Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyati.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»
Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания; использование
Художественного слова - стихи, чистоговорки; вопросы;
индивидуальная работа; физминутка.
Развивающая среда: игрушка тигрёнок, цветные карандаши, рабочие тетради «Уроки грамоты для малышей 4+» по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель: Формировать звуковую выразительность речи. Учить слышать звук в
слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Учить
дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «р’»; четко и ясно
произносить слова с этими звуками.
Обогащать словарь.
Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как много у нас гостей, поздоровайтесь с ними и больше не будем отвлекаться.
Дети: здороваются с гостями.
Ход занятия:
Воспитатель: К нам в гости пришел маленький тигренок. Он учиться рычать, но у него пока не получается.
Давайте поможем тигренку. Для начала нужно наш язычок разбудить. Я вам расскажу очень интересную историю про язычок и покажу упражнения, а вы мне поможете. Для этого пройдите, пожалуйста, на свои места. Ну что, ребята, готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Покажем тигренку, какие упражнения для этого нужно выполнять.
Слушайте внимательно и помогайте мне.
II. Артикуляционная зарядка
(Дети выполняют артикуляционную зарядку).
«Приключения язычка»
Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а
потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
III. Уточнение правильной артикуляции
Ребята, скажите, как рычит тигр.
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Правильно р – р –р.
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем.
Зубы не сомкнуты. Язык поднят к верхнему небу.
Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует.
Легко вам было произносить звук [р]?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Значит этот звук какой?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Как мы произносили этот звук? Звонким голосом или нет?
Дети: Звонко!
Воспитатель: Значит этот звук какой?
Дети: Звонкий.
IV. Фонетическая разминка.
Ру - ру - ру - начинаем мы игру.
Ир - ир - ир – очень я люблю кефир.
Ро - ро - ро - роза, родина, ведро.
Ры – ры – ры – подарили нам шары.
Ар- ар- ар – кипит наш самовар.
Арь – арь- арь – на стене весит фонарь.
Ре – ре – ре – стоит дом на горе.
Ри – ри - ри – на ветках снегири.
Ра - ра - ра - вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, как по - разному звучит
Ир-ри
Ар - арь
Звук [Р] - согласный, он может быть твердым: ра – ры – ро – ру.
А может быть мягким: ре - ри – арь.
Давайте подведём итог. Звук Р какой?
Дети: согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким.
Физминутка Под березкою зеленой скачут весело вороны.
Каррр-каррр-каррр 2 р.
Целый день они летали, спать ребятам не давали.
Каррр-каррр-каррр 2 р.
Только к ночи умолкают, и все вместе засыпают.
Каррр-каррр-каррр.
Утро начинается вороны просыпаются.
V. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Воспитатель: (дети должны назвать ошибку, определить какой звук и где находится)
А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку» Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!
• Огород, рука, селдечко - где неверное словечко?
• Тряпка, курица, челвяк - что я говорю не так?
• Перчатка, рыба, калусели - ошибку вы найти сумели?
• Прятки, пряник, шалик, рай - где ошибка? Отвечай!
Какой звук я произносила неправильно?
Дети: Р-Р’
Воспитатель: сейчас я буду называть слова, а вы попробуйте определить мягкий или твердый звук слышится? (роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, рис, рука, перо, ворота).
-Ребята, а теперь вы придумайте слова со звуками «р», «р» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий.
-А теперь определим, где находится звук – вначале, в середине или в конце слова? (радуга, ветер, берёза, река, город, тигр, кенгуру, урок, фонарь, гора.)
Работа в тетради. (Выполнить задания на стр.14 – 15).
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?
(Свободные высказывания детей)
Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух звуки Р и Рь, определяли место звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...