Словесные дидактические игры в детском саду
статья по развитию речи на тему
В статье собраны игры, способствующие развитию мышления и речи детей дошкольного возраста. Эти игры использовались мною в процессе многолетней работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal1.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные дидактические игры в детском саду
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления. Среди таких методов особое место занимает словесная дидактическая игра.
В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют.
Игры без игрушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны игры – потешки, созданные нашим народом для обучения родному слову: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие. Они являются первыми и любимыми учителями маленьких детей. Для более старших народная педагогика создала другие игры. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании, например в таких народных играх, как «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты» и другие.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Словесная дидактическая игра- доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры.
Игры для детей младших групп
«Игра с пальчиками»
Цель: приучать слушать речь, понимать о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот самый маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».
Слова | Движения |
«Пальчик ,пальчик, где ты был?»- «С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел». | Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему , загибает по очереди пальцы. |
«Какую песенку пел он с маленьким братцем?»- спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку(«Петушок», «Серенькая кошечка»), а пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).
«Заинька»
Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалочкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сенечкам
Гуляй, погуливай!
Серенький по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Заинька, поскачешь- выскочишь,
Серенький, попляшешь- выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.
«Конь»
Цель: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущую лошадку. Воспитатель становится так, чтобы его видели дети, и произносит слова потешки. Дети произносят их вместе с воспитателем.
Слова | Движения |
Гоп- гоп- гоп! Ты скачи в галоп. Ты лети, конь, скоро- скоро, Через реки, через горы, Все в галоп, в галоп, в галоп. Гоп- гоп- гоп! Тпру!..- говорит воспитатель. | Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят «тпру…». |
Игру можно повторить, меняя впереди стоящего ребенка.
Игры для детей средней группы
Цель: развивать диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку», а в этом углу будет мой дом». Воспитатель объясняет детям ход игры.
Слова воспитателя | Действия детей |
Тет- тет, тет, Гуси белые, гуси серые, Ступайте домой! Гуси шеи длинные вытянули, Лапы красные растопырили, Крыльями машут, носы раскрывают. | Дети вытягивают шеи. Расставляют пальцы. Машут руками. Все вместе произносят: «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!» |
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто- либо из детей.
«Зеркало»
Цель: развивать речевую и двигательную активность.
Ход игры. Дети становятся в кгуг. Выбранный про помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Ванечка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
«Когда это бывает?»
Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна- и положу камешек Коле, Коля быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например, весной тает снег». Передает камешек рядом сидящему, тот вспоминает еще что- нибудь о весне.
Если кто- то не может ответить, воспитатель помогает уму вопросами.
Игры для детей старшей и подготовительной к школе групп
«Отгадай- ка»
Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем сущесвенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем,какой предмет говорит. Каждый из вас будет выполнять роль какого- либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали».
После небольшой паузы воспитатель кладет мяч на колени любому играющему. Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает мяч тому, кто будет отгадывать.
«Где был Саша?»
Цель: учить детей описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывает ребенок.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, залы, помещения, что в них находится, чем там занимаются.
Воспитатель рассказывает: «Сегодня мы поиграем в такую игру, будто в наш сад пришел новый мальчик Саша. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Саша. От имени Саши будете рассказывать вы. Не называйте комнату словом. Мы должны узнать ее по описанию».
Вариант 2.Дети рассказывают о библиотеке, школе, поликлинике, магазине и т.д.
Вариант 3. Дети рассказывают о каком- либо герое книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...
дидактические игры в детском саду
дидактическая игра...
Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"
Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...
"Дидактические игры в детском саду".
Большую роль в музыкально – эстетическом воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступ...
Дидактическая игра в детском саду
Игра в жизни ребёнка имеет большое значение....
Дидактические игры в детском саду. Их содержание и значение.
Теоретический материал о дидактических играх, их значении для развития детей....
Дидактические игры в детском саду
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм....