"Цветок-лепесток" О.Шорохова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Учить детей использовать положительные качества в нравственном поведении. Развивать речь детей. Воспитывать умение сочувствовать, вызывать сострадание, желание помочь нуждающемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_tsvet-.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказка «Цветок - лепесток»
Программное содержание:
Образовательные:
-довести до детей замысел сказки (стремление спасти от беды близкого человека);
-побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях различных образов, их
эмоциональные состояния (болезнь, смелость, усталость, грусть, веселье, злость);
-учить детей использовать положительные качества в нравственном поведении.
-воспитывать умение сочувствовать, вызывать сострадание, желание помочь нуждающемуся.
-учить вырезать ножницами, закреплять умение аккуратно наклеивать предмет.
-уметь использовать свой жизненный опыт и полученные знания.
Развивающие:
-развивать речь детей;
-слуховое и зрительное внимание;
-память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-формировать сострадание, чуткое внимательное отношение к больному, сочувствие сопереживание;
-побуждать в трудной ситуации не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации;
-воспитывать смелость и развивать находчивость.
Предварительная работа:
-чтение сказок, воспитывающих заботливое отношение к больному: «Бобовое Зёрнышко»,
«Красная Шапочка», «Кукушка»;
-объяснить значение образных выражений (Цветок-лепесток, шла-шла, красна - девица, горевала, дремучий);
-рассматривание карточек (грусть, радость, удивление, горе);
-психогимнастика «Эмоции»;
-рассматривание иллюстраций (Бабы-Яги, дремучего леса);
-словарная работа (дремучий, чаща, непроходимый)
-вырезание лепестков.
Методы и приёмы:
-активизация словаря: мышка-норушка, красна - девица, горевала, дремучий, шла-шла, чаща, непроходимый;
-звуковая культура речи: ( пи-пи-пи, ха-ха-ха);
-психогимнастика: (грусть, смелость, веселье, удивление, злость);
-индивидуальный и дифференцированный подход;
-музыкальное сопровождение;
-физминутка: упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц «Лес»;
-ТСО.
Материал к занятию:
-аудио кассеты с фрагментами музыки, аудио магнитофон;
-домик, макеты деревьев;
-цветная бумага, клей, ножницы, ватман, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(В группе стоят деревья и домик. Переодетые дети в сказочных персонажей сидят на скамейках. Воспитатель проводит беседу)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем сказки.
Дети: «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Молодцы ребята! Как много сказок вы знаете.
(стук в дверь, входит Сказочница с корзинкой в руке)
Сказочница: Здравствуйте ребята! Я Сказочница и знаю очень много разных сказок. Вы сказки любите? Хотите послушать одну из них?
Дети: Да! Очень хотим.
Сказочница: У меня в корзине разноцветные карточки, на них написаны названия сказок, чтобы определить какую сказку я буду вам читать, надо вытянуть карточку с названием сказки. Полина давай ты вытянешь карточку с названием сказки, и мы узнаем, какую сказку будем читать.
(Ребёнок вытягивает карточку)
Сказочница: Ну что же, садитесь ребята поудобнее на скамеечки, что бы слушать внимательно сказку.
(Дети садятся на стульчики).
Сказочница: Сказка называется «Цветок - лепесток». Эта сказка вам уже знакома?
Дети: Да.
Сказочница: Я вам буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте героев, которые встретятся в сказке, и не только запоминайте, но и обратите внимание, как герои разговаривают.
(Сказочница садится на пенёк и читает знакомую детям сказку «Цветок - лепесток»).
Чтение сказки «ЦВЕТОК- ЛЕПЕСТОК»
Жили-были бабушка да внучка Машенька. Бабушка была старенькая, а Машенька ей во всем помогала. Дрова принесет, печку затопит, кушать сварит.
Однажды бабушка заболела. Машенька села на крылечко и заплакала. Пробегала мимо мышка-норушка. Увидела Машеньку и спрашивает: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица, чего слезы горькие льешь?»
«Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».
