Учебно-тематический план по развитию мелкой моторики во второй младшей группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Клепикова Любовь Александровна

Сентябрь.

1, 2 неделя. Диагностика.

3 неделя. Овощи. Фрукты.

1 занятие. Объемная лепка овощей и фруктов. «Собираем урожай».

Цель: учить катать пластилин между ладонями, придавая форму круга или овала.

Пальчиковая игра «Апельсин»

2 занятие. Игра «Найди вторую половину»

Цель: учить обводить предметы по контуру и выполнять штриховку.

Пальчиковая игра «Корзиночка».

4 неделя «Профессии. Труд людей».

1 занятие. Игра «Собери инструменты из частей».

Цель: закрепить умение называть детали инструментов и их назначение.

Пальчиковая игра «Инструменты»

2 занятие. Конструирование «Строим дом».

Цель: развивать конструкторские способности, мелкую моторику.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Октябрь

1 неделя. Тема "Лес, грибы, ягоды"

1 занятие. Аппликация с элементами пальчикового рисования на тему "мухомор".

Цель : Учить намазывать клеем и приклеивать готовую форму, знакомить с пальчиковым рисованием, учить ритмично наносить точки на шляпку гриба.

Самомассаж с помощью еловых шишек.

2 занятие. Дидактическая игра "Помоги медведю найти грибы, ягоды. Учить обводить и заштриховывать предметы".

Игровое упражнение "Елочка".

Цель : Учить прицеплять прищепки на вырезанные из картона контур елочки.

 

2 неделя. Тема"Хлеб"

1 занятие. Объемная лепка хлебобулочных изделий.

Цель : Учить передавать разнообразие форм мучных изделий (печенье - круг или диск, пряник - полусфера, коробок - шар, бублик - кольцо). Активизировать освоенные способы лепки (раскатывание,расплющивание,прищипывание,вдавливание).Развивать чувство формы,пропорций,согласованность в работе обеих рук.

Пальчиковая игра"Месим тесто".

2 занятие Рисование экспериментирование "Глянь - баранки, калачи".

Цель: Учить рисовать кольца контрастные по размерам, самостоятельно выбирать кисть с широким ворсом - для рисования баранок, с узким - для рисования бубликов. Развивать глазомер, координацию в системе "глаз-рука". Работа над развитием тактильных ощущений.

Обведение контуров баранок из наждачной и бархатной бумаги.

. Дополнительное занятие. Работа с мазайкой: "Гриб в корзине".

Цель:,учить называть цвет, форму, развивать мелкуюмоторику рук.

Пальчиковая игра »Вышли пальчики играть".

 

3 неделя. Тема: «Перелетные птицы"

1 занятие. "Птичка".

Цель : Выкладывание птички из геометрических фигур.

Игровое упражнение "Напоим птиц".

Цель : Учить детей работать с водой и пипеткой.

2 занятие. Объемная лепка "Птичка в гнездышке".

Цель: Учить лепить гнездышко скульптурным способом: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать. Лепить птичку по размеру гнездышка.

Пальчиковая гимнастика "Птичка".

 

4 неделя. Тема: "Золотая осень"

1 занятие. Пластилинографии: «Листья кружатся, падают в лужицы".

Цель : Освоение приемов скатывания, примазывания, нанесения мазка. Формировать умения создавать композицию вместе с воспитателем.

Пальчиковая игра "Осень" (разучивание).

2 занятие. Рваная аппликация "Ковер из осенних листьев".

Цель: Знакомить с техникой обрывной аппликации (разрывать полоски бумаги на кусочки). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Пальчиковая игра «Осень"(закрепление).

 

Ноябрь

1 неделя. Тема:"Человек, правила личной гигиены".

1 занятие. Конструирование фигуры человека из геометрических фигур и палочек.

Цель: Учить создавать образ из геометрических фигур и палочек, развивать мышление, воображение, мелкую моторику.

Пальчиковая игра «Помощники".

Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

2 занятие. Игра: "Научим дочку шнуровать ботинки".

Цель: Учить работать со шнуровкой, развивать мелкую моторику.

"Катание бусинки каждым пальчиком руки".

Цель: Развивать мелкую моторику.

 

 

2 неделя. Тема: "Домашние животные, птицы"

1 занятие. Рисование с помощью ватных тампонов. "Барашек"

Цель: Учить применять нетрадиционную технику рисования.

Пальчиковая игра "Коза-дереза".

Цель: Развивать работу мозга, стимулировать развитие речи.

2 занятие. Пластилинографии "Клубочки для котенка".

Цель: Учить детей осваивать приемы раскатывания, сворачивания.

Пальчиковая игра "Котята".

Цель: Учить развивать согласованность движений рук и речи.

 

3 неделя. Тема: «Дикие животные"

1 занятие. Объемная лепка "Еж" (использование спичек).

Цель: Учить создавать композицию, используя природный материал.

Игра " Волшебный мешочек".

Цель: Учить узнавать мелкие предметы на ощупь, развивать мелкую моторику рук.

2 занятие. Пальчиковое рисование "Мишка-шалунишка".

Цель: Учить создавать композицию с помощью пальчикового рисования, воспитывать интерес к новой технике рисования.

Пальчиковая игра «Мишка-косолапый".

Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить согласовывать движения с речью.

 

4 неделя. Тема: «Семья"

1 занятие. Игра: "Поможем маме перебрать горох и фасоль".

Цель: Учить прихватывать мелкие предметы, развивать усидчивость.

Пальчиковая игра "Семья".

Цель: Развивать мелкую моторику, речь.

2 занятие. Рваная аппликация "Букетик для мамы".

Цель: Развивать ловкость и точность движений пальцев рук.

Игровое упражнение "Разложи пуговицы по цвету".

Цель: Развивать сенсорику, учить ориентироваться в пространстве.

Декабрь

1 неделя. Тема: "Транспорт, дорожная безопасность"

1 занятие. Собери машину из геометрических фигур.

Цель: Развивать сенсорику.

Игра "Что у кого".

Цель: Учить детей раскатывать скомканные комочки, правильно называть виды транспорта.

2 занятие. Рваная аппликация с элементами рисования "За синими морями, за высокими горами".

Цель: Вызвать у детей интерес к созданию сказочных образов (синего моря, высоких гор, кораблика). Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации. Развивать воображение, мелкую моторику, чувство формы и композиции.

Пальчиковая игра "Самолет".

Цель: Развивать у детей согласованность движений с речью.

 

2 неделя. Тема: «Дом, мебель"

1 занятие. Конструирование» Дом с мебелью для куклы» (из конструктора).

Цель: Развивать творческие способности, мышление.

Пальчиковая игра "Домишко".

Цель: Развивать ловкость и точность движений пальцев рук.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования "Кошкин дом".

Цель: Развивать творческие способности, усидчивость.

Игровое упражнение» Кто в домике живет» (игры в сухом бассейне).

Цель: Развитие тактильных ощущений.

 

3 неделя. Тема: «Посуда"

1 занятие. Объемная лепка «Посуда для куклы".

Цель: Учить детей лепить круглые, прямоугольные формы, используя методы расплющивания, разглаживания.

Игры с сыпучим материалом "Месим тесто".

Цель: Развивать тактильные восприятия, мелкуюмоторику.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования "Украсим тарелку"(бокал).

Цель: Развивать эстетическое восприятие фантазию, усидчивость.

Катание  между ладонями восьмигранных карандашей.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

4 неделя. Тема: «Зимние забавы"

1 занятие. Пластилинографии "Снежинки-сестрички".

Цель: Продолжать осваивать новую технику, развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе.

Пальчиковая игра "Мы во двор пошли гулять".

Цель: Развивать взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизацию их работы с движениями рук и речью.

2 занятие. Аппликация "Веселый снеговик".

Цель: Учить правильно располагать геометрию формы. Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей.

Пальчиковая игра "Лыжники» (использование пробок).

Цель: Развивать взаимосвязь работы головного мозга с движениями рук и речью.

 

 

 

Январь.

2 Неделя  Тема: »Одежда. Головные уборы».

1 занятие. Аппликация »Укрась платье».

Цель: Развивать художественный вкус, мелкую моторику при наклеивании готовых форм.

Пальчиковая игра «Ножницы».

Цель: Учить детей указательным и средним пальцами правой и левой руки имитировать стрижку ножницами.

2 занятие. Объёмная лепка «Нарядная шляпка».

Цель: Вызвать у детей интерес к изготовлению головного убора и украшению; учить лепить скульптурным способом. Раскатывать в шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать. Развивать чувство формы и композиции, учить обыгрывать поделку.

Пальчиковая игра «Большая стирка».

Цель: Учить имитировать движения стирки белья, полоскания, отжима, встряхивания, развешивания, складывания, глажки.

3 Неделя  Тема: «Бытовая техника. Инструменты».

1 занятие. Рисование «Любимая телепередача».

Цель: Учить создавать сюжет, способность к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить согласовывать речь с движениями.

2 занятие. Лепка «Волшебные инструменты».

Цель: Вызвать интерес к лепке, развивать чувство формы и величины.

Пальчиковая игра «Музыканты».

