«Методика ознакомления со звуковым анализом в старшем дошкольном возрасте»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
В дошкольном возрасте речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи - умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми речевыми умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursach.docx | 66.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
Кафедра СППиПМНО
Дисциплина «Методика преподавания русского языка»
Курсовая работа
На тему: «Методика ознакомления со звуковым анализом в старшем дошкольном возрасте»
Выполнила студентка 3 курса (3,5 года обучения)
Направление «Психолого – педагогическое образование»,
Профиль «ПиПНО»
Колесникова Ксения Вячеславовна
Проверила: Колесова О. В.
2014 год.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы методики ознакомления со звуковым анализом в старшем дошкольном возрасте
- Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования.
- Методика ознакомления дошкольников со словом, звуковым и слоговым составом слова.
- Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте
Глава 2
- Анализ раздела «Развитие речи детей» в современных образовательных программах (программа М.А.Васильевой)
- Методические рекомендации по ознакомлению детей слога – звуковому анализу слова
Заключение
Список литературы
приложение
Введение
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им усвоить и усвоение знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие дальнейшего успешного обучения детей, так как посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления и с помощью слов дети обучаются выражать свои мысли.
В дошкольном возрасте речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи - умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми речевыми умениями.
Обучение правильной во всех отношениях речи - задача общественной значимости.
Основная работа по ознакомлению детей со слоговой структурой слова проводится в старшем дошкольном возрасте. Успешной реализации этой задачи способствуют игры и упражнения, представленные в статье. Использование игровых моментов, направленных на развитие фонематического слуха и формирование слогового и звукового анализа, позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи и способствует развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря.Цель работы: Формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры, определять место ударения в словах.
Объект изучения: развитие речи детей старшего дошкольного возраста как направление деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Предмет изучения: звуковой анализ, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков)
- Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием «начало» и «конец» слова
- Учить определять местонахождение ударного слова в двухсложных и трехсложных словах
- Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов
Глава 1 Теоретические основы методики ознакомления со звуковым анализом в старшем дошкольном возрасте
- Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования
Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управление своим поведением.
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом ребенок овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигли определённого уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развилась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.
В старшем дошкольном возрасте большинство детей, отмечает О. С. Ушакова, правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. У них накапливается значительный запас слов, обозначающих все части речи. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:
- в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.
- в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273 [69, с. 163].
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых, распространенных предложений с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым названием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру [58, с. 175].
Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Работа по достижению данной цели ведется в двух направлениях:
- овладение правильной речью, которая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии нормами языка. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями;
- усвоение высшей ступени овладения литературным языком (овладение хорошей речью), которая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения, то есть выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность[2, c. 51].
Таким образом, по мнению О. С. Ушаковой, основная, общая задача развития речи детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей, которая состоит из ряда частных, специальных задач[58, c.6]. Три аспекта характеристики этих задач выделены результатами исследований проблем развития речи, проведенными под руководством Ф. А. Сохина. Во-первых, структурный (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); в-третьих, когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) [там же, c. 9].
Кратко рассмотрим, какие задачи решаются в рамках каждого направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Основной задачей воспитания звуковой культуры речи выделяют Ф.А. Сохин, О. С. Ушакова дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи. Формирование звуковой культуры речи связано с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), звуков л и р, твердых и мягких (д-дь, л-ль и др.). Различие звуков проводится одновременно по акустическим и артикуляционным их свойствам. Дифференциация проводится не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, то есть всех сторон звуковой культуры речи [44, с. 68; 58, с.176].
Как отмечают О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, в этом возрасте продолжается работа по обогащению уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обогащать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации [61, с. 75; 58, с. 176 ].
При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глаголов (в повелительном и сослагательном наклонении). Научить ребенка свободно ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, к его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, потребность говорить правильно. Учить понимать различие смысловых оттенков слова: существительных, глаголов, прилагательных. Совершенствовать синтаксическую структуру предложения при помощи « письменной речи» (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков [61, с. 52; 58, с. 178].
Развитие связной речи, по мнению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной идет в двух направления: обучение диалогической и монологической речи. При обучении диалогической речи следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. (Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; т. п.), употреблять их без напоминания. Большое место занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Обучение монологической речи осуществляется через пересказ и самостоятельное рассказывание. В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.
Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.
Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний [2, с. 253].
Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина отмечают, что знакомя детей с художественной литературой, их учат замечать выразительные средства, глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Их учат различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки необходимо проводить таким образом, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помогать детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя детей с жанром рассказа, необходимо раскрывать перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев [44, с. 151; 61 , с. 157].
При подготовке к обучению грамоте М. М. Алексеева и В. И. Яшина выделяют следующие задачи: учить производить анализ слов различной звуковой структуры; учить выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звуки); правильно употреблять соответствующие термины [2, с.375].
Таким образом раскрывается вопрос развития речи детей старшего дошкольного возраста в методике развития речи. Теперь рассмотрим, как он представлен в различных программах дошкольного воспитания, а именно в программе «Детство», «Истоки», «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей старшего дошкольного возраста и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, развитие словаря, грамматическая правильность речи, звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте. В разделе «Развиваем речь детей» определены четыре направления в развитии речи детей:
- содержательность и связность речи (диалога и монолога);
- развитие речевого творчества, выразительности речи;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- подготовка к обучению чтению.
В разделе «Ребенок и книга» выделены познавательные и речевые умения. Предлагается литература для чтения и рассказывания.
Оба раздела заканчиваются критериями для оценки трех уровней речевого развития. Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове. [42, c. 205]
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой выделен специальный раздел «Развитие речи» работа по этому разделу ведется по четырем направлениям: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, для каждого направления охарактеризованы основные задачи, определена последовательность работы по ним. В содержание программы включена новая рубрика «Развивающая речевая среда» с целью определения особенностей организации развивающей речевой среды для содействия совершенствованию речевых коммуникаций ребенка.
В конце раздела определен примерный уровень развития речи ребенка старшего возраста, которым он должен овладеть за год, где особое место занимают совершенствование фонематического слуха и связной речи [41 , с. 156].
В программе «Истоки» новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как "общекультурных навыков". Раздел «Социальное развитие включает» в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи. В разделе "Познавательное развитие" выделяют подраздел "Грамота", который состоит из характеристики возрастных возможностей, задач развития. Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу", знать все буквы алфавита.
Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен овладеть «правильной» и «хорошей» устной речью, то есть употреблять языковые единицы в соответствии с нормами языка, и его речь должна быть лексически богата, точна и выразительна, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Решение этой общей задачи, возможно достичь через осуществление ряда частных, специальных задач, каждая из которых в старшем дошкольном возрасте усложняется как по содержанию, так и по методике обучения.
В воспитании звуковой культуры речи работа ведется по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закреплению навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
В формировании словаря особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, умению употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. При формировании грамматического строя речи дети овладевают трудными грамматическими формами, активны в словоизменении, словообразовании, словотворчестве.
Развитие связной речи предусматривает обучение правильной диалогической и монологической речи.
При знакомстве с художественной литературой учат замечать особенности жанров литературных произведений, выразительные средства и подводят к глубокому осмыслению содержания произведений.
- Методика ознакомления дошкольников со словом, звуковым и слоговым составом слова
При формировании представлений о слове можно выделить 2 момента:
- вычленение слова из потока речи
- раскрытие слова как 1-ой смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению. В старшей и подготовительных группах проводиться специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения его из потока речи, используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их качества. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами литературы при помощи тех произведений, в которых слову надлежит большая роль. Представления о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова. Т.о. воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слова», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.
Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогично последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произноситься четко, с интонационным выделением каждого предложения. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что наша речь состоит из предложений, ни говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говориться. Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом: придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова: составление предложения по двум картинкам: придумывание названия с картинки: придумывание «веселого» предложения; сочинение.
Со звуковым строением слова: (Ф.А. Сохина, Журова) Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается в младшей и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры в упражнениях и речевых играх они учатся внятно произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них повторяющиеся звуки.
Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово, т.е слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения в слове является особое произнесение слова с интонацией особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоение обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Когда дети научились способу интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится . нужный звук - в начале, середине, конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.
В старшей группе ставиться задача формирования у детей умения производить звуковой анализ. На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. Картинка и схема позволяю наглядно показать слово в предметном плане. Схема показывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действие по выделению звуков. После того, как дети хорошо познакомятся со схемой воспитатель переходит к формированию действиям звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолировано, обозначают фишками. Сначала для анализа предлагается слово из трех звуков (дом), после рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. Гласный звук можно выкрикнуть пропеть. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками, их нельзя не выкрикнуть, ни пропеть. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап обучения вычленению ударного звука, дети выделяют ударный слог.
В подготовительной группе на основе звукового анализа детей учат чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх: «Назови слова заданным звуком». «Кто внимателен». Со слоговым строением слова: первоначальное обучение чтению предполагает формирования умение читать слогами. Задачей работы в детском саду является формированию у детей умений слышать и называть количество слогов в слове определять их последовательность, соединять слова из заданных слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтения и письму, но и для повышения обшей речевой культуры, для последующей изучения родного языка в школе. В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членении: слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог». На начальном папе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.