«Не плачь, Машенька. Помогу тебе. Растет в лесу цветок-лепесток. Сорви его, принеси бабушке. Станет она здоровой, как прежде».
Машенька так и сделала. Пошла в лес. Забрела в самую чащу. Вдруг видит: цветок-лепесток . Захотела Машенька его сорвать, а тут, откуда ни возьмись, Баба Яга как загрохочет, как захохочет: «Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка».
А Машенька отвечает: «Не пугай меня, Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».
Села Машенька на пенек и запела песенку. Баба Яга слушала-слушала и заснула. Лежит, храпит, земля дрожит. Сорвала Машенька цветок и бросилась прочь из леса. Вернулась домой, отдала бабушке цветок, и она стала здоровой, как прежде. До сих пор живут они, поживают, и горя не знают.
О. Шорохова
Сказочница: Интересная сказка? Вам понравилась?
Дети: Да!
Сказочница: Какие герои встретились в сказке?
Дети: Машенька, мышка, баба Яга, бабушка.
Сказочница: Правильно. Ребята, тогда скажите, почему плакала Машенька?
Дети: Потому что у неё заболела Бабушка?
Сказочница: А хорошо быть старым, больным человеком или плохо и почему?
Размышления детей: Плохо, потому что больной очень слаб, нечего не может делать, у него что-то болит, нет настроение, быстро устают, часто болеют.
Воспитатель: Скажите, ребята, если бабушке нездоровится, то лицо у нее не веселое, а...
Дети: грустно
Воспитатель: Она ходит не быстро, а...
Дети: медленно
Сказочница: Если лицо грустное, как это можно выразить глазами и бровями? Кто покажет?
(Ребёнок изображает грустное лицо)
Сказочница: Правильно, брови сдвинуты, глаза задумчивые, молодцы!
Сказочница: Давайте, изобразим больную, старенькую Бабушку, но сначала посмотрим, как это делает Ваня, у него хорошо получается.
(Ребёнок стоя изображает больную и старенькую бабушку).
Сказочница: Правильно, глаза грустные, брови сдвинуты, спина согнута, рука поглаживает спину, и туловище слегка наклонено вперёд, прихрамывает.
Сказочница: Молодец Ваня, а теперь давайте все вместе изобразим больную и старую бабушку.
ПАНТОМИМА «БОЛЕЗНЬ».
(Дети стоя изображают больную и старенькую бабушку).
Воспитатель: А почему надо жалеть и помогать старым и больным людям?
Размышление детей: Потому что они слабые, быстро устают, не могут себе помочь, болит спина.
Воспитатель: Правильно, вот и Машенька расстроилась, что у неё заболела Бабушка, и она не просто грустила, а ...
Дети: горевала.
Воспитатель: Когда Машенька сидела на крылечке и горевала, она была не веселая, а….
Дети: грустная
Воспитатель: А каким голосом она отвечала мышке-норушке?
Дети: грустным, печальным, тихим.
Воспитатель: Ксюша, давай ты скажешь таким же голосом, как Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».
(Ребенок повторяет слова Машеньки).
Воспитатель: Молодец Ксюша! А теперь пусть попробуют сказать также Артем и Ваня.
(Дети повторяют слова Машеньки).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давай те все вместе скажешь таким же голосом, как Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».
Дети: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».
Сказочница: Давайте, изобразим, как Машенька грустила, но сначала посмотрим, как изобразит Даша.
(Ребёнок изображает грустную девочку).
Сказочница: Как хорошо ты изобразила грустную Машеньку. Правильно, лицо печальное, глазки опущены. Давайте теперь все вместе изобразим.
(Дети изображают грустную Машеньку)
ПАНТОМИМА «ГРУСТЬ»
Дети изображают грустную девочку.
Воспитатель: А кто подбежал к Машеньке, когда она сидела на крыльце и плакала?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Каким голосом говорила мышка-норушка? Не громким, а.
Дети: тихим.
Воспитатель: Не грубым, а ...
Дети: ласковым.
Воспитатель: Давай так же ласково скажем «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица?».
Дети: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица?»
(Нескольких детей воспитатель просит, повторить отдельно слова).
(Дети повторяют слова мышки)
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо!
Воспитатель: Как вы понимаете, «красна – девица»?
Высказывание детей: Красивая, прекрасная, добрая девушка.
Воспитатель: Чем помогла Мышка Машеньке?
Дети: Подсказала, где растёт волшебный цветок - лепесток.
Воспитатель: А для чего нужен был цветок – лепесток?
Дети: Чтобы Бабушка стала здоровой как прежде.
Воспитатель: Правильно. Значит, Машенька была не злая, а ...
Дети: добрая.
Воспитатель: Она хотела спасти бабушку. Так должны поступать все добрые люди.
Воспитатель: Ребята, когда Машенька пошла в лес, то он был не просто темный, а ...
Дети: дремучий.
Воспитатель: Машенька по лесу шла-шла. Ребята, а как вы понимаете выражения «Шла-шла-шла»?
Дети: долго шла, дальняя дорога, было очень далеко.
Сказочница: Да, она очень долго шла и поэтому очень устала. Давайте, изобразим уставшую Машеньку, но сначала посмотрим, как изобразит Маргарита.
(Ребёнок изображает уставшую девочку).
Сказочница: Правильно, голова поникшая, руки свободно опущены в низ. А теперь давайте все вместе изобразим уставшую девочку.
(Дети изображают уставшую девочку)
ПАНТОМИМА «УСТАЛОСТЬ»
Дети стоя передают состояние усталости.
Сказочница: Молодцы, хорошо получилось. Ребята, Машенька долго шла, устала и в какой лес она пришла?
Дети: дремучий.
Сказочница: Как вы понимаете слово «дремучий»?
Размышление детей: Тёмный, страшный, непроходимый, густой .Даже солнечные лучи сквозь деревья не пробиваются.
Сказочница: Правильно. Ребята давайте подойдем друг к другу близко и изобразим густой дремучий лес.
ФИЗМИНУТКА «ЛЕС»
Под музыкальный отрывок дети встают близко друг к другу, напрягают мышцы рук, ног и резко раскачиваются, изображая дремучий лес с кривыми ветками.
Сказочница: Правильно, деревья стоят близко друг к другу, даже не пройти, и солнышко не проходит, поэтому темно в лесу. Деревья качаются, ветки кривые всех пугают, очень страшно. Молодцы, какой дремучий, непроходимый, тёмный и страшный лес вы изобразили.
Сказочница: А теперь давайте покажем лес у дома бабушки.
Под другой музыкальный отрывок (вальс) дети разбегаются подальше друг от друга, расслабляют мышцы, изображая красивые деревья, с которые растут у дома бабушки, движения становятся плавными.
Сказочница: Правильно, деревья стоят не часто, можно пройти через такой лес и солнышко освещает. Деревья стройные, слегка качаются красивые ветки, и совсем не страшно по такому лесу ходить.
(Дети изображают лес у дома бабушки)
Сказочница: Ребята мы отдохнули, расслабились, а теперь продолжим нашу беседу по сказке.
Воспитатель: Ребята, а кого встретила Машенька в дремучем лесу?
Дети: В дремучем лесу Машенька встретила Бабу Ягу.
Воспитатель: А когда Машенька разговаривала с Бабой-Ягой, она говорила не тихо, а ...
Дети: громко.
Воспитатель: Правильно, потому что Машенька, бала какая? ...
Дети: смелая.
Сказочница: Ребята, а как вы догадались, что Машенька была смелой?
Размышление детей: Она не испугалась Бабы-Яги.
Сказочница: Ребята, а что значит смелый человек?
Высказывания детей: Он храбрый, ничего не боится, громко говорит, смотрит в глаза, помогает слабым.
Сказочница: А кто нам изобразит смелую Машеньку? Давай Ксюша изобрази нам смелую Машеньку.
( Ребёнок изображает смелую Машеньку).
