, я (лиса). Молодцы!
– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Ребята, лягушка поможет нам перейти болото, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
(демонстрация слайдов)
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушка подсказывает нам, что можно перейти болото по кочкам. Идем дальше к медвежьему домику.
– Ребята, посмотрите, под елкой что-то стоит. Да это сундучок, но он закрыт. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Как же нам его открыть? Посмотрите, здесь есть записка. Что же в ней написано? (читаю : сундучок откроется, если ребята мы подберут слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?»)
А подбирать слова мы будем к слову «Медведь».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Медведь /какой?/ – большой, неуклюжий, добрый, бурый (белый), вежливый, трудолюбивый, заботливый, пушистый.
Медведь /что делает?/ – спит, бегает, пляшет, радуется, прячется, убегает и т.д.
Настроение у Медведя /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что Медведю очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на его день рождения. Значит, не обманула нас Сорока.
– Ребята, а как вы думаете, Медведь уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/
- Интересно, куда он положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Cахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
Ребята, как вы думаете, Мишка будет нас угощать вареньем?(Конечно,ведь Маша много наварила варенья.)
Из каких фруктов варят варенье?
-Варенье из яблок как называется ? (яблочное)
-варенье из груш? (грушевое)
- варенье из лимонов? ( лимонное)
- варенье из апельсинов (апельсиновое)
А как вы думаете можно сварить варенье сразу из двух или трех фруктов? Варенье сваренное из дух - трех фруктов, например из яблок и груши называется ассорти (повторить хором).
- А теперь Мишка и Маша приглашают нас за праздничный стол.(фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи и культуре общения в средней группе. День рождение пчелки.
В этическом воспитании детям показывается эффективность доброжелательного , културного общения и поведения , воспитание желания быть добрым , отзывчивым , вежливым;В речевом воспитан...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Активизировать речь детей старшего возраста....
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему "День защитников Отечества"
Цель: развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Закрепить знания о всенародном празднике воинов;уточнить, кто такие защитники отечества;2.Развивающие:развивать представлени...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану воспитателя"
Упражнять детей последовательно и связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану, используя в речи сложных предложения. Подвести к использованию сказочного зачина и к...