Образовательная программа "Болтунишка"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Образовательная програма кружка " Болтунишка"для детей 6-7лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltunishka.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №19»
РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете №___от___
УТВЕРЖДЕНА
протоколом педагогического совета
№____ от__________
Заведующий МБДОУ №19_____________И.Л.Парулава
Образовательная программа кружка
«Болтунишка»
для детей 6-7 лет
1 год обучения
Место проведения занятий: МБДОУ №19
(музыкальный зал )
Учитель-логопед:
Омышева К.В.
Добрянка 2014
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткая характеристика предмета обучения раскрывает: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому занятия по обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях
В кружок принимаются дети 6-7 лет посещающих наш детский сад.Имеющих диагноз общие недоразвитием речи второго и третьего уровня
Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольноговозраста"). Типичным для всей группы ОНР является: позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, характерные нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений.
.
II уровень речевого развития – это начатки общеупотребительной речи. Отличительной чертой являетсяпоявление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. ("Да тенаника." - "Дай желтую книгу.") На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явновыраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы их согласования и управления, так и нарушать их: "пять куких" (пять кукол), "синя каландас" (синий карандаш), "де юка" (две руки) и т.д.
Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты.
По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.
По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические замены.
Речь детей со II уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем – до 16-20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание ("сипед" - "велосипед").
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В самостоятельной речи детей уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным является понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются или заменяются на простые. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции.
Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздря, веки.
Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например "водопроводчик чинит водопровод" - "водопавотятинитводовот", "экскурсовод проводит экскурсию" - "икусаводпаводитикуси" и т.д.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки в названииикоторых есть заданный звук и т.д.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
.
Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержанияразвернутых высказываний иих языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.
О необходимости проведения систематической работы в этом направлении.Эффективным средством в решение данной проблемы-занятия по обучению рассказыванию .
Занятия будут проходить 1 раз в неделю с группой детей не более 15 человек
- Цель программы
Создание условий дляразвитие связной речи детей 6-7 лет с помощью занятий по обучению рассказыванию
Задачи – это пути достижения цели, то есть те этапы, которые позволяют ее достичь.
- образовательные
Формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Обогащение словаря ребенка.
Развитие фонематических процессов
- развивающие
Развития интереса к рассказыванию.
Побуждать ребенка говорить развернутыми фразами.
Развивать творчество, фантазию и воображение
Развивать все психические процессы
3) воспитательные
Воспитывать лидерские и коммуникативные качества личности
4) мотивационная
Включение в активную творческую, речевую деятельность.
5)социально – педагогическая
Формирование монологической и диалогической речи
Подготовить ребенка к успешной социализации в школе
- Тип программы
Программа модифицированная. Рассчитана на 1 учебный год
1.4. Методическое описание образовательного процесса
Приоритетной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятие теоретические, практические икомбинированного типа
формы обучения:
- речевые игры,
- экскурсии,
- диалогические игры
- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,
Формы организации деятельности детей на занятии:
- групповые,
- индивидуальные,
- коллективные,
- фронтальные.
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные:
-беседа,
-рассказ,
- объяснение,
- описание.
- наглядные:
-пособие,
-репродукции,
-схемы,
-таблицы,
-сюжетные картины
-предметы для описания
-компьютерные презентации
- практические:
-самостоятельное составление рассказов ,пересказов.
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
– объяснительно-иллюстративные методы обучения.
- репродуктивные,
- частично-поисковые -.
- исследовательские
3. Методы воспитания:
- формирование сознания личности (рассказ, беседа, индивидуальная беседа)
- организация деятельности и формирования опыта общественного поведения педагогическое требование, коллективное требование и т.д.);
- стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, эмоциональное воздействие, поощрение.)
1.5. Предполагаемый результат
По окончании курса обучения ребенок должен
знать:
- схему описательного рассказа.
- практические навыки составление всех видов рассказов.
Уметь:
- составлять описательный рассказ;
- пересказывать литературные произведения
- составлять рассказ по образцу
- составлять рассказ по данному началу;
- составлять творческие рассказы
Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:
- формирование желание, принятие правил и норм работы учебной группы;
- ощущение себя индивидуальностью и в тоже время частью коллектива;
- положительные изменения в манере общения, речи, поведения, внешнем виде;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
1.6. Контроль и оценка результатов обучения и личностного развития обучающихся по образовательной программе
Отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы проводится в двух основных направлениях:
предметном
умения самостоятельно составлять различные виды рассказов,
личностномуспешное взаимодействовать в социуме.