Сказочница: Правильно, голова приподнята, рука на поясе и топают ногой, произносят «Не пугай меня Яга, не боюсь я тебя!». А теперь ребята, давайте все вместе изобразим смелую Машеньку.
ПАНТОМИМА «СМЕЛОСТЬ»
Дети встают в круг изображают в мимике и движениях.
Воспитатель: Молодцы ребята! А почему Машенька так смело разговаривала с Бабой-Ягой?
Размышление детей: Потому что очень любила бабушку, хотела ей помочь.
Воспитатель: А Баба Яга была не добрая, а…
Дети: злая.
Воспитатель: Она была не маленькая, а ...
Дети: большая.
Воспитатель: Баба-Яга говорила голосом не ласковым, а ….
Дети: злым, грубым, страшным.
Сказочница: Ребята, а что значит злой человек?
Размышление детей: У него хмурые брови, громко, грубо говорит, кричит.
Сказочница: Давайте изобразим злую и страшную Бабу-Ягу и громко захохочем. Но сначала пусть кто-нибудь изобразит злую и страшную Бабу Ягу и произнесет «Ха-ха-ха, не отдам цветка, не отдам лепестка». Кто хочет показать? Давай Кирилл изобрази.
(Ребёнок изображает злую и страшную Бабу-Ягу).
Сказочница: Правильно, выражение лица злое, брови сдвинуты,
громко произносит ха-ха-ха. А теперь давайте каждый из вас изобразит свою злую и страшную Бабу-Ягу.
ПАНТОМИМА «ЗЛОСТЬ»
Дети стоя показывают злую Бабу-Ягу: выражение лица злое, громко произносят:» ха-ха-ха, не отдам цветка, не отдам лепестка».
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое доброе дело сделала Машенька?
Размышления детей: Машенька принесла волшебный цветок и бабушка выздоровела.
Воспитатель: Когда Машенька принесла цветок-лепесток, она была не грустная, а...
Дети: Весёлая.
Сказочница: Давайте покажем веселую Машеньку. Кто хочет показать? Давай Настя изобрази весёлую Машеньку.
(Ребёнок изображает сидя на скамейке весёлую Машеньку)
Сказочница: Правильно. Улыбается и двигает головой. А теперь давайте все вместе изобразим веселую Машеньку.
ПАНТОМИМА «ВЕСЕЛЬЕ»
(Дети, сидя на скамейках улыбаются и двигают головой)
Сказочница: Молодцы ребята! Я верю, что наши дети будут такими же отзывчивыми, добрыми, ведь они так много знают и умеют. Как настоящие артисты изобразили героев сказки, размышляли, высказывали свои мнения.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам начинать делать добрые дела прямо сегодня. Давайте сделаем такой же разноцветный «Цветок-лепесток», и напишем на лепестках свои пожелания, и пусть этот цветок-лепесток поможет печальным, грустным, и тем, кому нездоровится. Вы согласны со мной?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: А я вам подскажу, как это сделать. Пройдите, пожалуйста, за столы.
(Дети садятся за столы. На столах разноцветные листы бумаги, клеенка)
АППЛИКАЦИЯ- «ЦВЕТОК- ЛЕПЕСТОК»
Воспитатель: А теперь надо прямоугольный лист превратить в лепесток. Как это сделать? Подскажите пожалуйста.
Дети: Надо срезать углы.
Воспитатель: Правильно. Но чтобы получилось быстро и аккуратно, надо сложить лист пополам и закруглить углы. Помните, что ножницы нужно держать острием вниз. Клеем смазывает обратную сторону листа. Салфеткой протираем лишний клей. Наклеивать лепестки будем вокруг кружочка лепесток к лепестку.
Дети вырезают углы у прямоугольного листа, образуя овальную форму лепестка, и наклеивают на готовый ватман вокруг желтого круга.
Воспитатель: Молодцы ребята! Очень хорошо у вас получилось. Вы очень трудолюбивые и отзывчивые дети. А теперь мы их повесим в приемной и после прогулки напишем на лепестках наши пожелания.