Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы
«Перелётные птицы»
К работе прилагается презентация.
Цели:
Образовательные:
Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Закрепить представление о перелётных птицах.
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным, образование существительных с суффиксами , изменение существительных по падежам, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), слоговой структуры слов, связной речи.
Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Материалы: компьютер; презентация к занятию, видеозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», муляж скворечника.
Предварительная работа.
1. Чтение детям стихотворения З. Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.
3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.
4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.
5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.
6. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В. Какое сейчас время года?
Д. Весна.
В. Что происходит весной в природе?
Д. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.
2. Игровая обучающая ситуация «Путешествие».
В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, как птицы возвращаются домой.
В. Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? Какое время года?
(ответы детей)
В. А как же мы доберёмся до леса? Какой вид транспорта нам подойдёт?
(Дети становятся парами, делают круг, проходят на стульчики).
В. Вот мы и в лесу. (появляется видеоизображение весеннего леса) А где же наши птицы? (звучат голоса птиц)
В. А вот и слышны их голоса. Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетают, нужно отгадать загадки.
Чёрный, проворный,
Кричит «Кряк»,
Червям враг.
В. Кто это? (грач) (на экране появляется изображение грача- слайд 3)
В. У вас в руках таблички красного и синего цвета, На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку. Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.
Д. Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются - гласными.
В. Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его….
Д. Скворец. (на экране появляется изображение скворца-слайд 4)
В. Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.
В. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
(на экране появляется изображение ласточки- слайд 5)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)
(на экране появляется изображение кукушки- слайд 6)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит в вразвалочку -
. (утка)
(на экране появляется изображение утки- слайд 7)
В. Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем.(слайд 8)
Игра «Чей домик?».
В. На столах лежат карточки, подойдите и соедините стрелочками птиц с их домиками. Но для начала выполним гимнастику для пальчиков.
Из скворечника торчат большой палец соединяем с
Клювы маленьких скворчат, указательным ;
Большой - средний палец;
Клювы раз, большой – безымянный;
Клювы два, большой -мизинец;
Лапки, лапки -голова. Машут руками и кружатся.
В. Какие птицы здесь изображены?
Д. Грач, ласточка и скворец.
В. Сейчас поменяйтесь карточками со своим соседом и проверьте друг друга.
В. Молодцы!
В. Что на картинках лишнее?
Д. Собака и конура.
В. Почему вы так считаете?
Д. Грач, ласточка и скворец – птицы, а собака – домашнее животное .(слайд- 9)
Игра «Перелётные - зимующие».
В. Вот мы и расселили наших птичек. И пока они обустраивают свои дома, поиграем в игру. У нас будет две команды, одна команда отбирает перелётных птиц, а другая – зимующих. Какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают только весной?
(игра повторяется несколько раз)
В. Теперь обратите внимание на экран. Ещё раз назовём птиц . (слайд 12, 13)
Ответы детей
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек — стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.
Это - развеселый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
В. Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.
3. Игра «У кого кто?»
В. Давайте назовём их.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У дрозда…(дрозд та)
У стрижа…(стрижа та)
У журавля….(журавлята)
У кукушки….(кукушата)
В. Ой, ребята, посмотрите, кто это? (слайд 15)
Д. Ласточка.
5. Игра «Ласточка».
В. Давайте составим по серии картинок рассказ о ней, но прежде нужно расположить их в соответствии с сюжетом .(слайд 16)
Какая картинка первая?
Какая вторая, третья?
В. А теперь попробуем составить рассказ .(слайд 14) (Дети составляют рассказ.)
В. Отлично! У нас получился хороший рассказ.
В. Итог.
Подошло к концу наше путешествие, строимся парами и возвращаемся в детский сад. (Дети идут парами по залу, экран убирается).
- О чём мы сегодня говорили?
- Каких птиц называют перелётными?
- Так какие же птицы, прилетают к нам в тёплый период?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...