Развивающие игры для детей 3-4 лет.
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Соловьёва Ольга Сергеевна

(Направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей 3-4 лет. (направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.)

Колючие слова

Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление

◈ Как играем: прочитайте строки стихотворения:

...Мне говорили как-то,

И вот забыл я все ж:

Какое слово кактус,

Какое слово еж?

Ах, да! Ну-ну! Конечно!

Колючие слова!

И гвоздь, пила, иголка —

Колючие слова!

◈ Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол...) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна...) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз...) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы), круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг), «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце), «ласковые» слова, «летние» и многие другие.

◈ Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.

Музыкальные слова

Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма

◈ Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...».

◈ Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам!

Кто что делает

Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление

Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.

◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.

◈ Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?

◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.

Качественные слова

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.

Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

◈ Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он? Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, теплый и... смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и... красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

◈ Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.

◈ Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

Вот такие мы – антони-мы

Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — ... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — ... (близко)

◈ Как играем: расскажите ребенку стихотворение:

◈ Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

◈ Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д.

Объединяй-ка

Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

◈ Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

◈ Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.

◈ Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.

◈ Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

Грамотная страна

Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей.

1 Вариант

◈ Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.

2 Вариант

◈ Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.

Рифмоплет

Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма

◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».

➣ Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.

◈ Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение:

На суку сидели две тетери,

Улетели — прилетели.

или

Лето красное пришло,

Много ягод принесло.

И т. д.

◈ Закрепляем: играем на кухне, вы говорите: «Ложка», — ребенок подхватывает: «Кошка», — далее: «морошка», «плошка», «картошка»; или: молоко — утекло — стекло. На улице: лето — конфета, цветок — поясок, руль — патруль, сиденье — варенье и т. п.

◈ Посмейтесь вместе с ребенком:

Муха села на варенье.

Вот и все стихотворенье.

◈ Интересные рифмы записывайте.

«Одеяло убежало, улетела простыня...»

Игра учит правильно употреблять в речи слова, обозначающие постельные

принадлежности

Необходимый инвентарь: постельные принадлежности.

◈ Как играем: вы меняете постельное белье? Превратите это неинтересное занятие в игру. Спросите ребенка: «Что это?» — «Одеяло!» «А это что?» — «Одеяла» (множественное число). «А если я их уберу, чего не стало?» — «Одеял». По такой же схеме можно задавать вопросы о других предметах.

♦ Наволочка — наволочки — наволочек.

♦ Простыня — простыни — простыней.

♦ Пододеяльник — пододеяльники — пододеяльников.

♦ Покрывало — покрывала — покрывал.

◈ Не смейтесь над ребенком, если он скажет неправильно, дайте ему речевой образец. А если вы еще и вместе смените белье, значит, ваш ребенок большой молодец, похвалите его.

◈ Закрепляем: покупая постельное белье, спрашивайте у ребенка название всех предметов комплекта.

«Скоро сказка сказывается...»

Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.

Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

◈ Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?»...

♦ Как называется эта сказка?

♦ О чем в ней говорится?

♦ Кто еще пришел в Теремок?

♦ Что случилось в конце?

И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

◈ Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.

◈ А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

Привлеките для этого всех членов семьи.

◈ Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

◈ Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.

 «Что бывает….? Какое бывает…?»

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно  мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

 «Что сначала, что потом»

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

-сначала чай наливают, потом пьют

-сначала человек ложится спать, потом встает

-сначала самолет взлетает, потом…

-сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т.д.

 «Что будет, если…»

Еще одна устная игра.

Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Что можно делать с …? С чем можно делать… ?»

Вы начинаете:

"Мячик можно кидать, катать,  ронять , отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить, ею можно умываться,  в ней можно плавать, а еще..."  -  ребенок продолжает.

Или:

"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…

"Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или:

Чай пьют, а печенье едят.

На кровати лежат, а на стуле сидят.

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

 «Кто что делает?» .

Начало может быть таким:

"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."

"Машина - едет, гудит, светит,…"

"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха летают.

И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:

"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"

"Едет - машина, поезд, велосипед, …"

"Тает - мороженое, лед, …"

 «Что где? Кто где?»

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры: Что есть у нас на кухне?

Где у нас стоит телевизор? И т.д. Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве  и так далее…

«Что внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол, шкаф - свитер,

холодильник - кефир, тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство, кастрюля - суп,

дупло - белка, нора – лиса…

 «Угадай, кто это?»

Взрослый называет несколько слов, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

 «Больше, чем… Меньше, чем…»

Взрослый ставит задачу:

"Я буду называть слово, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот.

 «Один – много»

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

"Стол - столы, кот - коты,  сы  дом - ….,  рот - …   и так далее".

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей , …"

Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...