Рекомендуемые игры и задания для развития речи детей.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
В консультации для воспитателей и родителей предлагается картотека игр и упражнений для развития лексической стороны и грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomenduemye_igry_i_zadaniya.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемые игры и задания
для развития речи детей.
Формирование обобщений.
Игры “Назови одним словом”
Кукла, пирамидка, мяч, машинка – это игрушки. (посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, домашние животные, дикие животные, транспорт)
Игры “Назови лишнее слово или 4-ый лишний»
Капуста-слива-огурец-морковь;
Грустный-печальный-унылый-глубокий;
Думает-ехать-размышлять-соображать.
Для расширения словарного запаса.
Игра “Назови части»
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Например: У кота есть- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. (СТУЛ, ЧАЙНИК КАСТРЮЛЯ, ДОМ, АШИНА, САМОЛЕТ, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ)
Игра “Отгадай предмет по названию его частей”
Дно, крышка, стенки, ручки – кастрюля
Игра “Назови детенышей животных” (во множественном числе)
У утки- утята, у кошки-, у гуся-, у коров-, у лошадки-, у собаки-, у лягушки-.
Задавайте вопросы, которые требую размышления и активизации знаний.
Отгадывание и загадывание загадок.
(Овощ, круглый, красный, сочный, мягкий, вкусный- помидор.
Зеленый, длинный, вкусный он сырой, кто же он такой? ) и т.д.
Игра “Скажи наоборот”
(широкий- узкий, веселый-грустный, чистый-грязный, друг-враг;
Ночь-день; светлый- темный, новый-высокий, больной- здоровый, молодой- старый, одеть-раздеть, наливает- выливает, собирает- разбирает, приклеить-отклеить, наливает-выливает).
Обращайте внимание ребенка на свойство предметов. Игра “Сравни!”
по вкусу: горчицу и мед;
по цвету: снег и сажу;
по высоте: дерево и цветок;
по возрасту: юношу и старика и т.д.
Игра “на оборот” (кислый-сладкий; тяжелый-легкий; большой-здоровый и т.д.)
Упражняйте в образовании новых слов. Обратите внимание на правильное произношение окончаний слов ребенком.
1.Существительные. уменьшительно-ласкательная форма.
Игра ”Назови ласково” (Ведро-ведерко; заяц-зайчик, кошка-, кровать-, письмо-, яйцо-, ухо-, гриб-, лампа-, вагон-, стол-, стул-, дерево-, зеркало-, петля-.)
2.Прилгательное.
Игра “Чьи хвосты” (хвост собаки-собачий, зайца-, медведя-, белки-, лесы-, кошки-, волка-, барсука-.)
Игра “Правильно назови листья” (лист дуба-дубовый лист, осины-, березы-, рябины-, тополя-.)
Игра “Что из чего сделано?” (Стакан из стекла- стеклянный стакан, горка из льды-, сумка из кожи-, ручка из пластмассы-, шкаф из дерево-, шуба из меха-, сок из клюквы-, компот из черники-).
Игра ”Ответ на вопрос” “Как?”, ”Какой?”
Утром светло, а днем(как?) еще светлее.
Вечером темно, а ночью(как?) еще темнее.
Огурец длинный, а кабачок(какой?) еще длиннее.
Бобы маленькие, а горох… еще меньше.
Петрушка высокая, а укроп… еще выше.
3.Глаголы.
Игра ”Кто как двигается?” (Лошадь-скачет, змия-ползет, рыбы-, птица-, собака-бегает, кошка-крадётся, лягушка-, бабочка-.)
Игра «Кто что делает?» (строитель-строит, врач-, продавец-, повар-, самолёт-.)
Игра “Кто как ест?” (Кошка лакает молоко, корова жует сено, собака грызет кость, курица-, и т.д.).
Игра “Кто как голос подает?” (голубь воркует, ласточка щебечет, журавель курлычет, утка-, кукушка-, воробей-, ворона-, сорока- и т.д.).
Развивайте словесно-логическое мышление.
Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающие слово. Писатель-книга; врач-, художник-, музыкант-, строитель-, летчик-, повар-, учитель- и т.д.
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде-… и т.д.
Игра “Подумай и скажи”
Мама взяла зонтик, потому что на улице …
Тает снег, потому что …
Ноги у меня промокли, хотя …
Обратите внимание ребенка на то, что слово может быть заменено другим, сходны по значению.
(Ветер-ураган, доктор-врач, горе-печаль, игра-забава, грустный-печальный, шалить-баловаться).
Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от времени и практики. Если какое то упражнение не получается, оставьте его для лучших времен, а ребенку предложите более легкий вариант. Не беспокойтесь, если результаты не соответствуют вашим ожиданиям. Будьте терпеливы, не спешите, но при этом постарайтесь понять, по какой причине ребенок не справляться с заданиям: слишком сложное, не хватает тех или иных навыков, недостаточно информации?
В любом случае – все в ваших руках! Для успеха обучения вашего малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересом.
Ищите, пробуйте, дерзайте, и верьте в себя и возможности своего ребенка!
Подготовила консультацию учитель – логопед Давыдова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация для родителей. Игры для развития речи детей....
Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...