"Уроки этикета" Познавательно-речевое развлечение для детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
"Уроки этикета" Познавательно-речевое развлечение для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_etiketa.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст детей: старший дошкольный
Цели:
- Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
- Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей.
- Приобщать детей к русской национальной культуре.
Оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки, деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник; иллюстрации к русским народным сказкам : «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и Журавль», «Царевна-лягушка».
Ход занятия:
- Организационный этап.
- Основная часть занятия.
- Путешествовать - это замечательно!
-Вот и прошло лето. Вы подросли, т теперь будете ходить в старшую группу.
Старшая группа…
Что это значит?
Значит, никто уже утром не плачет.
Суп не прольёт на рубашку никто,
Все надевать научились пальто.
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем ни папе, ни маме.
Наши друзья Таня и Ваня тоже повзрослели. Как и вы, Таня пойдёт в старшую группу, её брат Ваня- в третий класс.
Помните мультфильм:
Маленькие дети!
Ни за что на с веете
Не ходите в Африку ,
В Африку гулять!
В Африке акулы!
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка- в Африку бегом,-
В Африку!
В Африку!
-Кто написал эту сказку? Как она называется?
-Помните, как чуть было не закончилась печально эта история? А всё почему?
Потому что дети ушли без спроса и одни, без взрослых.
-Но путешествие-это замечательно! Во время путешествия можно узнать много нового, многому научиться. Не зря во все времена, с древности и до наших дней, люди плыли на кораблях и плотах, ехали на верблюдах и собаках, машинах и санях, летели на воздушном шаре и самолёте для того, чтобы побывать в незнакомых местах, узнать, какие растения там растут, какие животные обитают, чем занимаются люди, живущие вдалеке от нас.
2. Мы ждём гостей.
-И вот доктор Айболит собрался навестить своих пациентов, которые живут в разных уголках Земли. Кто пациенты доктора Айболита?
-и конечно же, добрый доктор пригласил с собой Таню и Ваню. Во время поездок они будут доктору попутчиками, и помощниками.кто такие попутчики?
-Как образовалось такое слово?
-Но для того, чтобы отправиться куда-то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости в семью Тани и Вани, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии. Скажите: что делают хозяева дома, когда ждут гостей?
(Наводят порядок, готовят угощения)
-А что значит навести порядок? (Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.)
-Кто обычно занимается этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?
-Как вы думаете, почему необходимо помогать друг другу?
-Вспомните мультфильмы, в которых герои оказывали друг другу помощь. («Репка», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка» , «Волшебник Изумрудного города» и т.д.)
Физкультминутка
УБОРКА КВАРТИРЫ
Каждый ребёнок берёт на себя определённую функцию и, не называя её, показывает, как он, например, моет окно, подметает и т.д. Воспитатель отгадывает, кто из детей, чем занимается.
-И вот в квартире порядок. Можно начинать готовить угощение.
Детей просят разбиться на несколько групп по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать меню праздничного ужина. Заранее с детьми можно обговорить список продуктов, из которых дети будут готовить угощение.
-Какое сейчас время года? Чем радует нас осень? (Плодами с садов и огородов.)
- Овощи и фрукты вкусны и полезны, давайте приготовим из них еду.
Выслушав предложение каждой группы, составляется общее меню. Например, салат или винегрет, картошка с мясом, печёные яблоки. К чаю-варенье и пироги.
-Пора накрывать на стол. (Это можно сделать на кукольном столе, используя кукольную посуду.)
-На сколько человек надо накрыть стол? (На пять. За столом сядут Доктор Айболит, Таня и Ваня и их родители.)
-Сколько поставим тарелок? С какой стороны положим вилку, а с какой- нож? (Вилку - слева, нож-справа.)
-Что обязательно должно быть на столе? (Хлеб, соль, перец. Обязательно должны быть салфетки. В салатнице должна быть ложка, ею накладывают салат в свою тарелку.)
- А как поступить, если, например, хлеб находится на столе далеко от вас? (Вежливо попросить передать его. С тарелки надо брать тот кусок хлеба, колбасы или сыра, который «смотрит» на вас, то есть лежит ближе. И, конечно, не забывать благодарить.)
-Как вы думаете, сколько еды надо класть в тарелку? (Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что съешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажи об этом хозяйке, ей будет приятно.)
-Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?
-Мы привыкли к определённым продуктам питания. А что люди ели в прошлом?
-Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.
3. « Милости просим, гости дорогие».
-Теперь вы красны девицы и добры молодцы.
Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаками.
-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.
Какая обстановка здесь?
Используются иллюстрации.
-Вот печь. Как говорили о ней в старину? «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».
-Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?
-Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие? (На них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят.)
- А вот сундук. Что в нём хранят? (Одежду.)
-В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину «красный»? красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.
Всякий гость, входивший в избу у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здраве буде», что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка.
- Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Как мыли руки в старину? (Из рукомоя.)
-вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называется? (Рушник-для рук.)
-Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. « Всё, что в печи, -на стол мечи»,-гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол-престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол- доска», - так говорили в старину.
Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение? («Лиса и Журавль»)
-Что оно обозначает?
-В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб-соль ешь, а правду режь»,- говорили в народе.
Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что, если будешь болтать за столом, голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете? (Чтобы жидкая пища с ложки не капала на стол.)
-Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол? «Каша-мать наша»,-говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля? (Кашей.) А он её чем потчевал? (Окрошкой.) Кто знает, что это такое?
-На первое варили щи. Что для этого надо?
-Варили уху. В каком мультфильме молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка. («По щучьему веленью».)
-В старину ели много мяса: свинину, телятину, баранину. Чьё это мясо? ( Раньше коров, быков называли одним словом- «говядо». Отсюда и название мяса- «говядина».)
-Ни одни пир не обходился без пирогов. От какого слова произошло слово «пирог»? (Пир-пирог.) в старину говорили: «красна изба углами, а обед - пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов! Мясной, овощной, с яйцами, рыбной, творожной, ягодной, грибной, гороховой.
-что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются? «и я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мёд- медовый или фруктовый напиток. Ещё варили кисели. «Киселём брюхо не испортишь»,- говорили в старину. В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком?
-Пили берёзовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок , чтобы не испортить дерево.
-Ели много овощей. Каких?
-Мы уже говорили, что картошки тогда не знали. Вместо неё в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках.
Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока ,яиц, масла не полагалось. Что можно было есть? Давайте придумаем меню на постный день.
В наши дни некоторые люди соблюдают пост. В определённые дни придерживаются строгой, постной диеты.
На столе лежат иллюстрации к различным мультфильмам:
- «Маша и медведь» (Маша печёт пироги);
- «Гуси-лебеди» (дети у молочной реки);
- «Колобок» (бабка сажает его в печь);
- «Печка»;
- «Царевна-лягушка» (пир);
- «Лиса и Журавль»;
- «Снегурочка» (девочки в лесу собирают ягоды и грибы;
- «По щучьему веленью» (Емеля держит в руках щуку);
- «Соломенный бычок - смоляной бочок» (лиса ведёт гусей, волк -баранов );
- «Курочка - ряба».
Есть также иллюстрации к мультфильмам, не имеющим отношение к еде, например «Теремок», «Заячья избушка».
-Найдите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину. Как они называются?
Перескажите отрывок, который изображён на выбранной картинке.
- Заключительный этап занятия. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"
В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...
Вечер-развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями по ПДД "Уроки безопасности для Незнайки".
Сценарий досуга детей старшего дошкольного возраста и их родителей на закрепление правил дорожного движения....
Сценарий физкультурного развлечения для детей подготовительной группы «Уроки Айболита»
Развлечение способствует формированию представлений детей о здоровом образе жизни....
КВЕСТ «УРОКИ ЭТИКЕТА ОТ ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ» СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В домике Белоснежки и семи гномиков случилась беда: злая волшебница заколдовала всех ее жителей. Все они перессорились, забыли о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Задан...
Конспект развлечения для детей средней группы "Урок экологии"
Развивать познавательный интерес детей к природе....
Развлечение для детей старшей группы по Правилам дорожного движения «Уроки безопасности для Незнайки»
Цель: обобщить знания детей о транспорте, о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДД;Развивать ловкость, внимание, сосред...
Авторская разработка интегрированного развлечения для детей младшего дошкольного возраста " Прогулка по зимнему лесу". " Уроки доброты"
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста...