роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребнка
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
роль родителей в формировании грамматичнски правильной речи ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_formirovanii_grammaticheskoy_rechi_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в формировании
грамматически правильной речи у дошкольников.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Формирование грамматически правильной речи ребенка - постоянный непрерывный процесс.
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка.
Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Основные составляющие речевого развития детей: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
Например, очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе.
Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях.
Разыгрывание сказок с заместителями. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка», можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками. А рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет.
Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, эмоциональную; превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда взрослый и ребёнок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняется порядок строк.
Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и придумать рассказ о том кто в домике живет и т.д.), игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, салата?», «Вкусные слова» (кислые, сладкие …), «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь). С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное), «Приготовим сок» (яблочный), «Посчитай до пяти»(одна слива, две сливы… пять слив).
По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.
И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»...
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...