Развитие речи. Третий год жизни.
консультация по теме

Альпаутова Патимат Салавдиновна

   В развитии речи детей данного возраста происходит существенный  скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Это результат дальнейшего развития предметно – орудийной деятельности и становление других видов деятельности (игра, рисование, конструирование, труд, наблюдение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развитие речи. Третий год жизни

   В развитии речи детей данного возраста происходит существенный  скачок – совершенствуется познавательная сфера, расширяются функции речи. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Это результат дальнейшего развития предметно – орудийной деятельности и становление других видов деятельности (игра, рисование, конструирование, труд, наблюдение).

   Освоение назначение, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяет, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой – совершенствовать свойства самого внимания: объема, распределение, переключение.

   В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он может слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого, более сложные поручения, чем раньше. В этом возрасте продолжает совершенствоваться не только коммуникативная, но и обобщающая функция слова.

   Для формирования речи детей очень важно развитие всех видов восприятия как центральной познавательной функции. В этом возрасте  сенсорный путь познания окружающего мира является преобладающим. В процессе предметно – орудийной деятельности складывается новый тип внешних ориентированных действий – примеривание. «Экспериментируя», действуя методом проб и ошибок, ребенок накапливает запас представлений и видовых понятий и все это обозначает словом, что способствует значительному расширению объема словаря. Если в 2 года словарь ребенка в среднем составляет  270-300 слов, в 2,5 года  - 400 – 500, то в 3  года – 1000 – 1500 слов. Ребенок буквально на лету схватывает и повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи.

  Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий. Можно говорить, что в речи детей данного возраста к концу года появляются все части речи, кроме причастий и деепричастий (они очень редки). Это позволяет ребенку оформлять свои мысли  и выражать их  в предложении. Ребенок употребляет сложные распространенные предложения, хотя еще есть трудности в правильном их грамматическом оформлении., особенно это характерно для детей до 2 лет 6 месяцев. И все равно малыш владеет речью настолько, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

  В этот период начинает интенсивно развиваться словесно – смысловая память. Малыш на основе имеющегося опыта понимает и запоминает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу.  Лучше понимает оценочное отношение (хорошо, плохо и др.), т.е. развивается регулирующая функция речи.

  Значительно совершенствуется коммуникативная функция речи. В рамках предметно – орудийной деятельности ребенок осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Он учится инициативно высказываться. К концу третьего года жизни ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит также о развитии речи и мышления. После двух лет интенсивно развивается первая форма общения со сверстниками – эмоционально – практическая, основанная на потребности в разного рода эмоциональных, в том числе и речевых, контактах. В фонетическом отношении речь, как правило, еще несовершенна. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят часто с искажением.

  На третьем году ребенок хорошо понимает все, о чем с ним говорят взрослые, что связанно с его переживаниями, и не только по поводу конкретной ситуации, как раньше. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях, о будущем (что будет делать, куда пойдет). Складывается внеситуативная форма речи. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.

  Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи (пересказывает, рассказывает). Формируется описательная речь и речь – монолог.  Появление её связанно с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка, с развитием воображения. Даны возраст является началом развития словотворчества. Это реальная практика овладения языком как предметной деятельностью. К концу года речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства, переживания ребенка. Все это очень влияет на развитие его личности. Все достижения в развитии речи возможны при условии целенаправленного решения поставленных задач (см.: «Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений»).

  Развитию речи уделяет особое внимание в системе всего педагогического процесса  как на занятиях так и вне их. Необходимо проводить систематическую работу в повседневной деятельности., активно используя режимные моменты, самостоятельную игру, занятия по развитию действий с предметами, специальные занятия по развитию речи.

                                                                                    (Г.В.Груба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»

Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....

Особенности психического развития ребенка третьего года жизни

Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Психическое развитие ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка....

Психическое развитие детей третьего года жизни.

Поведение детей в трех летнем возрасте. Как взрослому вести себя с ребенком в различных ситуациях....

"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"

Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...

Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...