Памятки по чтению
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Екатерина Андреевна Гетманченко

Памятки по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_po_chteniyu.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей младшего дошкольного возраста

 

Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной

игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность.

А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые?

Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах

может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и

приключениями?

ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ? Чтение дает ребенку новые знания,

развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную

фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу,

усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным

отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен.

Энергия родителей — самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он

должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось

«прятаться за мамину юбку». Чтение — хороший момент для того, чтобы

просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов

общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.

КАК ЧИТАТЬ?

 Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу

домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в

комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой

момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего

спонтанно.

 Чтобы привить любовь к чтению, сделайте этот процесс «священным

ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это

всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте

чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных

делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем,

а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к

чтению выразительным, таинственным голосом.

 Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как

можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу

живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают

интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

 Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким»

голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко

произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить

родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

 Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает

как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и

превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть

понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю

«музыку» стиха (если он, талантливо написан).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ?

Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать

одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все

ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это

есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности.

Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и

предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за

рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговаривать

малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет

время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать

перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или

яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете

заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный

сюжет незнакомой книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей старшего дошкольного возраста

 

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители

имеют большие возможности для того, чтобы подготовить его к встрече с

новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории.

Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня

необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш

настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время

всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение

должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает

ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает

восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в

затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на

сказочный, фантастический лад.

Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем,

поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за

вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором)

рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся

говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.

Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям.

Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения,

требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут

повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное

волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и

выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и

развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и

сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать

наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

 

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это

почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Рассматривать книгу

желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать

страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед

детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой,

выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют

и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать

музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они

наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. Взрослый должен

тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда

уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям

нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но

иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то

тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки,

старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или

грустную ситуацию, но не «перебарщивайте».

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. Однако при

пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль

произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски,

затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим

рассказом. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был

счастливый конец. 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть,

для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый

семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда,

когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом

от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в

своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка:

позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою

личную библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что

интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Найдите время

и помогите чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам

самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам

книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в

нужное русло.

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению

1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должныбыть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.

8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.

10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.

11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки.

12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.

Правила дошкольнику «Как обращаться с книгой»

1. Книги надо брать чистыми руками.

2. Книги нельзя рвать.

3. Книги нельзя мять.

4. Нельзя рисовать на книгах.

5. Нельзя загибать углы.

6. При чтении книги пользоваться закладкой.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

- несколько книжных полок

- книжный шкаф

- стеллажи с книгами

- другое _______________________________________________

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

- да

- нет

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

- каждый день

- каждый вечер перед сном

- когда попросит

- иногда

4.Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Назовите, пожалуйста, недавно прочитанные ребенку произведения:

_____________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

- да

- нет

- иногда

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

- да

- нет

- не знаю

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? ________________

________________________________________________________________

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

- да

- нет

- не знаю

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? ______________________

_________________________________________________________________

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

_________________________________________________________________

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок? ___________

13. Читает или рассматривает ваш ребенок книги самостоятельно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Семейное чтение"

Книга – верный помощник родителей в воспитании духовности у детей....

Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"215"}}]]...

Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.

Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст надо не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создава...

Памятка "Правила чтения книг ребенку"

Памятка "Правила чтения книг ребенку"...

ПАМЯТКА «Правила чтения книг ребенку»

Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению....

ПАМЯТКА «Правила чтения книг ребенку»

Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению....