Воспитание культуры речи у дошкольников
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры речи у дошкольников»
Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше.
Как этому обучать детей? Предпочтение автор статьи О.Иванова отдает стихам. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память. Поэтические строчки, включающие слово, в котором дети часто допускают ошибки. В речи дошкольников встречаются различные ошибки – орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например – коклета вместо котлета, колидор вместо коридор, транвай вместо трамвай. Для закрепления этих слов в речи, предлагаются следующие стихи:
«Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног
Встал сосед Иван Петрович
Ничего понять не мог»
«Ешь конфетку, ешь котлетку
Молоко своё допей –
И пойдем гулять скорей»
Вторая группа ошибок – акцентологические – это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове. Дошкольники произносят : запыхавшишь вместо запыхавшись, ракушка (ракушка), красивей (красивей), лебедей (лебедей), маляры (маляры), столяр (столяр), квартал (квартал) и т.п.
«Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом.
...................................
Он и слесарь и монтер,
И столяр и полотер.
....................................
Нужные работники столяры и плотники.»
Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал вместо раскидал, звонит, позвонит (звонит, позвонит), баловался, балуется (баловался, балуется).
«В квартире над нами
Есть мальчик Андрюша
По комнате всей
Раскидал он игрушки»
«Телефон у нас висит
Телефон весь день звонит
То тюлень позвонит, то олень....»
Третья группа словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так вместо поскользнулся можно услышать подскользнулся, вместо сшить платье – пошить платье, прививка- приливка.
«В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет»
Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм и употреблением частей речи. Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логике, подгоняя исключения под общие правила. Так, вопреки правилам, в детской речи существительные кенгуру, пальто изменяются по падежам и числам. Существительные брюки и ножницы приобретают единственное число. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формированию слов такого типа. И в этом опять помогут стихотворные строки :
«Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру»
В речи малышей встречаются просторечные местоимения : «ейный», «ихний», « у ней», «егоный», «ейный». Во избежании ошибок необходимо тренировать дошкольников в правильном употреблении местоимений : его, её, мой, у нее, их.
«Дети войнов, бойцов
В этом детском доме
Здесь портреты их отцов
Карточки в альбоме»
Глагол в нормативном языке имеет две формообразующие основы, дети же образуют новые глагольные формы : «дремайте» (дремлите), «дремают» (дремлют), «шептают» (шепчут):
«Шепчут ежику ежи -
Ты не двигайся, лежи»
В речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе настоящего времени чередования согласных: зажгет, жгется, жгет ( зажжет, жжется, жжет)
«Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы: Дед Мороз
Дед седой с бородой.
Он наш гость дорогой,
Он нам елку зажжет»
«Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не трон
Жжется, Леночка, огонь!»
Велика частность неправильного образования разноспрягаемых глаголов хотеть и бежать. Дети произносят: «хотит», «хочут», «хочим» ( вместо хочет, хотят, хотим), «побегим» (вместо побежим).
«Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке»
Некоторые языковые явления невозможно объяснить дошкольникам, не опираясь на громоздкие правила, на сложные лингвистические термины. В частности, так обстоит дело с разнокоренными видовыми парами: класть – положить. На многих примерах детям нужно показать, что корень -лож- появляется в глаголах лишь там, где есть приставка или простфикс -ся-: заложить, положить, уложить, выложить, доложить и т.д.
«Я рубашку сшила Мишке
Я сошью ему штанишки
Надо к ним карман пришит
И конфету положить»
«Чтоб скорей дождаться
Завтряшнего дня
Дети спать ложатся
Рано без огня»
Там, где нет приставки или постфикса произноситься – класть:
«На серой шинели,
На желтом ремне
Носил эту сумку
Отец на войне.
На ней на привалах
Он письма писал
И вместо подушки
Под голову клал»
Пятая группа – синтаксические ошибки. Они заключаются в неверном построении словосочетаний и предложений. Например: «День рождение» вместо День рождения.
«Что за наваждение?
Чей же День рождения?»
Вежливость не рождается сама собой, её воспитывают с детства в семье и детском саду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий
Презентация работы по заявленной теме...
Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"
Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...
«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».
Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора»....
Воспитание культуры речи у дошкольников
Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Э то одна из важнейших...
«Воспитание культуры речи у дошкольников в театрализованной деятельности"
Разработка методических рекомендаций...
"Воспитание культуры речи старших дошкольников"
Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются ...
Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольников. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решение которой огромную роль иг...