"Развивайте речь дошкольника"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развивайте речь дошкольника.
Ваш ребенок растет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но и сложные предложения. Ребенок чище и внятнее произносит звуки, которые еще совсем недавно не мог выговорить.
Но вслушайтесь в речь сына, дочери. И вы заметите, сколь скудны еще познания ребят о живой и неживой природе, о событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.
Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинноследственные связи (потому что, оттого, что) ; делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф-все это зимняя одежда), сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от чайной, варежки от перчаток). Они подмечают общее в словах, схожих по значению.
В повседневном общении с ребенком мы обогащаем его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Допустим, мать, разговаривая с дочерью, вдруг говорит ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки. Кто же это?» Оля задумалась, но, заметив лукавинки в маминых глазах, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку»,— предложила мать. «О чем загадать?» — спросила девочка. «О чем хочешь». Оля попыталась загадать «ответную» загадку о маме, но это у нее не получилось. Потом она бросила взгляд на лежащий рядом на полу мяч и сказала: «Красный, круглый, большой. Им играют».— «Упругий, ре зиновый, скачет по полу»,— добавила мать.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, 'оказываются прекрасным средством обога щения словаря детей. Например, в играх «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Что из чего сделано» и другие (их можно придумывать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, черное). Игра будет интересной, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.). Право мерен вопрос матери, отца: «Где найти время для занятий с ребенком?» Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером в кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания.
Детей затрудняет обобщение, классификация предметов. Для закрепления названия овощей, фруктов, их качества, цвета, величины, вкуса можно в течение 7—10 минут поиграть в игру «Чудесный мешочек». Заранее позаботьтесь о том, чтобы игра
получилась интересной, порадовала ребенка. Сшейте яркий полот няный мешочек, затягивающийся шнуром (пригодится он не один раз) . Положите незаметно в него средней величины мытые свежие овощи: лук, огурец, свеклу, морковь, картофель, помидор — или фрукты: яблоко, грушу, айву, сливу, что-то еще. Можно положить предметы и на тарелку, накрыв их салфеткой, чтобы не было видно.
Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком, обогащайте его словарь, развивайте речь. Например, прогуливаясь вместе по лесу, загадайте ему несколько загадок: «Зимой и летом одним цветом»; «Белая скатерть все поле покрыла». Обратите внимание его на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Приведите пословицы и поговорки. Например: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. п. Язык их образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговорах с ребенком.
Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника.
Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Хорошо, если вы приобретаете стихи, сказки, записанные на пластинках. Ребенок слушает их в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, что, естественно, усиливает воздействие на его воображение, чувства, выразительность речи.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нем природу, конкретную ситуацию, в которых действуют герои.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей — коллективное чтение вслух. Его заменили радио, телевизор, видеосистемы. Но именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идет, что было потом и т. д.
Развитию речи детей помогают картинки, рассказы по ним. Хорошо использовать наборы открыток, иллюстрации в «Азбуке в картинках», в книге «Русский язык в картинках», рисунки из старых журналов, детских книг.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными, помогите, если ребенок затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Интересные рассказы могут получиться при составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу или ребятам в детский сад во время болезни самого ребенка. Составление письма окажет и воспитательное воздействие, вызывая добрые чувства к близким или друзьям.
Можно сделать альбом, куда вы будете записывать ребячьи рассказы. Разрешите ребенку самому иллюстрировать его. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать их много лет спустя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА»
Вашему ребенку шесть лет. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно...
Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»
Консультация для родителей "Развиваем речь дошкольников" нужна для привлечения родителей к проблеме развития речи ребенка, где раскрываются не только основные ошибки в речи детей, но и советы по их пр...
« Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
Консультация для родителей....
Развивайте речь дошкольника
Вашему ребенку пошел пятый год. Вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить св...
Статья "Развиваем речь дошкольникам дома"
Статья о развитии речи дошкольников в семье...
Консультации для родителей по развитию речи " Развиваем речь дошкольника"
Советы по развитию речи детей. Речевые нормативы....
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...