Рабочая программа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Евсикова Марина Вячеславовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx69.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом на основе  примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобидзе, О. В. Солнцева ), а также основной общеобразовательной программы  МБДОУ и с учетом учебного плана.    

  Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 4-х до 5 лет. Программа  направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей.

При реализации рабочей программы большое значение имеет:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

- обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом.

Рабочая программа состоит из двух частей: Основная часть – 80 % и часть формируется участниками образовательного процесса – 20%.

В основной части представлено  содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей.

Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-х до 5 лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно- изобразительных, трудовых) и соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.

Решение  программных образовательных  задач осуществляется в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности,  в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большей степени, развивающие и образовательные ситуации, проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.

Построение педагогического процесса при реализации рабочей программы предполагает использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.

В  основе Рабочей программы лежит комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положена идея интеграции содержания образовательных областей, объединенных общей темой, т.к. интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности детей.

 Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), реализуется через «Художественно-творческое развитие ребенка» (т.к.  данное направление является приоритетным) в рамках кружковой работы по развитию  художественно-творческих способностей детей.

 

Мониторинг образовательного процесса в данной возрастной группе осуществляется в сентябре и мае учебного года. Полная система мониторинга достижения детьми планируемых результатов основания программы представлена в приложении «Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы»

Рабочая программа рассчитана на 2014-2015 учебный год. Программа может изменяться и дополняться.

                                                      Возрастные особенности детей средней группы

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность.    

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,

наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и

7 спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в

памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса

животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

                                                                                        Режим дня

 на холодный период года

Вид  деятельности

Время

                                 Прием детей в дежурной группе

                         7.00-7.30

Прием детей, утренний осмотр, самостоятельная деятельность

7.30-8.25

Утренняя гимнастика

8.25-8.30

Подготовка к завтраку

8.30-8.35

Завтрак

8.35-8.55

Гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, игры

8.55-9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.30

Игры, самостоятельная деятельность

9.30-10.30

Подготовка ко второму завтраку

10.30-10.35

Второй завтрак

10.35-10.45

 Подготовка к прогулке, прогулка, возращение с прогулки

10.45-12.00

Подготовка к обеду

12.00-12.10

Обед

12.10.12.35

Спокойные игры, подготовка ко сну

12.35-12.50

Дневной сон

12.50-15.10

Постепенный подъем, гимнастика, воздушные и водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.10-15.25

Подготовка к полднику

15.25-15.35

Полдник

15.35-15.55

Непосредственно образовательная деятельность

15.55-16.25

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

                 16.25-18.00

Расписание непрерывно - образовательной деятельности  в группе общеразвивающей направленности детей 4 – 5 лет

понедельник

8.27-8.35 Утренняя гимнастика

9.00-9.20 Образовательная область «Речевое развитие»  

Развитие речи

9.40-10.00 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

вторник

8.27-8.35 Утренняя гимнастика

9.00-9.20 Подготовка руки к письму (платная услуга)

11.20-11.40 Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура (на улице)

15.50-16.10 Образовательная область «Познавательное развитие»

Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения.

среда

8.27-8.35 Утренняя гимнастика

9.00-9.20 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

16.20-16.40 Образовательная область»Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

четверг

8.27-8.35 Утренняя гимнастика

9.00-9.20 Познавательное развитие

Математическое развитие

16.20-16.40 Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура

пятница

8.27-8.35 Утренняя гимнастика

9.00-9.20 Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация/Лепка

16.10-16.30 Образовательная область «Физическое развитие»   Физическая культура                                                                            

Принято решением педагогического совета от  

Протокол №1

         Утверждена

Приказ № ______от _____________

Заведующий

МБДОУЦРР-ДС№ 43 «Яблонька»

__________________С.Ю.Арефьева

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательной программы  

МБДОУЦРР - ДС№43 «Яблонька»на 2014-2015 учебный год

Образовательная область -  « Художественно-эстетическое развитие»

  Непосредственно образовательная деятельность –  « Рисование, лепка/аппликация»

 для детей общеразвивающей направленности 4-5 лет

Разработчик:

Евсикова Марина Вячеславовна, воспитатель

Тамбов

Пояснительная записка

 Рабочая программа художественно-эстетической направленности по художественному творчеству детей 4-5 лет составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом на основе  примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобидзе, О. В. Солнцева ), а также основной общеобразовательной программы  МБДОУ и с учетом учебного плана.    Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих,  обучающих целей и задач.

