Дидактические игры для дошкольников
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Значение дидактической игры следует рассматривать как средство осуществления сенсорного воспитания, развития познавательных способностей, комплексное решение задач развития речи.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:1. учебное (познавательное); 2. игровое (занимательное).Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Игра, используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, игровое действие, игровые правила, результат игры.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.
Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).
Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержне образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2. Обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения).
3. Обеспечивать переход от предметно -практического действия к образно -символическому (схематизация).
4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ - рассуждения.
5. Расширять кругозор.
Воспитывая ребенка, нужно не забывайте мудрый совет В.А. Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Необходимо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"
В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечен...
дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры по экологическому воспитанию ...
Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.
Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....
Дидактические игры для дошкольников. Пальчиковые игры
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Дидактические игры для дошкольников...
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....
Дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы
Дидактические игры и задания...
Сборник дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы
Данные игры помогут легко и быстро обучить детей игре в шахматы...