Консультация с презентацией для воспитателей ДОУ ранний возраст
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Шатрова Юлия Вениаминовна

Консультация с презентацией для воспитателей ДОУ ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shatrovoy_yu.v.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик»

Сообщение по теме:

«Использование иллюстративного материала для развития речи детей раннего возраста»

Составитель: Шатрова Ю.В.

«Картины развивают поле непосредственного

наблюдения ребёнка»

Е.И.Тихеева

(слайд 2)  Язык – это «важнейшее средство человеческого общения».

Вопросами развития речи детей раннего возраста занимались известные ученые и практические работники – педагоги, методисты: Н.М. Щелованов, П.М.Оксарина, Е.И. Тихеева, Н.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Резингард – Пупко, Г.М.Лямина, в.А. Петрова, Н.С. Картенская и др.

Они считали, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем. Рассматривание сюжетных предметных картин – эффективное средство развития связанной речи.

Ученые изучавшие вопросы восприятия детьми картин и иллюстраций (С.Л.Рубенштейн, Т.Г. Овсепян, А.А. Люблинская и др.), определили, что характер ответов дошкольников на вопросы воспитателя зависит от содержания картин, его близости опыта детей, умению рассматривать изображенное.

( слайд 3)  Наблюдая каждый год новых малышей, мы видим, что количество детей с задержкой речевого развития увеличивается.  В связи с этим, речевое развитие малышей одна из самых актуальных задач на раннем возрасте.  

( слайд 4)  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,

 ( слайд 5)  Речевое развитие детей раннего возраста невозможно без использования иллюстративного материала, без рассматривания картин, книг, так как картинка вызывает на разговор детей, даже самых застенчивых.  Малыши любуются яркой и красивой иллюстрацией, отвечают на вопросы, слушают рассказ или сказку, сами составляют свои первые рассказы.

В детском саду картина – это наглядное пособие, которое помогает педагогу уточнить имеющиеся у детей представления или дать им знания о том или ином событии, явлении, действии.

Красочная позитивная картина вызывает улыбку, заставляет отвлечься от печалей, повышает настроение. Конечно, иллюстрация не заменит живого восприятия реальной действительности. В жизни малыши видят предметы и явления в действии, в изменении, в разнообразных взаимосвязях с окружающим. Но наблюдения за живыми объектами зачастую ограниченны условиями места и времени.  В городе у наших детей нет возможности увидеть телят или курицу с цыплятами, полюбоваться луговым разнотравьем или увидеть как плещутся в пруду пушистые утята.   На помощь приходит картина, которая и позволяет видеть то, что нам нужно и интересно, причем видеть неоднократно. Поэтому так важно качество и понятность для детей иллюстративного материала, его эстетичность и содержание. (слайд 6) В своей работе с картинками мы столкнулись с проблемой: иллюстративный материал, хранящийся многие годы в детском саду, не отвечает современным требованиям ФГОС:

 многие картины устарели, обветшали, поблекли.  Например, знаменитая и любимая нами серия «Наша Таня» не переиздавалась с 1960 годов.  Иллюстрации некоторых детских книг, которые приносят в детский сад родители, так же не соответствуют программным требованиям: синий бегемот, заяц с короткими ушами, медведь с треугольными ушами и т.д. В книжных магазинах есть подбор предметных картин, но сюжетных, особенно для раннего возраста очень мало. Поэтому мы обратились за помощью к новым для нас художникам, и  открыли для себя удивительный мир Дональда Зола и Эдгара Ханта.

( слайд 7)

Дональд Золан – американский художник Дональд Золан родился и рос в Брукфилде с семьей, полной художников. Сам Золан получается художником в пятом поколении. Дональд начал рисовать с трех лет. В пять лет он работал в акварели и побеждал на детских конкурсах. В тринадцать лет он выиграл очень важный конкурс, за который получил стипендию для обучения в престижном институте искусств в Чикаго. Там он и получил образование. После окончания университета, рисует всеми известного Санта-Клауса для Coca-Cola. Золан становится знаменитым иллюстратором. Его работы появляются на пластинах, куклах, статуэтках и других прекрасных предметах коллекционирования. Его печатные издания с ограниченным тиражом и оригинальные картины показаны в самых прекрасных галереях и музеях.

 ( слайд 8) Его цикл картин «Беззаботное детство» передает необычную яркость, самобытность, полную открытий и приключений жизнь детей. Его картины полны душевного тепла и нежной любви.  Эти удивительные иллюстрации мы и использовали в своей работе с малышами 2- 3 лет.

Вот пример работы с одной из картин Д.Золана ( слайд 9)

Вопросы к беседе:

- Что вы видите на картинке?

- Что девочка делает?

- Как её зовут?

- Почему она так одета?

- Какое время года?

- Где девочка гуляет?

- Какого цвета трава?

- А какого цвета цветочки?

- Как вы думаете, кому она подарит цветы?

- Что еще есть на картинке? И др.

Художественное слово:

Солнце пригревает.

