Развитие речи ребенка на пятом году жизни
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Возрастные нормативы речевого развития и диагностика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №11»
Тема:
«Возрастные нормативы речевого развития и диагностика»
Логопед: Карасева Э.А.
Если Вашему ребенку от 3-х до 4-х лет.
СЛОВАРЬ. У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановка звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Отмечаются несовершенства фразовой речи: не всегда правилен прядок слов в предложении («я хочу нет» - я не хочу), нарушается оформление связей слов («один колесо», «у меня много подругов»).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).
2. Звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются «абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: С – Ф («фобака»); З – В («вамок»), Ц – Ф («фыпленок» - цыпленок), С – Т («тобака» - собака), З – Д («дамок» - замок), Ц – Т («тветок» - цветок).
3. Звуки Ш,Ж,Ч,Щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются Ш – С,Ф («сапка», «фапка» - шапка), Ж – З,В («зук», «вук» - жук), Ч – Ц,ТЬ («оцки», «отьки» - очки), Щ – СЬ,ТЬ («сетка», «тетка» - щетка).
4. Звуки Р и Л пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуком ЛЬ («лямпа» - лампа, «люка» - рука); заменяются Й («ямпа» - лампа, «юка» - рука).
Если Вашему ребенку от 4-х до 5-ти лет.
СЛОВАРЬ. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Дети этого возраста пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связанной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
1. Исчезает смягчение произношения согласных.
2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.
3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д.
4. Исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.
5. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.
Если Вашему ребенку от 5-ти до 6-ти лет.
СЛОВАРЬ. В активном словаре ребенка появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова, например экскаватор.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения:
1. Шипящие не всегда произносятся четко.
2. Р заменяется Л или Й.
3. Л заменяется ЛЬ.
Если Вашему ребенку от 6-ти до 7-ми лет.
СЛОВАРЬ. Употребление слов в этом возрасте характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты. Необходимо стремиться расширять запас слов детей, чтобы ребенок сознательно, т.е. вникая в смысл, усваивал слова, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания, чтобы он умел употреблять образные слова и выражения.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов».
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. Дети с различными недостатками произношения, обусловленными в отклонении в развитии речи нуждаются в специальной помощи логопеда.
Анкета для родителей.
(старшая группа)
- Фамилия, имя ребенка _________________________________________
- Всегда ли Ваш ребенок точно по смыслу употребляет слова в своей речи? _______________________________________________________
- Как часто пользуется помимо имен существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями)? _____________________________________________________________
- Достаточно ли полно дает описание знакомых ему игрушек, предметов? __________________________________________________
- Может ли Ваш ребенок достаточно полно дать описание картинки? _____________________________________________________________
- Какие звуки произносит еще недостаточно отчетливо или неправильно? ________________________________________________
- Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы? _____________________________________________________________
- Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, если нет, то какие? ______________________________________
- Узнает ли определенные звуки в словах? _________________________
_____________________________________________________________
- Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? _____________________________
_____________________________________________________________
- Нет ли отклонений в темпе речи – торопливости или чрезмерно замедленной речи? ____________________________________________
- Умеет ли при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности? _____________________________________________________________
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №11»
Тема: «Развитие речи ребенка
на пятом году жизни»
Логопед:Карасева Э.А.
План.
- Обследование детей.
- Развитие речи в норме.
- Причины нарушения звукопроизношения.
- Игры и упражнения.
- Анкетирование.
В старшей группе начинается комплексное обследование речи детей. Проверяется: звукопроизношение, развитие фонематического слуха, сформированность слоговой структуры слова, грамматического строя речи, лексики и связной речи. Дети, имеющие нарушения в звукопроизношении, в развитии фонематического слуха и слоговой структуры слова зачисляются на логопункт. Занятия на логопункте проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. В связи с загруженностью логопункта дети ставятся на очередь. После освобождения места, об этом информируются воспитатель, родители и начинаются занятия с ребенком. Для постановки точного диагноза необходима предварительная беседа с мамой, в которой выясняются этапы раннего физического и речевого развития ребенка. Поэтому родителям рекомендуется заранее вспомнить или выяснить это в медицинских картах или в своих записях.
