Зимняя прогулка.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Сергеева Светлана Сергеевна

                                      «Зимняя прогулка»

Цель: Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картинке.

Задачи:

- Образовательные: Обобщать знания детей о подготовке зверей к зиме, изменение внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.

- Активизировать правильное произношение звука «в» изолированно, уметь произносить этот звук длительный, на одном выдохе.

- Упражнять в названии детёнышей животных в единственном и множественном числе.

- Учить составлять описательные рассказы из 2-3 предложений по картинке.

- Воспитательные: Вызывать желание у детей в разговоре с воспитателем.

- Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.

Методы и приёмы:

- Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, мишка).

- Практические: имитационные движения.

- Словесные: загадки, вопросы детям, артикуляционная гимнастика.

- Игровые: сюрпризный момент-письмо от лесовичка, детские игры.

Предварительная работа: - Чтение художественной литературы: И. Гурина «Новогодняя сказка», Э. Заболотная «Зайка и его друзья», «Три медведя».

- Чтение стихов: В. Берестов «Снегопад», И. Токмакова «Медведь».

- Загадывание загадок

- Учить составлять короткие описательные рассказы по предметным картинкам, рассматривание иллюстраций.

Материал: Игрушки (заяц, медведь), конверт с письмом, демонстрационный материал: картинки животных (медведь, белка, лиса), их детёнышей, изображения жилище зверей, мальберты 3 штуки, морковка, угощенье для детей.

Словарная работа:

- Активный словарь: звери, белка, заяц, лиса, медведь, холод, снег, зима, большой, маленький, серый, пушистый, рыжая, красивый, лисёнок, медвежонок, бельчонок.

- Пассивный словарь: дупло, нора, берлога, лисовечок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята прихожу я сегодня в детский сад, и вижу возле нашей группы, лежит письмо. Мне очень интересно, что в нём написано! А, вам?  (ответы детей-да.)

Воспитатель открывает письмо: «Дорогие ребята, приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Жду встречи. Лесовичок.

Ребята, а вы хотели бы побывать у лесовичка? (ответы детей-да).

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята кто-то нам пришёл!

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй лесовичок!

Лесовичок: Как вы думаете кто я такой? Где я живу?

Дети: Ты живёшь в лесу. Охраняешь лес.

Лесовичок: Молодцы, ребята. (хвалит детей).

Сейчас зима. Ребята, вы знаете, как выглядит лес зимой? Что лежит на земле, деревьях?

Дети: Лес в снежных сугробах, везде снег, дует ветер.

Лесовичок: Правильно, в лесу, очень много снега. А какой он снег?

Дети: белый, пушистый.

Что бы попасть ко мне в гости в лес, я хочу чтобы вы отгадали загадки про зиму:

1.С неба хлопья полетели

Шубы белые надели

И дороги, и дома

Начинается…(Зима).

2.Лёгкий, белый и пушистый,

А на солнышке искристый,

Лишь зимой у нас бывает

И в ладошке быстро тает. (Снег).

 

Лесовичок: Молодцы, все загадки отгадали. Теперь мы можем отправиться в лес. А на чём же мы отправимся в путешествие?

Дети: на лыжах.

Лесовичок: Надеваем лыжи, поехали. (звучит музыка).

Ребята, как красиво в лесу. Зимний лес тихий, все зверюшки спрятались от холода. Давайте остановимся на этой снежной полянке. (ответы детей-да).

Ребята посмотрите, а здесь кто-то пробежал, да это же следы зайца. Он наверное, от кого-то прячется. Он весь дрожит.

Ребята, как вы думаете почему дрожит зайка?

Дети: Ему холодно, страшно. Он замёрз.

Лесовичок: Зайка мне сказал, что он от лисы прячется. Не бойся зайка мы тебе поможем. Хочешь с нами поиграть? (Да).

  Игра «Расскажи и покажи».

Лесовичок: Зайчик давай ты нам будешь показывать картинки животных, а я с ребятами буду рассказывать о них.

Заяц: Да, посмотрите на эту картинку. Кто это?

Дети: Это лиса, лисичка. Лисичка рыжая, красивая, хитрая. У неё длинный и пушистый хвост.

Заяц: Правильно, а покажите её домик. (Дети показывают на картинке).

Заяц: А это кто?

Дети: Медведь. Мишка большой. Он любит малину и мёд.

Заяц: А, как называется его жилище. (берлога).

Заяц: А, где же его дом? (Дети с помощью воспитателя показывают на картинке дом мишки.

Заяц: Молодцы! Я хотел бы, чтобы вы ещё один раз со мной поиграли?

Дети: Хорошо, покажи нам ещё одну картинку.

Заяц: Кто это? (ответы детей-белочка), пушистая, маленькая, хвост большой, любит кушать орехи. А, как называется дом белочки? (ответы детей-дупло).

Заяц: Молодцы ребята, вы много знаете о животных. Что-то мне холодно, я совсем замёрз.

Лесовичок: Значит надо согреться. Ребята вставайте вокруг зайчика.

    Физкульт минутка.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и спрятался. (Движение согласно тексту).

Заяц: Теперь я согрелся. Побегу дальше. До свидания, ребята.

Дети: До свидания.

Лесовичок: А нам пора дальше. Вот тебе угощенье морковка и не кого не бойся.

Посмотрите, кто к нам приближается-Лиса. Надо её задержать, чтобы она зайчика е поймала.

Лесовичок: Здравствуй Лиса.

Лиса: Здравствуйте! Ребята, вы зайца не видели?

Дети: Нет.

Лиса: Поиграйте со мной.

   Игра «Один-много».

Лиса: У меня один детёныш. Как его зовут?

Дети: Лисёнок.

Лиса: А, когда много детёнышей?

Дети: Лисята.

Лиса: А у медведя, как детёнышей называют?

Дети: Медвежонок.

Лиса: А, когда из много?

Дети: Медвежата.

Лиса: Молодцы, всё то вызнаете. Но не пора возвращать по своим делам.

Лесовечок: Подул сильный ветер. Как дует сильный ветер?

Дети: В-в-в, в-в-в (громко).

Но вскоре ветер стих. Как теперь дует ветер?

Дети: Тихо, в-в-в, в-в-в.

Лесовичок: Снег пошёл, всё вокруг замело. Сколько много снежинок.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Лесовичок: Понравилось вам в моём зимнем лесу? Кого мы встретили сегодня в лесу?

Дети: Зайца, лису.

Лесовичок: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями, отгадали загадки, но уже темнеет, и вам пора возвращаться в группу. А это вам гостинцы от лесных жителей. (Отдаёт корзину с мандаринами). До свидания ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До свидания!

Воспитатель: Ребята отправляемся в детский сад.