На протяжении всего обучения используются следующие приемы:
- количественный и порядковый счет слогов в слове;
- подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова;
- схематическое изображение слогового состава слова; произнесение слова по слогам, установление их последовательности, соотнесение со схемой;
- подбор слов с заданным количеством слогов.
В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Обнаруживается, что один слог произноситься с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышаться. Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на 1-ом, 2-ом, 3-им слоге.
- Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте
Схема – это «чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь чего-либо».
Схемам-моделям в последнее время отведено более значительное место в системе обучения детей первоначальному чтению и письму. Они используются не только в подготовительный период, но и на последующих занятиях, и не эпизодически, а постоянно, систематически, из урока в урок. При проведении анализа слова опора на наглядные схемы помогает ученикам овладеть целым рядом умений: делить слова на слоги, определяя по гласным их количество; находить в слове ударный слог, обозначая его специальным значком; различать в слове гласные и согласные звуки, устанавливать их количество и последовательность в слове; осознавать разноструктурность слогов, выделяя слияния согласных звуков с гласными (СГ) и звуки за пределами слияния (в слогах CГС, ССГС И ДР.). От сформированности именно этих умений будет зависеть успешность овладения первоклассниками приемами слогового чтения и безошибочной записи слов – без пропуска букв, особенно гласных.
На подготовительном этапе звуковой анализ слова включает следующие действия:
1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;
2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);
3. Назови этот звук отдельно;
4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.
При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:
- Определи, гласный он или согласный;
- Если согласный, то твердый или мягкий;
- Определи, какой фишкой этот звук обозначается;
- Обозначь выделенный звук фишкой. (см. приложение 1)
Памятка для детей и родителей и детей (см. приложение 2)
При проведении звукового анализа важны две детали:
1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;
2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.
Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.
Работа со схемами начинается, когда дошкольники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования.
Пример: Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.
- Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]
Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.
Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.
Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:
-Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.
Глава 2
- Анализ раздела «Развитие речи детей» в современных образовательных программах (программа М.А.Васильевой)
Решение данных задач развития речи старших дошкольников реализуется в различных программах: «Детство» «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
В каждой из них, отдельно выделяется задача развития речи. Программы имеет свои особенности в методике организации работы по развитию речи и в требованиях, предъявляемых к объему знаний которыми дети должны овладеть. В программе «Детство», наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счета, как общекультурных навыков.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Таблица 1.
(программа М. А. Васильевой)
Критерии анализа | Возрастная группа детей | |||
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст (старшая группа) | Старший возраст (подготовительная группа) | |
Какие задачи развития речи выделяются? | Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов. | Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картинке. | Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. | Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса, дополняя высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа. |
Какие (ая) формы (а) развития речи являются ведущими? | 1. Программные художеств. произведения для чтения, для рассказывания. | 1 Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания. | 1. Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания. | 1. Программные художественные произведения для чтения, для рассказывания, пересказывания, для заучивания. |
Какие методы, приемы и средства используются? | Средства развития речи: - общение взрослых и детей; Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: Заучивания наизусть. Практические: Дидактические упражнения Хороводные игры. | Средства развития речи: - общение взрослых и детей; Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: Заучивания наизусть. Пересказ Обобщающая беседа Практические: Игры-драматизации. Дидактические упражнения Хороводные игры. | Средства развития речи: - общение взрослых и детей; Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: Заучивания наизусть. Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Игры-драматизации. Инсценировки. Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры. | Средства развития речи: - общение взрослых и детей; Методы развития речи: Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: Заучивания наизусть. Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Игры-драматизации. Инсценировки. Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры. |
В каких видах деятельности развивается речь? | Выделяют 8 видов деятельности. Речь развивается во всех, если воспитатель грамотно выстраивает свою работу. Отличие только в «дозировке» по каждому возрастному периоду. И, в зависимости от вида деятельности, развивается та или другая сторона речи (связная, звуковая, грамматическая и др). |
Т. О. в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, определена последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексическим, грамматическим строем, диалогической и монологической речью, разработано содержание подготовки детей к освоению граммы и также определен необходимый объем знаний, который должен быть у ребенка к концу года.
- Методические рекомендации по ознакомлению детей слога – звуковому анализу слова
В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкийсогласный звук»
Так чем же отличается буква от звука? Звук мы произносим, а букву пишем, другими словами, буква - это символ звука, который мы написали на бумаге.
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» - всегда мягкие согласные, т.к. не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - всегда твердые согласные, т.к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.
