Чтение художественной литературы как средство развития речи
статья по развитию речи на тему

В статье раскрывается значение детской художественной литературы в общеречевом и личностном развитии младших дошкольников,

приводятся игры по ознакомлению с литературными произведениями разных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suzdaltseva_l.v._statya.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Суздальцева Лариса Владимировна, преподаватель методики развития речи  Государственного  Бюджетного  образовательного учреждения среднего профессионального образования Педагогического колледжа № 18 «Митино», тел. 8(495)490-13-39 дом., 8(903)645-16-92 моб. 125367 Москва, Волоколамское шоссе, 80А, 62   Larisa.suzdaltseva@yandex.ru

Аннотация: в статье раскрывается значение детской художественной литературы в общеречевом и личностном развитии младших дошкольников, приводятся игры по ознакомлению с литературными произведениями разных жанров и фрагменты занятий из опыта работы воспитателей ГБОУ гимназия № 1538 (дошкольное отделение).

Ключевые слова: художественная литература, образность речи, эпитеты, метафоры, сравнения, сказка, стихотворение, фольклор, потешка, рассказ.

Чтение художественной литературы как средство развития речи

детей  младшего возраста

      Художественная литература – могучее действенное средство умственного,  нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя.    Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

        Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. По словам В.А.Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.  По мнению О.С. Ушаковой, художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т.д.  Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач  развития свободного  общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает   основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают появляться  и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные  через союзы. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

         Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, - это  необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т.д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке -белобоке», - это блестящий мини-спектакль где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.

     Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, - это формирование будущего большого читателя, культурно образованного человека.

        Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. При отборе книг для детского чтения важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствии задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, природе. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее. Повторять прочитанные стихи, инсценировать литературные произведения, рассматривать иллюстрации, рисовать на тему прочитанного.

Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также утренники, вечера досуга,  вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям.

В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная - деревянная; горница - комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

      Важно, чтобы дети правильно поняли смысл произведения, его содержание и форму. Еще К.Д. Ушинский считал необходимым предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не осложняя излишними толкованиями. С этой целью можно активизировать детей личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин.

           Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

         Для более точного восприятия произведения детям задаются вопросы, которые можно условно классифицировать так:

-позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше нравится и почему?»);

-направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему;

-обращающие внимание на языковые средства выразительности;

-направленные на воспроизведение содержания;

-подводящие к выводам.

Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

         Для того, чтобы вызвать интерес у детей к книгам,   можно предложить разные игры. Приведем примеры некоторых из них, которые эффективно используют в своей работе воспитатели нашего базового детского сада ГБОУ гимназия 1538 (дошкольное отделение «Жемчужинка»).

"Прятки  с книжкой " –  детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут  книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут,  наградой им будет чтение этой книги.

  "Герои к нам приходят " -  в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например,  в гости к детям приходит Колобок и просит  детей выполнить аппликацию воздушного шарика или нарисовать его.

"Угадай, о чём книга" – предлагают  детям рассмотреть иллюстрации  в книге, которую  ещё не читали, и просят  угадать, о чём это произведение.   "Маленькие художники "- после прочтения книги предлагают  детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся  и понравившийся эпизод произведения.

 "Закончи сказку "- рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например про  Колобка. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, лиса отругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой).

 "Из какой я сказки "- перед детьми появляется игрушка, например лиса, и говорит: "Я выпала из какой -то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните из какой я сказки?" Дети  называют сказки,  в которых живёт лиса.

 "Настольный  театр"- напоминают детям сюжет русской народной сказки "Теремок". Затем выставляют на стол несколько персонажей сказки  и предлагают  назвать недостающих  героев. В заключение показывают инсценировку сказки, используя кукольный театр. Через какое-то время дети сами озвучивают роли.

 Викторина "В мире книг"-  детям задают вопросы по знакомым литературным произведениям.

- Узнай, кто так говорил?

-Из какой сказки этот эпизод? И т. д.

          Так же воспитателями проводится  образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой.

Повторение стихотворений А.Барто из цикла " Игрушки".

          Привлекают внимание детей к яркой книге, предлагая вместе рассмотреть её. Показывают  детям  картинку, просят назвать игрушку, рассказать, какая она, что делает  или что умеет делать. Затем ритмично выразительно рассказывают  стихотворение, поощряя детей рассказывать вместе с воспитателем.

     Затем приглашают детей подойти к столу, где под салфеткой лежат заранее приготовленные игрушки, помогая каждому выбрать игрушку и встать всем в кружок. Воспитатель  говорит детям, что игрушки хотят, чтобы дети рассказали про них стихи. Затем дети рассказывают стихи про зайку,  мишку и другие игрушки. Активные действия с игровыми персонажами помогают малышам запомнить ритмичные четверостишия.

Беседа по сказке «Маша и медведь».

      Воспитатель предлагает детям  послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу. Говорит, что сказка называется "Маша и медведь".

Затем рассказывает сказку, показывая в процессе рассказывания  красочные иллюстрации. После прочтения задает детям вопросы:

- Расскажите, как Машенька попала  в лес? (позвали подружки, отпросилась у бабушки пойти в лес).

- Что сказал Маше медведь, когда вернулся домой? (будешь жить со мной, еду мне готовить, не уходи, а то съем.)

- Расскажите, что придумала Машенька, чтобы перехитрить медведя? (Испекла пирожки, попросила мишку отнести бабушке и дедушке, залезла в короб).

- Как бабушка и дедушка нашли свою внучку? (Мишка бросил короб, убежал от собак, бабушка и дедушка вышли, смотрят, а там Машенька).

Воспитатель предлагает детям поиграть в эту сказку. Выбирает сначала одного ребёнка для роли Маши и одного для роли медведя, помогает им войти в образы. Остальные дети - зрители. Дети разыгрывают эпизод "Мишка несёт короб бабушке и дедушке".

         Воспитатель обращает внимание детей на то, как следует изменять голос, помогает  придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, лукаво, весело). Можно повторно разыграть эпизод с другими детьми. Игра в сказку продолжается, пока сохраняется интерес детей.

Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Воспитатель проговаривает малышам потешку, сопровождая слова движениями:

Ручки мыли? Мыли.        Дети имитируют мытьё рук,

А ушки мыли? Мыли.        ушей и.т.д.

А щёчки? Тоже мыли.

Всё помыли, ничего не забыли.

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

- Раз вы умылись, тогда подружитесь с Мойдодыром. Знаете, кто это такой? Нет? Тогда садитесь удобно и слушайте сказку К.Чуковского "Мойдодыр".

Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций.

Содержание беседы:

- Как называется эта сказка?

- О ком рассказывается в сказке? (О мальчике - грязнуле и Мойдодыре.)

- Расскажите, что случилось с мальчиком?

- Кто заставил грязнулю умыться? (крокодил).

- Давайте все скажем слова Мойдодыра ( "Надо, надо умываться....")

- А вам какой мальчик больше нравится: каким он был вначале или каким стал потом?

       Воспитатель подводит детей к тому, что они должны быть всегда чистыми и опрятными, следить за своим внешним видом.

 Рассказывание русской народной сказки " Козлятки и волк ".

         Воспитатель  показывает иллюстрацию - изображение избушки. Предлагает детям назвать, что нарисовано  на картинке  (избушка, домик, теремок).

- Хотите, я расскажу, кто живёт в этой избушке? Тогда слушайте  сказку (в процессе рассказывания  воспитатель использует иллюстрации).

Беседа:

- Почему коза уходила в лес? (Воспитатель стимулирует использование детьми новых словосочетаний - есть траву шёлковую, пить воду студёную).

- Что наказывала коза козлятам? (Воспитатель приглашает детей всем вместе произнести слова наказа и повторить песенку).

- Расскажите, как волк хотел забрать козлят? (Воспитатель помогает детям дать развёрнутый ответ).

- Каким голосом пел волк песенку козы? Попробуем так спеть.

- Как мама-коза спасла козлят? (Воспитатель помогает детям ответить на вопрос: ..и стали..., коза перепрыгнула...,а живот у него...)

-Как можно сказать про  маму-козу? Она какая? (большая, добрая). Какой волк? (большой, злой). Какие козлятки? (маленькие, глупенькие).

-А ещё козлятки очень весёлые. Как вы думаете, что козлята делали, когда коза уходила в лес? (прыгали, скакали, играли).

Воспитатель предлагает детям повеселиться, как козлятки, раздаёт шапочки, включает фрагмент музыкальной сказки.

         Важное  значение для ознакомления ребёнка с художественной литературой, его общеречевого развития имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, узнает смысл новых слов, пополняет свой словарный запас, закладываются основы связной речи.  Совместное чтение сближает взрослых и детей. Поэтому, к чтению произведений художественной литературы детям необходимо привлекать  родителей, популяризировать  традиции семейного чтения.

          Это очень важная составляющая в системе семейного воспитания. Родители помогают привить детям любовь к книгам. Так, в детском саду «Жемчужинка»  с родителями проводят индивидуальные беседы на тему «Ах, как книжка хороша – воспитает малыша!»,  анкетирование «Детская книга в семейном чтении»,  групповые консультации на тему «Писатели и поэты – детям»,  родительские встречи, собрания, мастер-классы. Их тематика: «Художники-иллюстраторы детской книги», «Сказка в воспитании и развитии детей», «Малые формы фольклора как средство развитие речи детей». Интересен совместный конкурс "Нарисуй потешку".                                                                                                                                  

        Таким образом, совместная работа детского сада и семьи по приобщению детей к лучшим образцам детской художественной литературы дает положительные результаты – развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически  правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.

Литература:

  1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.  - М., 1999
  2. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. – М., 1990
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979
  4. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей  3 – 5 лет.  – М., 2012
  5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с художественной литературой и развитие речи. – М., 2012
  6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения  в 6 томах.  - Т. 2. –  М., 1988
  7. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 5 томах. – М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Чтение художественной литература как сриедство развития речи детей

методическая разрабока о необходимости чтения художественной литературы....

НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».

Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России;   Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....

Художественная литература как средство развития речи детей раннего возраста.

Статья о влиянии художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста....

"Чтение художественной литературы как средство развития детей"

quot;Чтение художественной литературы как средство развития детей"...

Консультация «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на разв...