Птички распевают

Цветы расцветают

Когда это бывает? (летом)

***

З.Александрова

А я цветов нарвала

В лесу на бережку

Березка мне кивала

Кукушка распевала:

Ку-ку-ку!

***

Н.Топлякова.

Доброе лето, доброе лето

Сколько тепла в нем

И сколько в нем света!

Лето стучится

К нам в окна с утра!

- Вставай детвора!

Игра.

- Большие ноги шли по дороге  (идем широкими шагами)

Маленькие ножки бежали по дорожке (бежим семенящим шагом).

***

- На полянке я гуляла (ходим медленно по кругу)

И цветочки собирала (наклоны)

Раз цветочек, два цветочек (наклоняемся и срываем цветы)

Я сплету себе веночек (плетем в воздухе венок и одеваем себе на голову)

( слайд 10)

Британский художник-анималист Эдгар Хант  родился в Бирмингеме в 1876 г и вместе со своим братом Вольтером стал третьим поколением в семье художников.

  Его дед Чарльз  был известен юмористическими картинами, а отец,  Чарльз Хант младший,  рисовал и ваял  фигурки животных. Эдгар Хант был известен своими картинами кур, но он также рисовал других птиц, таких как утки, которые были очень популярны в этот период. Его произведения, как правило, на небольших полотнах, были в основном из дворовой сцены, в которых среди домашних птиц и их выводков преобладали,  телята, свинья и кролики. Его стиль узнаваем сразу же, на протяжении всей своей карьеры. ( слайд 11)

Содержание этих  картин ограниченно одним или двумя персонажами. Это позволяет научить детей рассматривать и правильно понимать содержание изображения, так как объем памяти у малышей невелик и  внимание у детей носит кратковременный характер.

 ( слайд 12)   Пример работы с картиной «Коза и голуби»

Вопросы к беседе:

- Кого вы видите на картинке?

-Что коза делает?

-А что она ест?

-Что еще любит, есть коза?

-Как козочка зовет деточек?

-Что у козочки на голове?

-Зачем ей рога?

- Кого еще вы видите на картинке?

- Где голуби сидят? А еще?

- Как голуби воркуют?

- Что они клюют?

- Покажите, где у них клювики?

-А где крылья?

- Зачем голубям крылья? Покажите, как они летают.

Пальчиковая гимнастика.

Как гуленьки летали, зернышки клевали?

Насыпаем на ладошки зернышки для птичек. Как они клюют? (пальчиком стучим по ладошке).

Игры.

- С детками играю. Забодаю.… Забодаю…

***

Идет коза рогатая за малыми ребятами

Ножками топ – топ

Глазками хлоп, хлоп.

Кто каши не ел, молока не пил?

Того забодаю, забодаю!

Художественное слово:

Для защиты от врага

Носит длинные рога,

Бородой своей трясет

И стремиться в огород (коза)

***

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме,

Дайте вкусненькое мне».

***

Козочка.

Тупы, тупы козочка на горе.

Выбежала козочка на зоре.

И топтала ножками мягкий луг.

И бодала козочка всех подруг.

В.Хорол

(слайд 13-)  

К каждой картине мы подобрали вопросы, загадки, стихи, потешки, игры (пальчиковые, подвижные, сюжетные…). Вместе с детьми мы рассматривали картину, рассказывали о её содержании, использовали художественное слово, игры. Для гармоничного восприятия  включали музыкальное сопровождение, например Бетховен «Ода к радости», или Фредерик Шопен  «Нежность». ( слайды 14-26.) Весь художественный материал оформили в папку. В методическом кабинете создали выставку с иллюстрациями и практическим консультационным материалом. Эту выставку посетили не только наши педагоги, но и родители  наших детей. Благодаря этому речевые  беседы с детьми обрели яркий и образный характер ( слайд 27)

)Доступная цветовая гамма картин развивает цветовое восприятие, динамика изображений позволяет знакомить детей с глаголами, учит  соотносить их с движениями.  Кроме того, картины развивают не только речь детей, но и их эстетический вкус, они создают атмосферу радости. Беседу по каждой картине проводим в тот период, когда её содержание наиболее близко содержанию детской жизни, времени года, событию сюжета. (слайд 28) Например, с картиной «Мальчик наряжает елку» мы познакомили детей в новогодние дни.  ( слайд 29) А картинку «Девочка и гусеница» внесли в группу летом во время тематической недели «Насекомые». После беседы картина остается в группе в речевом уголке, и дети могут подойти и еще раз рассмотреть картинку, задать по ней вопросы, вспомнить стихотворение, загадку. (слайд 30)

        

Мы используем эти картины не только для работы с детьми, но и для оформления материалов родительского уголка, презентаций. Благодаря этому наши группы и приемные выглядят нарядно, весело. Родители с удовольствием рассматривают консультации, читают их и даже берут на дом. (слайд 31)

Мы планируем и дальше знакомится с современными художниками, рисующими детей и для детей. Надеемся, что наш опыт пригодится и другим педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Презентация "Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста"

Презентация "Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста"...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...