«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,

художественный труд»

Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

-  развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1.  Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3.  Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4.  Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5.  Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

К концу года дети могут:

•  выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

•  изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

•  передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой

росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.

В лепке

•  создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

                                                         Календарно - тематическое планирование

Занятие

Тема недели

Тема НОД

Задачи

сентябрь

1,

2

Мониторинг

Выявить уровень развития на начало года

3

Рисование

Путешествие по глобусу: страны , города.

Дом в котором я живу

Учить самостоятельно располагать изображения на

 листе, учить рисовать красками прямоугольник и треугольник.

Аппликация

«Поезд мчится «тук-тук-тук»

(железная дорога)»

Знакомство с ножницами

и освоение техники резания

по прямой – разрезание бумажного прямоугольника

на узкие полоски(шпалы для железной дороги)

4

Рисование

Наш детский сад.

Приметы осени

«Осеннее дерево»

Учить изображать осень;упражняться в умении рисовать дерево(ствол, тонкие ветки);закреплять технические умения ; подводить детей к образной передаче явлений;воспиты-

вать самостоятельность, творчество.

Лепка

«Пирамидка»

Учить детей лепить пирамидку из дисков разной

величины .Показать приёмы

планирования работы(выкладывание комоч-ковпластилина в ряд от самого большого до самого маленького). Развивать чувство цвета, формы и величины.

октябрь

1

   

        Рисование

Бабушки и дедушки

«Салфетка  для бабушки»

Учить рисовать салфетку, правильно располагать узор

на круге, развивать чувство

цвета и формы.

Аппликация

«Цветной домик»

Разрезание (на глаз)широких полосок бумаги на кубики(квадраты) или «кирпичики»(прямоугольники)

Деление квадрата по диагонали на два треугольника(крыша дома)

2

Рисование

Птицы зимующие и перелётные.

   «Воробей»

Учить рисовать птицу простым карандашом, закреплять умения рисовать овал и круг, закреплять представления о птицах.

     

    Лепка

     «Птичка»

Учить лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие  части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.

 

 3

    Рисование

Осенние приметы.

Братья наши меньшие.

«Филимоновские цветы»

Познакомить с филимоновской игрушкой, элементами росписи, цветовой гаммой узоров. Учить рисовать традиционный элемент росписи – «цветок». Развивать интерес к народному творчеству.

    Аппликация

«Угости зайку морковкой»

Учить вырезать морковку из четырёхугольника, срезая углы.

  4

    Рисование

Урожай: сад, огород. Лес: грибы, ягоды.

«Кисть рябинки»

Учить рисовать кисть рябины ватными палочками, а листок – приёмом ритмичного примакивания  ворса кисти.

     Лепка

«Мухомор»

Лепка мухомора конструктивным способом из четырёх частей(шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Изготовление крапин для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки)

ноябрь

   

1

    Рисование

Дикие и домашние

животные

«Медвежонок»

Продолжать учить передавать в

рисунке несложный сюжет, соблюдать элементарные пропорции между предметами. Закреплять технические приёмы рисования разных по форме и строению предметов.

    Аппликация  с элементами рисования

«Моя кошечка»

Продолжать учить вырезать овал из прямоугольника, а круг из квадрата, и конструировать кошку. Дорисовка деталей карандашом.

2

    Рисование

Путешествие в хлебную страну

«Колобок»

Продолжать учить рисовать круг, развивать чувство цвета и формы.

 

   Лепка

«Батон нарезной»

Учить детей лепить из пластилина овал, придавая ему форму батона, делать надрезы стекой.

3

   Рисование

Подарок Деду Морозу

«Варежки для Деда Мороза»

Продолжать учить раскрашивать заготовки( варежки), подбирать узор

  Аппликация

«Снег идёт»

Учить делать аппликацию отрывную из полосок, отрывая кусочки и приклеивать на синий картон.

4

  Рисование

Главный человек в

жизни

«Улыбка моей мамы»

Учить  рисовать портрет,овал,улыбку.

  Лепка

«Цветы для мамы»

Научить выполнять цветы из пластилина, познакомить со строением цветов, развивать мелкую моторику рук.

декабрь

1

 Рисование

Зимние изменения в природе

«Морозные узоры»

Рисование морозных узоров. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное творчес-

Кое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, прямая линия, волнистая)

 Аппликация

«Снежинка»

Создавать снежинку с помощью полосок, продолжать учить творчески мыслить.

2

Рисование

Зимние  виды сорта, зимние забавы

«Мы вылепили разных снеговиков»

Продолжать учить передаче несложного сюжета. Развивать творческие способности (изображение разных снеговиков с разными деталями и разным местом действия). Упражнять в различных приёмах работы кистью и концом кисти.

 

 Лепка

«Девочка в зимней одежде»

Развивать умение выделять части человеческой фигуры в одежде(голова, расширяющаяся к низу шубку, руки), передавать их с соблюдением пропорций.

3

Рисование

Современные профессии

«Художники – волшебники»

Научить работать акварелью по сырой бумаге, закрепить знание цветов, навык вливания одной краски в другую и получения новых цветов.

    Аппликация

«Пакет для новогоднего подарка»

Закреплять приёмы наклеивания, учить составлять на четырёхугольнике узор из геометрических элементов, ритмично располагать элементы узора на поверхности пакета.

 

4

    Рисование

Новый год

«Наша нарядная ёлочка»

Учить рисовать ёлочку, проводя прямые и наклонные линии.

    Лепка

«Ёлочная игрушка»

Лепить из пластилина шар, украшать его различными узорами, нанесённых с помощью стеки.

январь

2

    Рисование

Рукотворный мир: мебель, посуда

«Расписные блюдца»

Учить украшать круглую поверхность полосками и узором, закрепить знание цвета, учить определять центр, распределять рисунок по всей поверхности.

   

   Аппликация

«Моя кроватка»

Учить вырезать и наклеивать прямые полоски и составлять

Кроватку из этих элементов.

3

   Рисование

Путешествие на север

«Снегурочка»

Вызвать у детей к сказочному образу, желание передать его в рисунке. Учить изображать человека , соблюдая элементарные

Пропорции между частями фигуры, передавать характерные особенности наряда.

     Лепка

«Пластилиновая роспись»

Познакомить с некоторыми способами изготовления росписи глиняных игрушек, приобщить к народному творчеству.

февраль

1

   Рисование

Такие разные книги

«Хоровод красок»

Закрепление основных колористических понятий, правил  смешивания красок.

     Аппликация

по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

«Избушка ледяная и лубяная»

Создание на одной аппликативной основе разных образов сказочных избушек – лубяной для зайчика и

Ледяной для лисы.

2

Рисование

Обитатели моря

«Рыбки плавают в аквариуме»

Продолжать учить детей работать над композицией сюжетного рисунка- изображать несколько рыбок, плавающих в разных направлениях.

 Закреплять умение изображать предметы овальной формы, использовать различные чёрточки, полоски, пятнышки для украшения рыбок.

     Лепка

«Рыбка»

Учить лепить рыбку овальной формы, пользуясь пластическими способами лепки. Передавать характерную форму хвоста. Налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая в виде узора.

3

     Рисование

Путешествие вокруг света

«Узор на полосе

«Коврик»

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал, цвет, элементы росписи. Учить составлять узор в полосе , используя новые элементы: ёлочки, линии. Развивать интерес к русскому народному творчеству.

   Аппликация       коллективная

«Паровоз»

Закрепить знание геометрических фигур, правильно наклеивать.

