Нестандартные средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи по теме
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_parhomenko_zh.v.doc | 47 КБ |
opyt_raboty_-_parhomenko_zh.v.zip | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Пархоменко Ж.В., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №54»
Нестандартные средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. (Слайд №2) Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. (Слайд № 2)
Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е.Н, Симонович А.С, Тихеевой Е.И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н.К, Флерина Е.А. и многие другие. (Слайд № 3)
Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи. По мнению Ф.А Сохина, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается. (Слайд №4)
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., используются самые разнообразные нетрадиционные средства развития.
Включение в практику нетрадиционных средств позволяет развивать способности и возможности ребенка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы, а также повышает уровень психического и физического здоровья, а также позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
Эффективность нетрадиционных средств определяется:
- нестандартностью по замыслу, организации и методике проведения;
- созданием условий для развития интереса, и творческой самостоятельности детей;
- благоприятным климатом на занятии, в группе и т.д.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных средств и приемов позволило мне прийти к выводу, что их применение предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность детей и повышает эффективность логопедической работы в целом.
Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в коррекционной, логопедической работе с детьми. Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет игру, как основную ведущую деятельность дошкольников.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. (Слайд №5)
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов выявил необходимость комбинирования традиционных и нетрадиционных средств в коррекции речевой патологии у детей.
Главным и приоритетным направлением работы с детьми в нашем учреждении является здоровьесбережение. Мною была поставлена цель: разработать методическое пособие, которое бы способствовало сохранению здоровья, профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитывая важность проблемы, было выбрано направление – использование нестандартных средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Это направление позволяет решать следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи.
- Развитие фонетической, фонематической, лексической, грамматической сторон речи воспитанников.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Развитие психических процессов у детей.
- Развитие глазомера, координации движений пальцев рук.
- Закрепление знаний детей о цвете, размере, форме предметов.
- Формирование координации в пространстве, а также умения ориентироваться на плоскости.
- Развитие сенсорных систем всех модальностей.
Для решения поставленных задач мною было изготовлено и апробировано логопедическое учебно-методическое пособие «Крышкоград». (Приложение №1) Данное пособие можно использовать при организации подгрупповой и индивидуальной форм непосредственно-образовательной деятельности. (Слайд № 6)
Применение крышек это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный детям. Это универсальное средство представляет собой набор крышек разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ОНР, ФФНР). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели. (Слайд № 7)
В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использоваться в других видах деятельности.
В ходе занятия педагог может включать одно или несколько упражнений (Приложение №2). Каждое упражнение проводится несколько раз с постепенным усложнением. Эти задания можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях. (Слайд №8)
Анализ результатов диагностики показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. В процессе занятий словарный запас детей обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. Воспитанники активнее стали работать на занятиях, появилась заинтересованность. У детей повысилось творческое воображение, память, логическое и образное мышление.
Обучение детей для меня – это не только увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки: отбор речевого материала, подбор игр, изготовление наглядных пособий.
В перспективе планирую продолжать начатую работу по использованию нестандартных средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. (Слайд № 9)
Список литературы
1. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.
4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973
6. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.
7. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М.: Феникс. 2004. – 384 с.
8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.
9.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.- СПб.: изд. «Лань», 1998.-64с.
Подписи к слайдам:
Формы
работы
Фронтальная
Индивидуальная
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е
. Щукина
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В России из 35.9 млн. детей 1.6 млн. (4.5% от их общего числа) имеют нарушения в психофизическом развитии. Именно поэтому выбранная тема очень актуальна и требует пристального внимания.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Актуальность использования учебно-методического пособия «
Крышкоград
» :
повышение интереса к занятию;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
решение ребёнком сенсорных
задач;
развитие
фонематического
восприятия;
развитие звукового анализа и
синтеза;
закрепление образа буквы;
профилактика оптико-пространственных
нарушений
;
приобретение
детьми новых умений и навыков, которые могли бы использоваться в других видах деятельности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пархоменко Жанна Владимировна
МБДОУ
«Детский сад № 54»
учитель-логопед
Игра
— это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Василий
Александрович
Сухомлинский
Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Антон
Семёнович
Макаренко
Лев Семенович
Выготский
считал
игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения
.
Основоположники
игровой деятельности
Трудности коррекционной работы:
отсутствие у детей заинтересованности на
занятиях
быстрая утомляемость
нарушение слухоречевой памяти и произвольного внимания
Снижается продуктивность
коррекционного
процесса
О
богащать предметно – развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития речи
и
мелкой моторики рук.
Способствовать внедрению используемых приемов в работу родителей с детьми.
Продолжать работу по данному направлению в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МБДОУ и воспитателями.
В
перспективе
К. Д. Ушинский
дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове.
Основоположники
Н. К.
Крупская считала
речь основой умственного воспитания; словарь, его богатство — важной стороной речи. Она говорила, что словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде.
Е. И. Тихеева разработала методику развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей
Работа с родителями
совместное проведение занятий
(визиты в группу);
практикум по организации игр с детьми
в домашних условиях, способствующих
развитию мелкой моторики;
тематические консультации,
папки-передвижки;
выпуск памяток, информационных
листков;
участие в творческих выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...
"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."
Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....
Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"
Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Статья для педагогов и родителей...
Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Речь является важнейшей психической функцией человека. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.Нарушени...
«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...