Использование речевых игр в работе с детьми ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация для родителей. В статье описано, что такое речевые игры и как в них играть, приведены примеры речевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба-Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд и т.д. особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы найдете их на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.
В чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы-Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом -играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Ели в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике -грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке -низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми.
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, сто рублей!
Аты-баты, заходите,
Выпьем чаю
поскорей!
Дети маршируют.
Прикладываютправую руку к голове - «отдают честь».
Маршируют.
Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Маршируют.
Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».
Маршируют.
Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».
Маршируют.
Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.
Маршируют.
Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Маршируют.
Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.
Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи,
Ели булки,
Калачи.
Бабка Ёжка прилетела,
Все бараночки поела,
Нам остался лишь батон,
Кто не съел,
Тот вышел вон!
Слегка расставляют ноги и сгибают их в
коленях, опираются руками в бедра -
«сидят на печке».
Выставляют правую руку в сторону -
«держат на ладони булку».
Выставляют левую руку в сторону -
«держат на ладони калач».
Расставляют слегка ноги, пружинят -
«сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат
помело», левой кистью руки выполняют
круговые движения в воздухе - «ветерок от
полета».
Соединяют большие и указательные пальцы
рук в колечки - «бараночки», говорят с
обидой в голосе - «забрали наши
бараночки».
Вытягивают руки перед собой - «держат
длинный батон», говорят с сожалением в
голосе.
Кладут обе руки на живот.
Выставляют в сторону левую руку,
указательным пальцем указывают на
«выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу.
Каша пшенная с дымком,
Каша пшенная с дымком,
С хлебом,
С маслом,
С молоком.
Взяли мы большие ложки,
Съели все до самой крошки!
Вот какая каша
У бабушки Наташи
Соединяют ладони перед собой - делают
«тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.
Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук ~ «кружка».
Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - «две ложки».
Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», понося «ложки» ко рту.
Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек»
(из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек
И корову,
И быка,
И кривого мясника,
И телегу,
И дугу,
И метлу,
И кочергу,
Скушал церковь,
Скушал дом,
Скушал кузню с кузнецом,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!!!
Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят,
переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст
с удивленной интонацией.
Приставляют указательные пальцы к голове - «рога»,
говорят низким голосом.
Убираю руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка
наклонив голову, - «упрямый бык».
Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными
пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
Слегка расставив ноги, опираются о колени руками,
локти в стороны — «сидят на телеге».
Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь
кончиками пальцев, - «дуга».
Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в
ней «метла».
Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают
резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть
сгибают - «кочерга в печи».
Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие
пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча»,
голову наклоняют вниз, смотрят на «свечку», произнося
текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Двумя руками берут воображаемый молот, широко
замахнувшись говоря активно, энергично, в ритме
движений.
Разводят руки в стороны.
Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят
тоненьким голосом, жалостливо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование речевых игр на занятиях с детьми
Рекомендации воспитателям....
Использование речевых гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста
- Актуальность использования речевых гимнастик в работе с дошкольниками.- Комплексы речевых гимнастик....
Использование массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является массаж.Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует и...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое...
«Использование речевых игр в работе детьми дошкольного возраста»
Правильная речь является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание....
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...