Игрушка и игра в жизни будущего первоклассника.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Эта работа предназначена для занятия с детьми старшей подготовительной группы детского сада. Перед конспектом - вступительная часть, в которой раскрыт замысел этого занятия, его цели и задачи.
Урок подготовлен и проведён мною в апреле 2014года. Сейчас у современных детишек столько самых разнообразных игр и игрушек, что они не успевают привыкнуть к одной, как мамы и папы несут им новую. На этом уроке мы учились играт ь, говорить, высказывать своё мнение, предложение, рисовать. Наши дети очень мало разговаривают друг с другом, кричат, перебивают, не умеют выразить свою мысль. Сейчас эти ребята учатся у меня в первом классе, мы продолжаем учиться играть, общаться друг с другом. Они часто вспоминают это занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игрушка и игра в жизни будущего первокдассника. | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игрушки и игры в жизни детей.
Значение игрушек в жизни ребёнка переоценить невозможно, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детство - это время игр.
Самых разных: обучающих и на первый взгляд глуповатых, подвижных и требующих сосредоточенности и терпения. Все они развивают маленького человека, помогают ему познавать мир, учиться строить взаимоотношения, примерять на себя различные социальные роли. Некоторые игры требуют большого «реквизита», а для некоторых подойдет любая мелочь, попавшаяся под руку.
В детстве игра - это не развлечение, это серьезная работа по исследованию окружающего пространства. И взрослым, следует относиться к ней с уважением. К двум годам ребёнок уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Он проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры усложняются и наполняются новым содержанием: ребенок учится брать на себя роли - мамы, папы, больного, доктора, водителя.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребёнку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
Игра для ребёнка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребёнка легче вызвать положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие, радость.
Нельзя забывать о народной игрушке, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа - дар народа малым детям. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Конспект открытого занятия с дошкольниками на тему:
«Игрушка и игра в жизни дошкольников».
Цели и задачи:
1. Побуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного, анализаторов.
2. Учить называть свойства предметов: колючий, мягкий, гладкий, твердый, пушистый.
3. Развивать выразительность художественного образа, создаваемого ребенком в рисунке.
4. Воспитывать коммуникативные навыки и чувства толерантности.
Предварительная работа: сенсорные игры "Разложи шарики", "Выложи дорожку", " К нам гости пришли"; эмоционально-экспрессивные игры: "Медвежата", "Веселые гномики". Игры с водой: дождь идет, купание игрушек, море волнуется. Чтение стихов А. Барто "Игрушки", этюды на выражение различных эмоциональных состояний: "поссорились и помирились", " вкусные конфеты".
Здравствуйте, дети!
Сегодня я пришла к вам, чтобы узнать, любите ли вы играть!
А кто мне ответит что значит играть? (я вижу – вы задумались…, наверное каждый из вас вспомнил свою любимую игру)
Назовите игры, в какие вы любите играть больше всего? (заслушать детей)
Поговорить с детьми о разновидности игр, о том какие правила следует соблюдать, чтобы игра не огорчала, а только приносила радость и удовольствие.
( Прочитать детям рассказ «Мир» и обсудить.)
Мир
Малыш и Петька – давние друзья. Их дружбе целых полгода. Они познакомились, когда переехали жить в новый дом. Мама прозвала Петьку «спасайся кто может», потому что, когда он приходил в гости к Малышу, в квартире всё становилось с ног на голову. Мальчики носились по комнатам, прятались под кровати, залезали в шкаф и всё время стреляли. Они играли в войну.
– Тра-та-та-та, – кричал Петька, стреляя из своего автомата. Из-за пояса у него торчал пистолет, а на боку висела большая пластмассовая сабля.
– Малыш, ты убит! Падай!
– Ура! Сдавайся! Малыш, ты в плену.
– Ту-ту-ту-ту, – надрывался Малыш, – я тебя застрелил! Умирай, Петька!
– Нет, я первый выстрелил! – спорил с ним Петька.
– Так не честно. Я первый! – не соглашался Малыш.
И они спорили, а подчас и ругались. Потому что ни одна война, даже игрушечная, добром не кончается.
– Началось, – говорила мама папе, – сейчас подерутся. Надо их разнять.
– Не будем вмешиваться. Дети должны разбираться сами, – отвечал папа.
– Знаешь что, – как-то сказал Малыш Петьке, – давай играть по-честному, давай погибать по очереди. И они стали играть дальше. Теперь один раз погибал Малыш, другой раз – Петька.
– Малыш, стреляй же. Сейчас моя очередь погибать, – сказал Петька.
– Я больше не буду, – вдруг ответил Малыш. – Мне жалко тебя убивать.
– Но мы же понарошку.
– Не буду даже понарошку. Ведь мы с тобой друзья.
– А во что мы будем играть? – спросил Петька.
– Давай играть в мир.
– А как это?
Тогда Малыш принёс много игрушек. И они стали строить дом. Петька всё время ныл:
– Это не интересно. Давай лучше опять в войну.
– Потерпи немножко, – уговаривал его Малыш.
И вдруг Петька сказал:
– Ух ты, как здорово! У нас получился настоящий дворец. Давай строить ещё что-нибудь.
И мальчики из конструктора собрали подъёмный кран, автомобиль, самолёт. Построили железную дорогу. Потом они играли в путешественников и космонавтов…
Мама с папой были в другой комнате. Мама сказала:
– Что-то у них там подозрительно тихо. Надо посмотреть, чем они занимаются. Родители вошли к ребятам.
– Что вы делаете? – спросила мама.
– Мы делаем мир, – ответил Малыш.
– А как это?
– Это очень – пре- очень здорово! – объяснил Петька.
– Молодцы! – похвалил мальчиков папа.
Как будет хорошо, если мы все будем делать мир!
(По Р. Темису)
Поиграть….
А что это у вас стоит на полочках? (игрушки)
(попросить воспитателей разрешить взять детям игрушку, которую они чаще всего берут для игры)
Понаблюдать, как дети её ставят, что они в это время говорят, какие выполняют действия.
Предложить ребятам придумать какую-нибудь игру. Спросить, как распределили роли.
На столе у меня стоит коробка с куклами для кукольного театра.
А что это за игрушки? Можно ли их назвать артистами?
А могут они сами встать и говорить, выполнять движения? Правильно. Ими управляет человек. Давайте посмотрим, какие сказки можно сыграть с этими персонажами ( развитие воображения, развитие речи и творческих способностей ребят).
Воспроизвести и сыграть сказку «Курочка Ряба»
Подвести итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игрушки и игры в жизни ребёнка» конспект родительского собрания
( В ФОРМЕ КРУГЛОГО СТОЛА.)...
Деловая игра с родителями будущих первоклассников "Готовимся к школе" - презентация
Цель: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка....
"Игрушки и игры в жизни ребенка"
Консультация для родителей...
Хочу и надо в жизни будущего первоклассника.
Консультация для родителей...
Игры для родителей будущих первоклассников
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.Несовершенное фонематическое в...
Квест-игра для родителей будущих первоклассников
Родительская встреча для родителей, будущих первоклассников "Ваш ребенок - будущий первоклассник"...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...