Чистоговорки как средство развития речи
статья по развитию речи по теме
В данном материале идет речь о том, как можно в игровой форме автоматизировать поставленные у ребенка звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chistogovorki.docx | 16.94 КБ |
statya_chistogovorki.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Чистоговорки полезны для предотвращения вялости, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а так же дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить с различными темпами и интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.
А так же чистоговорки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко проговаривать слова с теми звуками, которые он только что научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но , проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок , и губы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий , то есть автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки:
СА - СА – СА - ВОТ ЛЕТИТ ОСА,
СО - СО- СО- ПОКАТИЛОСЬ КОЛЕСО.
Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите, чистоговорку, «забыв» закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в долгой очереди или в дороге. Вот еще примеры чистоговорок:
Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зайку моем мы в тазу;
Жа – жа – жа – в лесу нашли ежа.
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут применить в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам – уметь разговаривать с ребенком даже во время уборки. Даже , если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы. Мамы и сами могут придумывать забавные фразы типа:
Да – да – да – в огороде лебеда,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду,
Та – та – та – хвост пушистый у кота,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду.
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
- слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель (родитель, учитель – логопед);
- слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, а рифмованную часть – дети , у которых в речи есть все звуки;
- слоговую часть произносит одна подгруппа – рифмованную другая;
- первую и вторую части чистоговорки произносят дети;
- прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог (слога не может быть без гласного звука) приходился один шаг (хлопок). Например: ла – ла - ла – ост – ра – я пи – ла. Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, взрослый шагает (хлопает ) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
Предварительный просмотр:
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Чистоговорки полезны для предотвращения вялости, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а так же дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить с различными темпами и интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.
А так же чистоговорки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко проговаривать слова с теми звуками, которые он только что научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но , проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок , и губы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий , то есть автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки:
СА - СА – СА - ВОТ ЛЕТИТ ОСА,
СО - СО- СО- ПОКАТИЛОСЬ КОЛЕСО.
Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите, чистоговорку, «забыв» закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в долгой очереди или в дороге. Вот еще примеры чистоговорок:
Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зайку моем мы в тазу;
Жа – жа – жа – в лесу нашли ежа.
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут применить в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам – уметь разговаривать с ребенком даже во время уборки. Даже , если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы. Мамы и сами могут придумывать забавные фразы типа:
Да – да – да – в огороде лебеда,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду,
Та – та – та – хвост пушистый у кота,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду.
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
- слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель (родитель, учитель – логопед);
- слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, а рифмованную часть – дети , у которых в речи есть все звуки;
- слоговую часть произносит одна подгруппа – рифмованную другая;
- первую и вторую части чистоговорки произносят дети;
- прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог (слога не может быть без гласного звука) приходился один шаг (хлопок). Например: ла – ла - ла – ост – ра – я пи – ла. Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, взрослый шагает (хлопает ) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чистоговорка - как средство развития речи»
laquo;Чистоговорка - как средство развития речи»...
мастер-класс для родителей "Чистоговорки, как средство развития речи"
уметь грамотно разговаривать, проговаривая звуки, это очень важно в развитии ребенка....
мастер-класс для родителей "Чистоговорки, как средство развития речи"
уметь грамотно разговаривать, проговаривая звуки, это очень важно в развитии ребенка....
Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»
Основное направление проекта: развитие артикуляционного аппарата у детей с ОНР с помощью чистоговорок, закрепление произношения поставленных звуков....
Чистоговорки как средство развития речи
Чистоговорки и скороговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть...
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...