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
.
Методы проверки знаний:
- наблюдение-определенные сведения об уровне знаний, дисциплинированности, культуре поведения, отношениях в коллективе.
- устный контроль – ответы обучающихся на вопросы педагога на занятиях.
- практические методы способность применять знания на практике .Составление рассказов по схеме самостоятельно
Формы контроля:
- устный опрос;
- игровые мероприятия диагностического содержания.
-задания на составление рассказов по образцу
Схема проверки рассказывания обучающих
-
1.7. Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение: музыкальный зал детского сада, проекционное оборудование,музыкальный центр ,колонки ,стулья , мебель,
- Дидактическое обеспечение: карточки с заданиями, схемы, таблицы
- Методическое обеспечение: методическая литература, план-конспекты занятий, компьютерные презентации
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (образец)
Год обуч. | Количество групп | Нагрузка (час.) | Количество обучающихся | Возраст (лет) | Теория | Практика | Всего часов |
1 | 1 | 30 минут | 15 | 6-7 | 6 часов | 9 часов | 15 часов |
3. ПРОГРАММА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
3.1 Цель программы
Создание условий для развитие связной речи детей 6-7 лет с помощью занятий по обучению рассказыванию
Задачи
1)образовательные
Формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Обогащение словаря ребенка.
Развитие фонематических процессов
2)развивающие
Развития интереса к рассказыванию.
Побуждать ребенка говорить развернутыми фразами.
Развивать творчество, фантазию и воображение
Развивать все психические процессы
3) воспитательные
Воспитывать лидерские и коммуникативные качества личности
4) мотивационная
Включение в активную творческую, речевую деятельность.
5)социально – педагогическая
Формирование монологической и диалогической речи
Подготовить ребенка к успешной социализации в школе
3.2. Прогнозируемый результат
По окончании курса обучения ребенок должен составлять схему описательного рассказа. Знать практические навыки составление всех видов рассказов
.Уметь составлять описательный рассказ ;пересказывать литературные произведения ,составлять рассказ по образцу, составлять рассказ по данному началу; ,составлять творческие рассказы
3.3. Тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с видами рассказывания | 30 мин | 30 мин | 60минут |
2 | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин | 60 минут | 120 минут | 180 минут |
3 | Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин | 90 минут | 90 минут | 180 минут |
4 | Составления рассказа по одной сюжетной картине | 60 минут | 120 минут | 180 минут |
5 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем | 60 минут | 90 минут | 120 минут |
6 | Творческое рассказывание | 60 минут | 120 минут | 180 минут |
3.4. Содержание программы
1. Вводное занятие 1 часа
Знакомство с коллективом детей, планом работы на учебный год.Знакомство с видами рассказывания. Обсуждения правил поведения, и наград
2-7 занятие
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. Обучение пересказыванию с опорой на сюжет. Обращать внимание детей на глаголы. Учить детей правильно их употреблять
8-13 занятие
Обучение составлению рассказа по одной сюжетной картине с помощью педагога и самостоятельно. Используя одну картину дети учатся проговаривать сам сюжет.
14-19 занятие
Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин. Учить детей развивать сюжет. И проговорить его ,используя предлоги, и прилагательные ,наречия. Дети на занятиях учатся по данному началу развивать и придумывать интересный сюжет
20-26 занятие
Составления рассказа по одной сюжетной картине с помощью педагога и самостоятельно
27-30 занятие Составление описательного рассказа с помощью опорных схем .Последовательность описания предметов, людей.
30-36 занятие Обучение детей составлять творческие рассказы. Самостоятельно и по данному началу. Учить детей фантазировать и развивать сюжет
5. ЛИТЕРАТУРА
5.1. Литература, используемая педагогом:
1.Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
4. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. №6.
5. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989.
6. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
8. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
9. Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС, 1998.
10. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.
11. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
13. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
14. Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.
15. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984.
17. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб., 1999.
18. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., 2001.
19. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А, Сохина. М., 1981.
20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
21. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
22. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
23. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
24. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
25. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
26. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979
5.2. Литература, рекомендуемая обучающимся:
.
Зайцева О.В., Карпова Е.Г. На досуге, игры в школе, дома. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.-Ярославль: Академия развития, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Пересказ | 2. Рассказ по серии сюжетных | 3. Рассказ из личного опыта | 4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу | |
4 балла (хороший) | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствия с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей)* | Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
3 балла (удовлетворительный) | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы" указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
2 балла (низкий) | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие" употребляемых языковых средств. | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. | Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. | Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...