"Что такое зима?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Программное содержание:
1. Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, о явлениях живой и неживой природы зимой.
2. Закреплять в речи существительные с обобщающим значением «зима»
3. Уточнять и расширять словарь по теме (снег, лед, мороз, вьюга, сугроб, дуть, падать, холодно и т.п.)
4. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)
5. Развивать диалогическую речь, физиологическое дыхание, артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание.
6. Формировать навыки сотрудничества
7. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое зима?»
Программное содержание:
- Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, о явлениях живой и неживой природы зимой.
- Закреплять в речи существительные с обобщающим значением «зима»
- Уточнять и расширять словарь по теме (снег, лед, мороз, вьюга, сугроб, дуть, падать, холодно и т.п.)
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)
- Развивать диалогическую речь, физиологическое дыхание, артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание.
- Формировать навыки сотрудничества
- Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.
Ход занятия
- Игра «Угадай и опиши того, кто спрятался» (Дети вспоминают, как выглядит ребенок. В чем одет, какая прическа, какая обувь и т.д.)
- Стук в дверь. Почтальон принес письмо с острова Чунга-Чунга. Воспитатель читает:
« Здравствуйте ребята. Мы жители острова Чунга-Чанга узнали, что у вас сейчас Зима. Но мы не знаем, что такое зима. У нас возник спор. Одни жители говорят, что это вкусное, съедобное блюдо, а другие – что это так называют человека. Помогите нам, расскажите, что такое зима?»
- Давайте мы с вами вспомним сначала все, что сами знаем о зиме, а потом сочиним рассказ и напишем письмо в Африку.
Воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка – серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал и стал храпеть.
Кто скажет, кто знает,
Что еще зимой бывает?
(ответы детей)
Скажите, дети, а сколько месяцев длится зима? С какого месяца начинается? Перечислите зимние месяцы. Какие природные явления бывают зимой? (снегопад, мороз, вьюга)
- Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять- С горки мы потом кались
Мы во двор пошли гулять. А потом в снегу валялись.
Бабу снежную лепили, Все в снегу пришли,
Птичек крошками кормили. Съели суп, и спать пошли.
- Воспитатель загадывает загадку.
«Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала».
-Что это, дети? Правильно, снежинка. А давайте вспомним, какая снежинка бывает.
Ответы детей (за каждое слово воспитатель раздает снежинки): легкая, белая, красивая, маленькая, холодная и т.п.
-Давайте теперь подуем на снежинки. Дети, а как называется явление в природе, когда летят снежинки и падают на землю? (снегопад)
Упражнение «Снежинки» - нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря и грамматического строя речи, автоматизация звукопроизношения.
(И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Мы снежинки, мы пушинки,
(наклон головы вправо и влево)
Покружиться мы не прочь.
(дети кружатся вокруг себя)
Мы снежинки - балеринки
(наклоны туловища вправо-влево)
Мы танцуем день и ночь.
(приставной шаг вправо-влево)
Мы деревья побелили.
(подъем на носочки с поднимание рук, возврат в И..п.)
Землю бархатом укрыли.
(приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.
(руки в стороны, вниз и возврат в И.п.)
-А если дует сильный ветер и падает снег, как называется это явление? (вьюга)
Молодцы, давайте с вами сейчас тоже сделаем вьюгу
- Развитие дыхания. Упражнение «Вьюга».
Воспитатель раздает каждому ребенку по стаканчику, дети через трубочку дуют в него и снежинки внутри начинают «летать».
-Ой, ребята, посмотрите, сколько ваша вьюга снега намела. Что это у нас за горки снега? Как они называются? (сугробы)
-Посмотрите, сугробы-то не простые, с загадками. Подойдите к своим столам и посмотрите, что там с ветром и снегом вам принесло?
Дети достают разрезанные картинки, собирают их в целое, и говорят, что получилось (снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад)
- Ребята, если прислушаться, то все эти слова чем-то похожи. СНЕГурочка, СНЕГовик, СНЕГопад, СНЕГирь. В каждом слове есть слово СНЕГ, все слова появились от слова СНЕГ. А теперь, давайте придумаем предложения со своим словом.
Дети придумывают свои предложения: Снегирь сидит на ветке, Снегурочка пришла в гости в детский сад, зимой бывает снегопад и т.п.
- А без чего не бывает снега зимой? (Без мороза) Правильно, если не буде мороза зимой, то будет идти дождь. Вы молодцы, много знаете о зиме. Пора начинать писать письмо на остров Чунга-Чанга, а помогут нам эти картинки.
Воспитатель выкладывает на доске схему-картинку «Времена года».
«Зимой день короткий, а ночь длинная. Зимой вся земля укрыта снегом. Деревья стоят голые. Птицам голодно и холодно. Животные на зиму меняют шубу: зайцы серую на белую. Медведи спят в берлоге. Люди одевают теплые одежды и обувь: сапоги, валенки, перчатки, пуховики».
- Ребята, а вы любите зимние забавы? Давайте поиграем в снежки. Я вам буду бросать «снежки» и говорить слово, а вы мне будете говорить это слово, но ласково.
Снежинка – снежиночка Снег – снежок
Сосулька – сосулечка Елка – ёлочка
Сугроб – сугробик Мороз – морозик и т.п.
- Вам понравилось играть в снежки?
- Итог
Чем мы сегодня с вами занимались? Все сегодня были молодцы. Все старались и помогли жителям острова Чунга-Чанга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...