опрелеления
занимательные факты по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
№ | Жанры, определение | Сценические черты | Задачи |
1 | Колыбельная песня-это большое лирическое стихотворение положено на определенную мелодию. | Напевность, мелодичность, не громкое, манера исполнения, в центре внимания конкретный ребенок. | Успокоить сны, хорошее создание, благоприятные атмосферы, внимание, реакция на слова, научение ребенка, вслушиваться в слова, находить успокоение. |
2 | Потешка-это устное народное творчество, песенки приговорки, небольшие стишки и песенки. Сорока белобока, Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. | Побуждают детей к действиям в игровой форме. Исполняется в процессе действий выполняемых ребёнком вместе со взрослыми. | Развлекает и развивает ребёнка, учит ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения. Помогает привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу малыша. |
3 | Загадка-это краткое образное определение предмета или явления, которые даются в иносказательной форме, нарочито затемнённой . Это народная забава. Маленький Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ткнет, Там черту проведет. (карандаш) | Малый жанр устного нар.творчества, в её структуре отображена картина жизни и языковые средства её выражения (сравнение, метафора, звуковой рисунок) | Весело учить, угадывать задуманное, развивать воображение. |
4 | Пестушка-это от слова пествовать, т.е. нянчить, холить. Большие ноги, Шли по дороге, Топ-топ-топ Топ-топ-топ Маленькие ножки, Бежали по дорожке Топ-топ-топ- Топ-топ-топ | Короткий стихотворный напев. При просыпании мама гладит, ласкает ребёнка приговаривая. | Создание благоприятной атмосферы, реакция на слова, вслушиваться в слова. Сопровождают действие ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. |
5 | Прибаутка – от слова баять, т.е. рассказывать . Стихотворная, короткая, весёлая история. Сбил, сколотил-вот колесо Сел да поехал-ах, хорошо Оглянулся назад Одни спицы лежат. | Небольшой стишок в котором присутствует сюжет. | Развивает умение планировать свои действия. |
6 | Пословица-это краткое народное изречение назидательного характера, небольшие по объёму. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Не рой яму другому – сам в нее попадешь. | Афористическое, сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме. | Поучать чему-то, развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать. |
7 | Заклички-это один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Отражает интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Божия коровка, черная головка, Улети на небо, принеси нам хлеба, Черного и белого, только не горелого. | Представляют собой обращение (солнцу, радуге, дождю и др. явлениям природы, а также к животным и птицам) | Знакомство с трудом взрослых (крестьян, семья, природные явления, животный мир и пр.) |
8 | Считалка- это небольшой стишок, форма жеребьевки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Один, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять, А за месяцем луна, Оставайся ты одна. | Элементы игры, которые помогают установить согласие и уважение к принятым правилам. Очень важен ритм. | Умение распределить роли в игре, умение договариваться и действовать по правилам. |
9 | Скороговорки- это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Маленькая болтунья, Молоко болтала, болтала Да не выболтала. | Скороговорки бывают рифмованные и нерифмованные. | Способствуют развитию дикции. |
10 | Приговорка-это некий набор слов который используется для сопровождения основного текста. Небольшое произведение устного народного творчества. Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу. | Сказывают, когда делают что-либо обращение к быту, повседневным занятиям. Построенная по принципу просьба, пожелание. | Развивает наблюдательность за явлениями в природе и всему что окружает. |
11 | Дразнилка- высмеивают различные черты характера (жадность, трусость, лень и др.)обманули простака, на четыре кулака, на шелбан и на подушку, на зеленую лягушку | Насмешливая прибаутка, рифмованная употребляется чтобы дразнить кого-то, трунить над кем-то. | Высмеять оппонента. Прививать любовь к сценическому искусству. Уметь видеть недостатки и исправлять их. Умение правильно реагировать на критику. |
12 | Мерилка -представляет собой небольшие произведения устного народ.творчества который используется для примирения. Мирись, мирись, мирись И, больше не дерись, А если будешь драться Я буду кусаться Мир! Мир! Мир! | В центре внимания находится два или группа детей где возник конфликт. | Умение договариваться, выстраивать партнёрские отношения. |
13 | Страшилка -представляют собой небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающем финалом. Темно за окошком не звука Луна из-за леса встает Седая лохматая бука Одна по дорогам идет Слетают с плеча ее совы Ни скрипнет в округе снежок, Любого те совы готовы Схватить и упрятать в мешок. | Детские страшилки воздействуют на разных уровнях чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков. | Испугать слушателя. Умение справиться со страхами. |
14 | Поддёвка-Малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. -Скажи двести: двести Голова в тесте, -Скажи петух: петух Ты протух. | Поддевки – диалоги, поддевка – заманки, цель которых поймать, поддеть на слове. Имеет само звучание слова – звуковой ряд. | . Развивать речь, сообразительность, внимание. Дать понятие детского фальклера. Одна из форм развития у детей сатиры и юмора. |
15 | Небылица -поэтические произведения с изображением нереальных событий. Стихи про человека рассеинова с улицы «Бассейной». Сказка построена на бессмыслице: горит Кошкин дом и курица с ведром бежит заливать его. Из-за лесу, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, жена на корове, Дети на телятках, внуки на собаках. | Забавный смешной стишок – это необходимая ступень развития ребенка. Детские стихи-это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию мышления. Достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические, ни что другое не подводит так к первоосновам юмора. | Развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Юмор помогает в будущем увеличить его сопротиворечие всякой неблагоприятной среде. И поставить его высоко над мелочами и дрязгами. |
16 | Уловка – рифмованные диалоги вопросно – ответной формы. Являющая как бы переходом от психологических уловок, в область софизма или намеренные ошибки в доказательстве. -Таня, Саня, Лизавета Ехали в лодке Таня, Саня утонули, кто остался в лодке -Лизавета -Хлоп тебе за это. | Используется как лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребенком и при отклонении в развитии ребенка. Развивает межличностные коммуникации. | Развивает логическое мышление, творчество и внимательность. |
17 | Молчанка - это детская игра. Название забавы произошло от слова «молчать». Прилетели журавли И сказали всем: «Замри»! А кто первый отомрет- Тот получит шишку в лоб! Не смеяться, не болтать! А солдатиком стоять! | Правила игры заключаются в том, что в игре побеждает ребенок, который после произнесения стиха-молчанки заговорит последним. | Развивает терпение и усидчивость. |
18 | Поговорка- это устойчивое выражение, которая употребляется не изолированно, а в составе предложения. Широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое – либо жизненное явление. Нужно наклонится, чтобы из ручья напиться. . | Поговорка является небольшим по объему произведением. Которые благодаря сложенному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способно раскрыть самое главное. Содержит обобщающий поучительный смысл. В них высказываются мудрый смысл и крылатые изречения. | Развивает речь, область мышления, логику, память. Учит ребенка основным правилам жизни, и тому как устроен окружающий мир. |
19 | Песня -самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. | ознакомление с простейшими музыкальными жанрами музыки, усвоение ... | Развитие творчества певческих навыков, голоса, петь в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова. Умение передавать характер песни ( весело, протяжно, ласково и т.д.) |