Консультация для родителей "Как помочь ребенку заучить стихотворение наизусть?"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
У каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Это следует учитывать при заучивании стихотворений.
Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания , а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_saenko.docx | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Заучивание стихотворений развивает память, расширяет кругозор, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями, учит восприятию такого жанра, как поэзия, и наконец, формирует общий уровень культуры человека.
На какие моменты следует обратить внимание при заучивании стихотворений с детьми:
* Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы целенаправленно учим малыша запоминанию стихотворений наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
* У каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Это следует учитывать при заучивании стихотворений.
Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов.
* Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка . Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из « Евгения Онегина» А.С.Пушкина.
Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского и других поэтов.
* Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания , а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
* И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
*Есть дети , которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.
* Надо сказать, что уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
* Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
* Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть.
* Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.
* После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
* И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с другими членами семьи, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
* Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Методы заучивания стихотворений.
Визуальный метод.
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. После рассматривания иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание . «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши « каляки-маляки» особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова,
На зиму для печек.
Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стихотворения.
Предположим, что на первый блок "в октябре, в октябре, частый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя.
Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стихотворения, и не позволит забыть нужный блок.
На двустишье "на лугах мертва трава, замолчал кузнечик", ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И так как речь идет о траве и кузнечике, для малыша будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.
Аналогичные действия нужно проделать и с блоком "заготовлены дрова на зиму для печек".
Пример рисунков-образов:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые дошкольнику абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стихотворения, прочтет этот блок вслух.
С помощью приведенной методики и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите малышу проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка.
Автор методики: Валуева Л.А.
Двигательный метод.
Взрослый предлагает ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдце шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой метод.
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофон, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический метод.
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие дети. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами об этом явлении или событии.
При составлении консультации использованы источники:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652040
http://school4novo.rusedu.net/gallery/133/Metody_zapominaniya_stihov.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?
Сегодня в век информационных технологий, в связи с большим объемом информации и загруженностью ребенка необходимо грамотно и творчески подходить к его развитию. Данные рекомендации помогут родит...
Как помочь ребенку выучить стихотворение
Как же правильно учить с ребенком стихотворение? Этот вопрос интересует многих. Вот несколько рекомендаций....
Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?
Рекомендации для педагогов и родителей о том, как облегчить запоминание стихотворения на английском языке....
Консультация для родителей «Как помочь ребенку выучить стихотворение»
Практические советы для родителей дошкольников, как помочь ребенку выучить стихотворение....
Как помочь малышу заучить стихотворение
Несколько способов быстрого заучивания стихзов...
Сложно с ребенком заучить стихотворение? Подойдите к этому творчески!
Памятка для заучивания стихотворения!...
Консультация для родителей «Как быстро заучить стихотворение»
Консультация для родителей «Как быстро заучить стихотворение»Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:У ребёнка нет ещё такого навыка — учить наизусть.Родители не приу...