4

  Рисование

Защитники отечества. Транспорт: едем, плывём, летим.

«Подарок папе, ракета»

Учить рисовать ракету, дать представление о ракете, развивать творческий подход к изображаемым объектам.

  Лепка

«Весёлые вертолёты»

Учить правильно составлять вертолёт из частей. Развивать аккуратность , умение доводить дело до конца.

март

1

 Рисование

 Мой маленький друг

«Весёлые матрёшки»

Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки. Учить рисовать матрёшку с натуры.

 Аппликация

« Украсим полотенце»

Закрепить знания построения орнамента в полосе , навык равномерного распределения элементов, развивать вкус и интерес к украшению предметов быта.

2

Рисование

Мамы разные нужны, мамы всякие важны

«Букет для мамы»

Закреплять умения рисовать цветы различными способами, подбирать нужный цвет.

Лепка

«Ваза»

Учить лепить, используя новые приёмы – вдавливание и оттягивание краёв, уравнивая их пальцами.

3

 Рисование

Весна в лесу

«Весенний ручеёк»

Учить располагать рисунок на широком пространстве листа, использовать разные приёмы рисования(всей кистью, концом)

Аппликация

«Плывёт кораблик»

Закреплять умения вырезывать различные формы, подбирать цвет бумаги, использовать приём обрыва бумаги.

4

Рисование

Театральный калейдоскоп

«Храбрый мышонок»

Учить детей передавать сюжет литературного произведения: создавать композицию, включающую героя и препятствия, которые он преодолевает.

 

Лепка

«Игрушечный мишка»

Отработка навыков выполнения деталей шарообразной и овальной  формы ,скатывание колбаски, закрепить навык присоединения деталей друг к другу.

апрель

1

  Рисование

Мы- друзья природы

«Ласковое солнышко»

Закреплять умения рисовать круг, закреплять приёмы закрашивания краской в одном направлении всей кистью.

  Аппликация

«Живые облака»

Учить детей изображать облака, продолжать осваивать технику обрывной аппликации.

2

  Рисование

Космос и его покорители

«В космосе»

Учить рисовать звёзды в космосе, рисовать одним цветом по другому по мере высыхания, дополнять рисунок мелкими деталями. Развивать фантазию и воображение.

  Лепка

«Звёзды и кометы»

Освоение рельефной техники. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина. Развивать чувство формы и композиции.

 

3

  Рисование

Весенние изменения в природе, жизнь животных и птиц.

«Весеннее настроение»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о весне.

Развитие чувства цвета, развивать воображение.

Аппликация

«Божья коровка»

Закрепление техники вырезания округлых форм, развитие способности к формообразованию.

4

Рисование

Домашние птицы

«Пушистый комочек»

Закреплять умение рисовать кисточкой образ цыпленка, закрашивать основу. Развивать чувство цвета.

 

Лепка

«Петя-петушок, золотой гребешок»

Создание выразительного образа петушка из пластилина и природного материала.

май

1

Рисование

Профессии. Орудия труда.

«Радуга- дуга, не давай дождя»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета.

Аппликация с элементами рисования

«У солнышка в гостях»

Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения  разных животных (цыпленок, утёнок) в аппликации и рисовании- на основе двух кругов или овалов разной величины. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

2

Рисование

Слава победителям!

«Цветы

Героям»

Учить изображать цветы в различных техниках, развивать цветовосприятие, воображение.

Лепка

«Лодочка с вёслами»

Учить в лепке передавать характерные признаки предмета.

3, 4

Мониторинг

Выявить уровень развития на конец года

Список литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические          рекомендации. Средняя группа.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

2.  Колдина Д.Н.  Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.  

3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе группе детского сада. - Воронеж: ИП        Лакоценин С.С., 2009

 4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.  