Цель: Развивать контроль над мелкой моторикой рук, увеличивать зрительное восприятие.

4 неделя   Тема: «Зимующие птицы».

1 занятие. Обводка по контуру и штриховка птиц.

Цель: Развивать кисть руки, учить правильно держать карандаш, обводить и штриховать.

Пальчиковая игра «Полёт птиц».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2 занятие. Лепка «Птичка».

Цель: Продолжать обучать скульптурному способу лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы. Применять знакомые приёмы лепки( оттягивания части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика), развивать чувство формы и пропорций.

Пальчиковая игра «Покормим птиц».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль.

1 Неделя.  Тема: « Животные Севера и жарких стран».

1 занятие. Аппликация из геометрических фигур «Жираф».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

 Игра «Кто спрятался в комочке?»

2 занятие. Объёмная лепка «Черепашка».

Цель: Освоение приёмов : скатывание, раскатывание, примазывание, сплющивание. Стимулировать активную работу пальцев; развивать пространственное восприятие .

Пальчиковая игра: «По следам черепашки».

Цель: Развивать координацию движений руки и зрения.

2 Неделя Тема: «Обитатели морей и океанов».

1 занятие. Пластилинографии «Разноцветные рыбки».

Цель: Освоение приёмов: скатывание, примазывание, сплющивание. Стимулировать активную работу пальцев; развивать  пространственное восприятие.

Пальчиковая игра «Рыбка».

Цель: Способствовать приобретению опыта координации зрения и руки.

2 занятие. Рваная аппликация «Золотая рыбка».

Цель: Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира, учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы( туловище, хвост, плавники); добиваться реализации выразительного, яркого образа .

Пальчиковая игра «Рыбки плавают, ныряют».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3 Неделя     Тема: «Продукты питания».

1 занятие. Составление композиции из круп, вдавленных в пластилиновую основу «Пряничный домик» Цель: Развивать мелкую моторику, чувство композиции.

Пальчиковая игра «Месим тесто».

Цель: Развивать взаимосвязи работы головного мозга с движениями рук и речью .

2 занятие. Лепка «Бублики-баранки».

Цель: Формировать УМЕНИЕ РАСКАТЫВАТЬ СТОЛБИКИ (ЦИЛИНДРЫ) РАЗНОЙ ДЛИНЫ И ШИРИНЫ (ДЛЯ БАРАНОК –ДЛИННЫЕ ИШИРОКИЕ, ДЛЯ БУБЛИКОВ-КОРОТКИЕ И УЗКИЕ) И ЗАМЫКАТЬ В Кольцо. Показать варианты оформления изделий (посыпание манкой, маком.)

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Цель: Учить согласовывать движения и речь.

4 Неделя.    Тема: «День Защитника Отечества».

1 занятие. Аппликация с элементами рисования « За синими морями, за высокими горами».

Цель: Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации: учить разрывать мягкую бумагу на кусочки и полоски, сминать, формировать и наклеивать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, мелкую моторику, чувство формы и композиции

Пальчиковая игра «Плывёт, плывёт кораблик»

Цель: развивать мелкую моторику.

2 занятие. Пластилинографии «Самолёт».

Цель: Освоение приёмов: раскатывания, сплющивания. Формирование умения составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения частей.

Пальчиковая игра  «Самолёт».

Цель: Развитие согласованности с речью.

Март.

1 Неделя.   Тема: «Мамы всякие нужны».

1 занятие. Декоративная аппликация «Букет для мамочки» (по мотивам бумажного фольклора).

Цель: Учить составлять композицию из готовых элементов(цветов) на сложной форме(силуэта букета или вазона).

2 занятие. Пластилинографии  «Цветики-цветочки».

Цель: развитие мелкой моторики.

Игра «Что купила мама»

Цель: Учить вести поиск овощей и фруктов в сухом бассейне.

2 Неделя.  Тема: «Ранняя весна. Первоцветы. Комнатные растения».

1 занятие. Лепка «Сосульки - воображульки».

Цель: Учить детей лепить предметы в форме конуса. Развивать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приёмы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Пальчиковая игра «Солнышко-вёдрышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования  «Ходит в небе солнышко».

Цель: Учить создавать образ солнца в аппликации: приклеивать большой круг, рисовать лучи, изображать тучку - сминать салфетку в комок и приклеивать. Показать  варианты лучиков: прямые и волнистые линии, завитки, круги. Развивать восприятие, наглядное мышление.

Пальчиковая игра «Здравствуй небо голубое!»

Цель: Развивать согласованность с речью.

3 Неделя.    Тема: «Игрушки».

1 занятие. Предметная лепка «Пирамидка».

Цель: Учить раскатывать колбаски одинаковой толщины, но разной длины, делать из них колечки и накладывать одну на другую по принципу уменьшения размера.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования «Весёлая неваляшка».

Цель: учить создавать образ игрушки . Вызвать интерес к «оживлению» аппликативного образа, поиску изобразительно-выразительных средств.

Пальчиковая игра «Танцуй, моя кукла».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить согласовывать речь с движением рук.

4 Неделя.    Тема: «Международный день театра».

1 занятие. Рисование по замыслу «В некотором царстве».

Цель: Учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок. Самостоятельно выбирать тему, образы сказочных героев и средства художественно-образной выразительности.

Пальчиковая игра «Дружба».

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования (экспериментирование) «Мойдодыр»

Цель: Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать по представлению средства для купания (мочалка, тазик, ванночка, лейка, лужа, ручей, туча).

Пальчиковая игра «Мой веселый, звонкий мяч».

 Цель: Развивать мелкую моторику, учить согласовывать речь с движениями.

Апрель.

 1 неделя. Малая и большая Родина. Город, деревня, труд.

1 занятие. Конструирование из счетных палочек »Дом с забором»

Цель: Развивать творческие способности, абстрактное видение, мелкую моторику.

Пальчиковая игра «Кто в деревне живет?»

Цель: развивать мелкую моторику, умение абстрагироваться.

2 занятие. Лепка с элементами конструирования «Мостик через реку».

Цель: Вызвать интерес к моделированию мостика и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы). Развивать чувство формы и величины.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Цель: Учить соединять пальцы обеих рук, правильно их называя.

2 неделя. «Этот загадочный космос».

1 занятие. Пластилинографии «Звездное небо».

Цель: Учить создавать композицию, используя разные приемы, развивать силу и гибкость пальцев.

Пальчиковая игра «Ракета».Цель: Развивать мелкую моторику.

2 занятие. Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко».

 Цель: Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать его в аппликации: приклеивать большой круг, рисовать лучи, изображать тучку.

Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко». Цель: Развивать мелкую моторику.

3 неделя. Международный день детской книги.

1 занятие. Рисование с элементами аппликации «Почки и листочки».

Цель: Учить детей передавать  изменения образа: рисовать ветку с почками, и поверх почек наклеивать листочки.

Пальчиковая игра: «А уж ясно солнышко». Цель: развивать мелкую моторику.

2 занятие. Аппликация из фантиков (коллективная композиция) «Лоскутное одеяло». Цель: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Подвести к практическому освоению понятия «Целое и часть».

Пальчиковая игра «Петушок, петушок».

4неделя. Всемирный день здоровья.

1 занятие. Выкладывание животных из геометрических фигур «Забавные зверюшки»

Цель: Развивать мышление, мелкую моторику.

Пальчиковая игра «У меня такие ручки, посмотри!»

2 занятие. Выкладывание картинок из пуговиц «Млечный путь».

Цель: Развивать фантазию, мелкую моторику.

Катание каштанов между ладонями.

Май.

1неделя. День Победы.

1 занятие. Лепка на тему: «Самолетов звенья».

Цель: Учить создавать композицию воздушного боя. Раскатывать столбики разных размеров и соединять их.

 Работа с ручными эспандерами.

2 занятие. Нетрадиционное рисование «Праздничный салют».

Цель: Учить применять нетрадиционную технику рисования, создавая задуманный образ.

Пальчиковая игра «Самолет». Цель: Развивать мелкую моторику.

2 неделя. Весна. Растения луга и сада. Насекомые.

1 занятие. Объемная лепка «Гусеница».

Цель: Осваивать приемы скатывания, оттягивания, раскатывания. Формировать интерес детей к изготовлению предметов из пластилина.

Пальчиковая игра «Улитка».

2 занятие. Рисование по представлению «Божья коровка».

Цель: Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.

Пальчиковая игра «Жук».

3, 4 неделя. Диагностика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

план работы по развитию мелкой моторики для второй младшей логопедической группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе: «В гости к лисичке».

Учить детей соотносить слова стихотворения с движениями: имитировать игру на различных музыкальных инструментах, подражать их звукам...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План-конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию мелкой моторики во второй младшей группе «В гости к зайчику»

Задачи:Обучающие:закрепить умение детей отличать понятия «много» и «один», использовать в    речи;продолжать учить детей называть основные цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный;продол...

план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

В дошкольном возрасте работа по развитию  именно мелкой  моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...

План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования на 2019-2020 уч. год   Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».      Цель: продолжение развити...