Использование речевых игр в работе с детьми ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Музыка Юлия Владимировна

Консультация для родителей. В статье описано, что такое речевые игры и как в них играть, приведены примеры речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые  ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба-Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд и т.д. особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы найдете их на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.

В чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы-Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом -играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Ели в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике -грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке -низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, сто рублей!

Аты-баты, заходите,

Выпьем чаю

поскорей!

Дети маршируют.

Прикладываютправую руку к голове - «отдают честь».

Маршируют.

Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Маршируют.

Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».

Маршируют.

Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Маршируют.

Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Маршируют.

Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Маршируют.

Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.

Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».

Соединяют большой и указательный пальцы правой руки  - над «блюдцем» держат «чашечку». 

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи,

Ели булки,

Калачи.

Бабка Ёжка прилетела,

Все бараночки поела,

Нам остался лишь батон,

Кто не съел,

Тот вышел вон!

Слегка расставляют ноги и сгибают их в

коленях, опираются  руками в бедра -

«сидят на печке».

Выставляют правую руку в сторону -

«держат на ладони булку».

Выставляют левую руку в сторону -

«держат на ладони калач».

Расставляют слегка ноги, пружинят  -

«сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат

помело», левой кистью руки выполняют

круговые движения в воздухе - «ветерок от

полета».

Соединяют большие и указательные пальцы

рук в колечки - «бараночки», говорят с

обидой в голосе - «забрали наши

бараночки».

Вытягивают руки перед собой - «держат

длинный батон», говорят с сожалением в

голосе.

Кладут обе руки на живот.

Выставляют  в  сторону  левую  руку,

указательным пальцем указывают на

«выход». 

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу.

Каша пшенная с дымком,

Каша пшенная с дымком,

С хлебом,

С маслом,

С молоком.

Взяли мы большие ложки,

Съели все до самой крошки!

Вот какая каша

У бабушки Наташи

Соединяют ладони перед собой - делают

«тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.

Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук ~ «кружка».

Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - «две ложки».

Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», понося «ложки» ко рту.

Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.

Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Речевая игра «Барабек»

(из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек

И корову,

И быка,

И кривого мясника,

И телегу,

И дугу,

И метлу,

И кочергу,

Скушал церковь,

Скушал дом,

Скушал кузню с кузнецом,

А потом и говорит:

  • У меня живот болит!!!

Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят,

переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.

Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст

с удивленной интонацией.

Приставляют указательные пальцы к голове - «рога»,

говорят низким голосом.

Убираю руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка

наклонив голову, - «упрямый бык».

Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».

Слегка расставив  ноги,   опираются  о  колени руками,

локти в стороны — «сидят на телеге».

Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».

Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в

ней «метла».

Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают

резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть

сгибают - «кочерга в печи».

Стоят прямо, один кулак обнимает другой,  большие

пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча»,

голову наклоняют вниз, смотрят на «свечку», произнося

текст серьезно и негромко - «мы в церкви».

Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики

пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».

Двумя  руками   берут   воображаемый  молот,   широко

замахнувшись говоря активно, энергично, в ритме

движений.

Разводят руки в стороны.

Берут  живот двумя  руками, сгибаются   и   говорят

тоненьким голосом, жалостливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста

- Актуальность использования речевых гимнастик в работе с дошкольниками.- Комплексы речевых гимнастик....

Использование массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является массаж.Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует и...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

«Использование речевых игр в работе детьми дошкольного возраста»

Правильная речь является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание....