Консультация с презентацией для воспитателей ДОУ ранний возраст
материал по развитию речи (младшая группа) по теме
Консультация с презентацией для воспитателей ДОУ ранний возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shatrovoy_yu.v.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик»
Сообщение по теме:
«Использование иллюстративного материала для развития речи детей раннего возраста»
Составитель: Шатрова Ю.В.
«Картины развивают поле непосредственного
наблюдения ребёнка»
Е.И.Тихеева
(слайд 2) Язык – это «важнейшее средство человеческого общения».
Вопросами развития речи детей раннего возраста занимались известные ученые и практические работники – педагоги, методисты: Н.М. Щелованов, П.М.Оксарина, Е.И. Тихеева, Н.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Резингард – Пупко, Г.М.Лямина, в.А. Петрова, Н.С. Картенская и др.
Они считали, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем. Рассматривание сюжетных предметных картин – эффективное средство развития связанной речи.
Ученые изучавшие вопросы восприятия детьми картин и иллюстраций (С.Л.Рубенштейн, Т.Г. Овсепян, А.А. Люблинская и др.), определили, что характер ответов дошкольников на вопросы воспитателя зависит от содержания картин, его близости опыта детей, умению рассматривать изображенное.
( слайд 3) Наблюдая каждый год новых малышей, мы видим, что количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. В связи с этим, речевое развитие малышей одна из самых актуальных задач на раннем возрасте.
( слайд 4) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
( слайд 5) Речевое развитие детей раннего возраста невозможно без использования иллюстративного материала, без рассматривания картин, книг, так как картинка вызывает на разговор детей, даже самых застенчивых. Малыши любуются яркой и красивой иллюстрацией, отвечают на вопросы, слушают рассказ или сказку, сами составляют свои первые рассказы.
В детском саду картина – это наглядное пособие, которое помогает педагогу уточнить имеющиеся у детей представления или дать им знания о том или ином событии, явлении, действии.
Красочная позитивная картина вызывает улыбку, заставляет отвлечься от печалей, повышает настроение. Конечно, иллюстрация не заменит живого восприятия реальной действительности. В жизни малыши видят предметы и явления в действии, в изменении, в разнообразных взаимосвязях с окружающим. Но наблюдения за живыми объектами зачастую ограниченны условиями места и времени. В городе у наших детей нет возможности увидеть телят или курицу с цыплятами, полюбоваться луговым разнотравьем или увидеть как плещутся в пруду пушистые утята. На помощь приходит картина, которая и позволяет видеть то, что нам нужно и интересно, причем видеть неоднократно. Поэтому так важно качество и понятность для детей иллюстративного материала, его эстетичность и содержание. (слайд 6) В своей работе с картинками мы столкнулись с проблемой: иллюстративный материал, хранящийся многие годы в детском саду, не отвечает современным требованиям ФГОС:
многие картины устарели, обветшали, поблекли. Например, знаменитая и любимая нами серия «Наша Таня» не переиздавалась с 1960 годов. Иллюстрации некоторых детских книг, которые приносят в детский сад родители, так же не соответствуют программным требованиям: синий бегемот, заяц с короткими ушами, медведь с треугольными ушами и т.д. В книжных магазинах есть подбор предметных картин, но сюжетных, особенно для раннего возраста очень мало. Поэтому мы обратились за помощью к новым для нас художникам, и открыли для себя удивительный мир Дональда Зола и Эдгара Ханта.
( слайд 7)
Дональд Золан – американский художник Дональд Золан родился и рос в Брукфилде с семьей, полной художников. Сам Золан получается художником в пятом поколении. Дональд начал рисовать с трех лет. В пять лет он работал в акварели и побеждал на детских конкурсах. В тринадцать лет он выиграл очень важный конкурс, за который получил стипендию для обучения в престижном институте искусств в Чикаго. Там он и получил образование. После окончания университета, рисует всеми известного Санта-Клауса для Coca-Cola. Золан становится знаменитым иллюстратором. Его работы появляются на пластинах, куклах, статуэтках и других прекрасных предметах коллекционирования. Его печатные издания с ограниченным тиражом и оригинальные картины показаны в самых прекрасных галереях и музеях.
( слайд 8) Его цикл картин «Беззаботное детство» передает необычную яркость, самобытность, полную открытий и приключений жизнь детей. Его картины полны душевного тепла и нежной любви. Эти удивительные иллюстрации мы и использовали в своей работе с малышами 2- 3 лет.
Вот пример работы с одной из картин Д.Золана ( слайд 9)
Вопросы к беседе:
- Что вы видите на картинке?
- Что девочка делает?
- Как её зовут?
- Почему она так одета?
- Какое время года?
- Где девочка гуляет?
- Какого цвета трава?
- А какого цвета цветочки?
- Как вы думаете, кому она подарит цветы?
- Что еще есть на картинке? И др.
Художественное слово:
Солнце пригревает.
Птички распевают
Цветы расцветают
Когда это бывает? (летом)
***
З.Александрова
А я цветов нарвала
В лесу на бережку
Березка мне кивала
Кукушка распевала:
Ку-ку-ку!
***
Н.Топлякова.
Доброе лето, доброе лето
Сколько тепла в нем
И сколько в нем света!
Лето стучится
К нам в окна с утра!
- Вставай детвора!
Игра.
- Большие ноги шли по дороге (идем широкими шагами)
Маленькие ножки бежали по дорожке (бежим семенящим шагом).
***
- На полянке я гуляла (ходим медленно по кругу)
И цветочки собирала (наклоны)
Раз цветочек, два цветочек (наклоняемся и срываем цветы)
Я сплету себе веночек (плетем в воздухе венок и одеваем себе на голову)
( слайд 10)
Британский художник-анималист Эдгар Хант родился в Бирмингеме в 1876 г и вместе со своим братом Вольтером стал третьим поколением в семье художников.
Его дед Чарльз был известен юмористическими картинами, а отец, Чарльз Хант младший, рисовал и ваял фигурки животных. Эдгар Хант был известен своими картинами кур, но он также рисовал других птиц, таких как утки, которые были очень популярны в этот период. Его произведения, как правило, на небольших полотнах, были в основном из дворовой сцены, в которых среди домашних птиц и их выводков преобладали, телята, свинья и кролики. Его стиль узнаваем сразу же, на протяжении всей своей карьеры. ( слайд 11)
Содержание этих картин ограниченно одним или двумя персонажами. Это позволяет научить детей рассматривать и правильно понимать содержание изображения, так как объем памяти у малышей невелик и внимание у детей носит кратковременный характер.
( слайд 12) Пример работы с картиной «Коза и голуби»
Вопросы к беседе:
- Кого вы видите на картинке?
-Что коза делает?
-А что она ест?
-Что еще любит, есть коза?
-Как козочка зовет деточек?
-Что у козочки на голове?
-Зачем ей рога?
- Кого еще вы видите на картинке?
- Где голуби сидят? А еще?
- Как голуби воркуют?
- Что они клюют?
- Покажите, где у них клювики?
-А где крылья?
- Зачем голубям крылья? Покажите, как они летают.
Пальчиковая гимнастика.
Как гуленьки летали, зернышки клевали?
Насыпаем на ладошки зернышки для птичек. Как они клюют? (пальчиком стучим по ладошке).
Игры.
- С детками играю. Забодаю.… Забодаю…
***
Идет коза рогатая за малыми ребятами
Ножками топ – топ
Глазками хлоп, хлоп.
Кто каши не ел, молока не пил?
Того забодаю, забодаю!
Художественное слово:
Для защиты от врага
Носит длинные рога,
Бородой своей трясет
И стремиться в огород (коза)
***
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дайте вкусненькое мне».
***
Козочка.
Тупы, тупы козочка на горе.
Выбежала козочка на зоре.
И топтала ножками мягкий луг.
И бодала козочка всех подруг.
В.Хорол
(слайд 13-)
К каждой картине мы подобрали вопросы, загадки, стихи, потешки, игры (пальчиковые, подвижные, сюжетные…). Вместе с детьми мы рассматривали картину, рассказывали о её содержании, использовали художественное слово, игры. Для гармоничного восприятия включали музыкальное сопровождение, например Бетховен «Ода к радости», или Фредерик Шопен «Нежность». ( слайды 14-26.) Весь художественный материал оформили в папку. В методическом кабинете создали выставку с иллюстрациями и практическим консультационным материалом. Эту выставку посетили не только наши педагоги, но и родители наших детей. Благодаря этому речевые беседы с детьми обрели яркий и образный характер ( слайд 27)
)Доступная цветовая гамма картин развивает цветовое восприятие, динамика изображений позволяет знакомить детей с глаголами, учит соотносить их с движениями. Кроме того, картины развивают не только речь детей, но и их эстетический вкус, они создают атмосферу радости. Беседу по каждой картине проводим в тот период, когда её содержание наиболее близко содержанию детской жизни, времени года, событию сюжета. (слайд 28) Например, с картиной «Мальчик наряжает елку» мы познакомили детей в новогодние дни. ( слайд 29) А картинку «Девочка и гусеница» внесли в группу летом во время тематической недели «Насекомые». После беседы картина остается в группе в речевом уголке, и дети могут подойти и еще раз рассмотреть картинку, задать по ней вопросы, вспомнить стихотворение, загадку. (слайд 30)
Мы используем эти картины не только для работы с детьми, но и для оформления материалов родительского уголка, презентаций. Благодаря этому наши группы и приемные выглядят нарядно, весело. Родители с удовольствием рассматривают консультации, читают их и даже берут на дом. (слайд 31)
Мы планируем и дальше знакомится с современными художниками, рисующими детей и для детей. Надеемся, что наш опыт пригодится и другим педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка
Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста...
Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Презентация "Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста"
Презентация "Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста"...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.
14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 &laq...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...