Цветом выделяем какой звук : мягкий согласный, твердый согласный или гласный звуки.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие | [б] | [б'] | [в] | [в'] | [г] | [г'] | [д] | [д'] | [з] | [з'] | [ж] |
Глухие | [п] | [п'] | [ф] | [ф'] | [к] | [к'] | [т] | [т'] | [с] | [с'] | [ш] |
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие | [л] | [л'] | [м] | [м'] | [н] | [н'] | [р] | [р'] |
|
Глухие | [х] | [х'] | [ч'] | [щ'] |
|
|
|
|
|
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
Детям предлагаются такие задания как:
Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;
О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отдых, отпуск;
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
Ы: дым, сын.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—так батон—бутон—бетон
бык—бак—бок будка—дудка—утка
дам—дом—дым нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава
ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт
минута—монета—минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет
билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
Игры, помогающие определить место звука в слове
Игра «Звукоедик»:
Игровой материал: кукла.
Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Подарки друзьям»:
Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:
Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.
Для закрепления знаний, детям даётся домашнее задание, где они могут с помощью игр вспомнить все что проходили на занятии. (см. приложение 3)
В начальной школе, на уроках обучение грамоте, учащиеся продолжают работать со слогозвуковым анализом слов. Учить в игровой форме предлагает вспомнить, как в дошкольном учреждение они делили слова на слоги, искали ударный слог и т. д.
В 1 классе первая четверть посвящена разделу «Элементарные формы звукобуквенного анализа» . Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв.
Вторая четверть отводится разделу «Дифференциация глухих и звонких согласных звуков» в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П-Б, Т-Д, К – Г, Ф-В, С - З, Ш – Ж.
В третью четверть продолжается работа над дифференциацией согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Рассматриваются раздел «Свистящие - шипящие звуки и аффрикаты».
Для активизации словарного запаса применяются задания по нахождению слов из определенных лексических тем. Речевой материал представлен, в основном, знакомыми детям стихотворными текстами и в игровой деятельности. (см. приложение 5) Это облегчает восприятие, так как ребенок вспоминает стихотворение, пытается прочесть его наизусть.
В четвертой четверти представлен раздел «Твердые и мягкие согласные звуки». Сначала вводится понятие «слогообразующая роль гласных», затем гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного
анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова.
Параллельно на логопедических занятиях проводится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «Фрукты»,
«Овощи»,«Цветы», «Деревья», «Птицы», «Звери».
Заключение
Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших дошкольников начаткам грамоты, то в ознакомление со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. «Воспитатель... подводит их к звуковому анализу слов» '.
Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово — это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании, проявляются самые общие свойства речи — дискретность, отдельность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность. Поэтому полный звуковой анализ слова — это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного).
Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонетический слух и звукопроизношение и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова.
На занятиях по звуковой культуре речи детей учат также регулировать громкость и темп речи: произносить слова громче или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает у детей отношение к слову как звуковому явлению и тоже имеет большое значение для подготовки к звуковому анализу. Дело в том, что в процессе речевого общения слово выступает для ребенка прежде всего со своей смысловой стороны: он понимает значение слова (воспринимая речь или выражая свои мысли), а на его звуковую сторону обращает внимание далеко не всегда.
Однако на занятиях о звуковой культуре речи подготовка к звуковому анализу, подведение к нему осуществляется лишь попутно. Поэтому уже в старшей группе необходимо проводить специальные занятия (или отводить для этого часть занятия), направленные на ознакомление детей со звуковой стороной слова.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] – М.: Академия, 2000. –400с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. [Текст] – М.: Академия, 1999. –160с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. [Текст] - М.: Просвещение, 1981. –255с.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] – Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] – М.: Просвещение, 1988. –328с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] /Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. –370с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 232с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада./ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; под ред. Ф.А. Сохина – 3-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. –223с.
- Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. [Текст] – М.: Просвещение, 1966. –176с.
- Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр Академия, 2009. – 256с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] – М.: Просвещение, 1981. –159с.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет[Текст] //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. [Текст]: программа и конспекты / О. С. Ушакова, А. Г. Аргушева, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1981.-234с., с.87].
- Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от года до семи лет. [Текст] / Е. Е Шевцова. Е. В. Воробьева – M: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...
методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....
Методика словарной работы в процессе ознакомления с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Что такое металл "
Продолжить воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью.Дать представление о металле как материале, познакомить с его свойствами и применениями....
Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в старшем дошкольном возрасте
Консультация для воспитателей...
«Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте»
laquo;Алгоритм проведения звукового анализа в старшем дошкольном возрасте»...