Рабочая программа

по реализации основной общеобразовательной программы  

МБДОУЦРР - ДС№43 «Яблонька»

на 2014-2015 учебный год

Образовательная область -  «Речевое развитие»

  Непосредственно образовательная деятельность –

  « Развитие речи»

 для детей общеразвивающей направленности 4-5 лет

Разработчик: Евсикова

Марина вячеславовна, воспитатель

Тамбов 2014

Образовательная область « Речевое развитие»

Пояснительная записка

Рабочая программа    по развитию речи   детей  4-5 лет   составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом на основе  примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобидзе, О. В. Солнцева ), а также основной общеобразовательной программы  МБДОУ и с учетом учебного плана.   Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих,  обучающих целей и задач.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.

К концу года дети средней группы могут:

•  значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

•  активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

•  подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Перспективный план

Тема недели

Тема НОД

Задачи

сентябрь

1, 2

Мониторинг

Выявить уровень развития на начало года

3

Путешествие по глобусу: страны, города.

«Мой любимый город»

Составление рассказа из 3-5

предложений.

Формировать начальные знания о Тамбове, его истории, основных достопримечательностях. Расширять словарь за счёт имён существительных

(страна, город, герб). Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами.

4

Наш детский сад. Приметы осени.

«Как звери в лесу к зиме готовятся».

Составление рассказа- повествования.

Закреплять умения составлять рассказ- повествование

С опорой на фразы связки. Подбор слов признаков, характеризующих животных( заяц, белка). Уточнение знаний того, как животные готовятся к зиме.

октябрь

1

Бабушки и дедушки.

«Хозяюшка в гостях у детей».

Составление  рассказа – описания.

Закреплять умения составлять рассказ- описание с опорой на слова- связки, знания о том какие фрукты растут у нас в краях, а какие в тёплых краях, что можно приготовить из фруктов, понимание обобщающего слова. Подбор противоположных слов (не твёрдый – а мягкий, не сладкий – а кислый).

2

Птицы зимующие и перелётные.

«Встреча синички с грачами»

Составление рассказа- повествования с опорой на фразы- связки.

Закреплять умение подбирать прилагательные, глаголы, характеризующие объект речи, закреплять умение совместно со взрослым составлять историю, опираясь на фразы – связки, закреплять знания о  внешнем виде и повадках зимующих и перелётных птиц.

3

Осенние приметы.

«Осеняя пора».

Составление рассказа по картинке.

Закреплять признаки осени, подбор слов- признаков.

Закреплять умения составлять описательный рассказ по картинке.

4

Урожай: грибы, ягоды.

«Ягоды».

Составление рассказа- описания.

Закреплять умение составлять рассказ- описание с опорой на слова – связки, отгадывать ягоды по описанию, подбор слов- признаков, понимание обобщающего слова.

ноябрь

1

Животные: дикие и домашние.

«Похвалим любимое животное».

Составление  рассказа- описания с опорой на слова- связки.

Уточнить знания о диких и домашних животных, особенностях их внешнего вида, упражнять в составлении фраз описательного характера, опираясь на слова - связки воспитателя.

2

Путешествие в хлебную страну.

«Как хлеб на стол попал».

Составление рассказа - повествования.

Закреплять знания детей из чего делают хлеб, подбор слов- признаков, закреплять умение составлять рассказ- повествование с опорой на фразы - связки.

3

Подарок Деду Морозу.

«История о том, как зайчик поздней осенью убежал от мамы и заблудился».

Составление рассказа – повествования.

Закреплять умения подбирать к предмету определения, характеризующие его. Активизировать в речи данные прилагательные. Продолжать закреплять  умение совместно со взрослым составлять рассказ, опираясь на предложения – связки. Развитие интонационного чутья.

4

Главный человек в жизни.

«Мамочка».

Составление рассказа- повествования.

Закреплять умение составлять рассказ – описание, с опорой на слова – связки, подбор слов – признаков.

декабрь

1

Зимние изменения в природе.

«Зима».

Моделирование предложения.

Составление предложений по опорным словам.

Продолжать формировать представление о предложении и слове в сравнении, учить детей различать в предложении элементы – слова и создавать модель предложения, упражнять в составлении предложения по опорным словам, закреплять знания о признаках зимы.