Детям постоянно дается домашнее задание, которое дублирует занятие в детском саду. Домашнее задание необходимо выполнять ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день, а в выходные дни следует выполнять его 2 раза, утром и вечером. Если родители заинтересованы в положительном результате логопедических занятий, то эти рекомендации надо соблюдать. В противном случае, т.е. если домашние задания будут игнорироваться, ребенок не будет готов к тому, чтобы продвигаться дальше, нет смысла тратить время на бесполезную работу. Место этого ребенка будет отдано другому. Поэтому родители всячески призываются к активной помощи логопеду, ведь нарушения речи в этом возрасте – тревожный симптом.
В норме в 5 лет речь ребенка достаточно понятна и ясна. Ответы его состоят из 2-3 фраз, им употребляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличивается его активный словарь, что дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Дети занимаются словотворчеством, придумывают слова, которых даже нет в русском языке. Эти слова действительно забавные, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо тактично поправить ребенка и дать точное название понятиям. В звукопроизношении практически все в норме, но многие еще не верно произносят сонорные [р] и [л]. Часто бывает так, что ребенок изолированно произносит [р], даже в некоторых словах его говорит, но в большинстве слов не может его выговорить. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиваться, чтобы звук удавался во всех словах. Некоторые дети, научившись правильно произносить какой-нибудь звук начинают увлекаться им и вставлять его даже в те слова, в которых этого звука вовсе нет (шумка, жамок).
Родителям следует продолжать знакомить детей с новыми словами, с качественными и притяжательными прилагательными, приучать точно называть качество предметов, определять из чего они сделаны (банка, стакан, ваза – сделаны из стекла, значит, они – стеклянные; хвост – лисий, уши - заячьи). Для развития связной речи продолжайте учить ребенка находить сходства и различия в предметах. Если у ребенка есть отклонения от нормы в речи, то на это есть свои причины нарушения.
Причины возрастных нарушений произношения:
- Подражание неправильной речи окружающих. Если в окружении детей находятся люди с дефектами речи, то это может стать объектом подражания для вашего ребенка. Вредным также считается «сюсюканье» с ребенком. Способов продемонстрировать ребенку правильную речь очень много: читайте ему сказки, предлагайте прослушивать детские аудиозаписи сказок и песен.
- Слабость мышц языка и губ. В силу того, что мышцы артикуляционного аппарата слабы, ребенку очень тяжело поставить их в позицию, необходимую для правильной артикуляции звука. В этом случае рекомендуются комплексы артикуляционной гимнастики для укрепления мышц.
- Нарушение фонематического слуха. У каждого человека наряду с физическим слухом развивается фонематический слух, который различает фонемы нашего языка. Формируется этот слух от рождения до 4 лет. Если есть нарушения, то для ребенка звуки, сходные по произношению, (например[ш] и [ж]), звучат одинаково, т.е. он слышит нечто среднее между этими звуками и различить из не может. Это нарушение ведет за собой искажения в слоговой структуре слова («патет», «мотолок», «аписин»). Ребенок меняет местами или опускает слоги в словах. Здесь добавляется нарушение ритма слова.
Все эти нарушения ведут к серьезным последствиям при овладении грамотой, чтением, письменной речью. В школе эти дети плохо учатся, не успевают по многим предметам. Чтобы предотвратить подобную ситуацию необходимо именно сейчас со всей ответственностью подойти к исправлению недостатков в развитии речи ваших детей.
В свободное время поиграйте с детьми в игры, которые «подготовят почву» для дальнейших занятий с логопедом. Ребенку будет не только легче войти в режим работы, но и быстрее справиться с трудностями.
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Скажи, что ты слышишь».
- «Будь внимательным»
- «Эхо»
Игры на развитие речевого дыхания:
- «Футбол»
- «Снежинка»
- «Ветер и ветерок»
Игры на развитие артикуляционного аппарата:
- «Сказка о веселом язычке»
Литература, которой могут воспользоваться родители:
- А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»
- З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий»
В заключение заполните, пожалуйста, анкеты для более полного изучения развития речи ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.
В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...
Развитие речи детей четвертого - пятого года жизни
Развитие речи...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...