2

Зимние забавы, зимние виды спорта.

«Зимние развлечения».

Составление предложений.

Закреплять представления о  предложении и его элементах – словах, учить составлять предложения.

3

Современные профессии.

«Играем в больницу».

Составление  рассказа- повествования

Продолжать учить определять последовательность действий персонажей на сюжетных картинках, продолжать учить составлять рассказ , используя сюжетные картинки, по образцу воспитателя.

4

Новый год

«Новый год».

Закреплять представление о предложении и о его элементах – словах, учить составлять предложение по опорному слову.

январь

3

Путешествие на планету добрых дел.

«Наши добрые дела».

Составление рассказа – повествования.

Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Составлять небольшой рассказ.

4

Путешествие на север.

«Животные северных стран».

Составлять предложение.

Формировать представление о слове и предложении, упражняться в составлении предложения по опорным словам.

февраль

1

Такие разные книги.

«Любимая книга».

Составление предложений.

Продолжать формировать представление о слове и предложении, упражняться в составлении предложения по опорным словам.

2

Обитатели моря.

«Пруд на окошке».

Составление рассказа- описания.

Дать представление о морских обитателях, учить ухаживать за аквариумными рыбками, расширять словарь(малёк, золотая рыбка, аквариум, чешуя). Учить отвечать полными ответами, составлять описательный рассказ, закрепить в речи употребление глаголов.

3

Путешествие вокруг света.

«Путешествие».

Составление рассказа- описания.

Познакомить детей с глобусом, продолжать учить составлять описательный рассказ, опираясь на фразы – связки.

4

Транспорт: едем, плывём, летим.

«Весёлый автобус».

Составлять  рассказ- описание.

Закреплять знания о различном транспорте, составлять описательный рассказ по картинке.

март

1

Мой маленький друг

«Как котёнок нашёл друга».

Составление рассказа - повествования

Закреплять умение составлять рассказ – повествования с опорой на фразы – связки, закреплять знания о домашнем животном – котёнке.

2

Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

«Мы для милой мамочки».

Составление рассказа – повествования.

Воспитывать бережное отношение к близким людям, активизировать в речи слова, позволяющие выражать своё отношение: милая, добрая, родная. Продолжать учить детей по образцу воспитателя составлять рассказ, используя серию сюжетных картинок.

3

Весна в лесу

«Весна пришла».

Пересказ рассказа

Уточнить признаки весны, продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, закреплять умение составлять предложение по опорному слову, учить пересказу, опираясь на схему.

4

Театральный калейдоскоп

«Сказочная страна».

Составление рассказа.

Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ, закрепить представление детей о театре.

апрель

1

Мы – друзья природы

«Мы следопыты».

Составление рассказа.

Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ.

2

Космос и его покорители

«Космос».

Составление рассказа.

Дать детям представление о космосе, познакомить с известными космонавтами, учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ.

3

Весенние изменения в природе, жизнь животных и птиц.

«Весна».

Составление рассказа- повествования.

Продолжать учить детей моделированию предложений из отдельных слов., закреплять умение составлять рассказ , опираясь на схему.

4

Домашние птицы

«Курочка и уточка».

Составление рассказа – повествования.

Продолжать учить детей составлять рассказ, опираясь на фразы- связки, закреплять знания о домашней птиц.

май

1

Мир насекомых

«Насекомые».

Составление рассказа- описания.

Уточнить знание детей о насекомых, их пользе, закреплять умение составлять рассказ – описание по картинке, опираясь на слова – связки.

2

День победы

«Великие победители».

Пересказ рассказа

Закреплять умения детей пересказывать рассказ воспитателя, развивать речь, закреплять знания о празднике День Победы.

3, 4

Мониторинг

Выявить уровень знаний на конец года.

Литература.

1.Сохин Ф., Примерное планирование занятий по развитию речи. Средняя группа//Дошкольное воспитание.

    1989г. №11

              2.Конспекты занятий под редакцией Е.А.Блохиной          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...